СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

Цель и задачи:

- помочь осмыслить истоки написания произведения, состояние, переживаемое в это время поэтом;

- расширить представление о передаче эмоций через художественный текст; познакомить с понятиями  «антитеза», «инверсия»;

- развивать навыки осмысленного чтения,  умение  «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать жизненный личный опыт;

- способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова; формировать положительное отношение к знаниям, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет поэта, записи на доске, эпиграф:

                                                                                                   Я сын страдания…

                                                                                                                  М.Ю.Лермонтов

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. «Тучи»»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

Цель и задачи:

- помочь осмыслить истоки написания произведения, состояние, переживаемое в это время поэтом;

- расширить представление о передаче эмоций через художественный текст; познакомить с понятиями «антитеза», «инверсия»;

- развивать навыки осмысленного чтения, умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать жизненный личный опыт;

- способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова; формировать положительное отношение к знаниям, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет поэта, записи на доске, эпиграф:

Я сын страдания…

М.Ю.Лермонтов

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

4. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Парус»

5. Работа по теме урока

1) Вступительная беседа

- Посмотрите на эпиграф (записан на доске)

- «Я сын страдания» Почему Лермонтов так написал о себе?

Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика был капитаном в отставке Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его.

Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья.

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он много читает, лепит, рисует акварелью. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы. Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полная любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ.

В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и Пушкин.

- Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)

Физминутка

2) Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

А) - Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять. Что общего в судьбе поэта и туч?

Но сначала поработаем над словарными словами.

Странник –

Лазурный –

Жемчуг –

Изгнанник –

Преступление –

Клевета –

Тяготить –

Б) Выразительное чтение учителем.

Слово о создании стихотворения.

«Тучи». В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!...». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружали поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»

В) Анализ

- Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

- Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?

- Какие слова кажутся грустными?

- С кем сравнивает поэт этот образ?

- Почему они странники? Кто же их гонит?

- О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?

- Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)

- Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова? (несчастным, одиноким, изгнанником.)

- В судьбе Лермонтова все это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?

- Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему? (Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему.)

- Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей и ты тоже должен быть надежным, верным. (беседа).

- Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? (завидует тучам)

- Найдите эпитеты: (вечно холодные, вечно свободные, нивы бесплодные и т.д.)

- Ребята, вспомните вопрос в начале урока. Что общего в судьбе поэта и туч? Давайте, сравним их.

ТУЧИ

ПОЭТ

1 Наскучили нивы бесплодные

Отправляется не по своей воле

2 Вечно холодные, вечно свободные в т.ч. от людских страданий.

Не свободен, он гоним.


3 Нет родины, нет изгнания.

Равнодушные ко всему



Есть любимая Родина, он любит ее, страдает, так как его могут изгнать из нее. Он не променяет

свою судьбу, печаль.

- Поэт противопоставляет свою жизнь с жизнью туч, сопоставляется два типа отношений к жизни.

3) Выразительное чтение стихотворения учениками

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Ответить на вопрос №2 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 179), научиться выразительно читать стихотворение «Тучи»

8. Комментированное выставление оценок

9. Рефлексия














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!