СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. О Войне 1812 года. Кутузов. Напоелон. Бородинское сражение. Итоги. 2. История создания произведения. 3. Словарная работа. 4. Подумаем! 5. Итоги и выводы. 6. Д.з.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов "Бородино"»

Цели и задачи урока: Заинтересовать учащихся творчеством и личностью поэта. Рассказать о безмерной любви к Отечеству, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от захватчиков. Развивать чувства патриотизма, чувство собственного достоинства , гордости за своих предков Развивать навыки чтения стихотворного текста

Цели и задачи урока:

  • Заинтересовать учащихся творчеством и личностью поэта.
  • Рассказать о безмерной любви к Отечеству, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от захватчиков.
  • Развивать чувства патриотизма, чувство собственного достоинства , гордости за своих предков
  • Развивать навыки чтения стихотворного текста
Заглянем в прошлое… О событиях 1812 года . Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики. Келлерман «Атака»

Заглянем в прошлое…

О событиях 1812 года .

Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики.

Келлерман «Атака»

Наполеон ( 1769-1821гг.) Это был решительный, строгий военачальник , вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики , поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610тысяч человек . (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек )

Наполеон ( 1769-1821гг.)

Это был решительный, строгий военачальник , вел победоносные захватнические войны.

В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики , поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Армия Наполеона составляла 610тысяч человек .

(Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек )

Почему эту войну назвали Отечественной? Наполеоновской армии в этой войне не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только русская армия , но и весь народ . Гесс «Переправа через Березину»

Почему эту войну назвали Отечественной?

Наполеоновской армии в этой войне не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только русская армия , но и весь народ .

Гесс «Переправа через Березину»

Михаил Илларионович Кутузов (1847 – 1813 г.г.) Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал  М.И. Кутузов применил тактику изматывающих боев . Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России. Волков «Портрет Кутузова»

Михаил Илларионович Кутузов

(1847 – 1813 г.г.)

Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал

М.И. Кутузов применил тактику изматывающих боев . Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Волков «Портрет Кутузова»

Накануне переломного сражения. Решающее сражение было дано на поле около с ела Бородина, что в Можайском районе Московской области . Это сражение вошло в историю под названием «Бородинская битва» Шепелюк «Бородинское сражение»

Накануне переломного сражения.

Решающее сражение было дано на поле около с ела Бородина, что в Можайском районе Московской области . Это сражение вошло в историю под названием «Бородинская битва»

Шепелюк «Бородинское сражение»

Итоги Войны 1812 года. Бородинское сражение проиграно. Потери у французов – около 50 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Москва была оставлена русскими. Наполеон вошел в столицу. Жил там несколько месяцев (с сентября до зимы) Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалость. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Остатки наполеоновской армии пошли обратно по Смоленской разграбленной дороге. Погибали от холода, голода и нападений партизанских отрядов. Война была выиграна всем русским народом. Пряничников «В 1812 году»

Итоги Войны 1812 года.

  • Бородинское сражение проиграно. Потери у французов – около 50 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек.
  • Москва была оставлена русскими. Наполеон вошел в столицу. Жил там несколько месяцев (с сентября до зимы)
  • Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалость. Французы стали отступать. Наполеон бежал.
  • Остатки наполеоновской армии пошли обратно по Смоленской разграбленной дороге. Погибали от холода, голода и нападений партизанских отрядов. Война была выиграна всем русским народом.

Пряничников «В 1812 году»

Стихотворение «Бородино» К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года   и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа . Ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».  Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина , ветерана Отечественной войны, В какой-то степени образ повествователя в стихотворении на пересекается с личностью Столыпина.

Стихотворение «Бородино»

  • К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года   и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием.
  • Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа .
  • Ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
  • Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина , ветерана Отечественной войны,
  • В какой-то степени образ повествователя в стихотворении на пересекается с личностью Столыпина.
Заглянем в словарь   Уланы Драгуны Мусью Хват Булат Редут Лафет Кивер Картечь Бивак

Заглянем в словарь

Уланы

Драгуны

Мусью

Хват

Булат

Редут

Лафет

Кивер

Картечь

Бивак

Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью

Редут –

в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью

  станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки Лафет –

станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки

Лафет –

 начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии Картечь –

начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии

Картечь –

  привал, расположение войск вне населенного пункта Бивак –

привал, расположение войск вне населенного пункта

Бивак –

Кивер–  высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Кивер–

высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Драгун – военнослужащий кавалерийских (конных) частей. Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками). Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск

Драгун –

военнослужащий кавалерийских (конных) частей.

Улан –

военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).

Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск

 оружие булатной стали, сабля Булат

оружие булатной стали, сабля

Булат

Мусью – ироническое обращение к французу (от месье). Хват – бойкий, полный молодечества человек.

Мусью

– ироническое обращение к французу (от месье).

Хват

– бойкий, полный молодечества человек.

Подумаем! Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки ? О каком событии рассказывается в стихотворении ? Кто рассказывает о сражении? Каким вы увидели солдата-рассказчика? Почему рассказывать должен именно бывалый солдат? Когда происходит разговор: сразу после сражения ?

Подумаем!

  • Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки ?
  • О каком событии рассказывается в стихотворении ?
  • Кто рассказывает о сражении?
  • Каким вы увидели солдата-рассказчика?
  • Почему рассказывать должен именно бывалый солдат?
  • Когда происходит разговор: сразу после сражения ?
Вывод: Главная мысль произведения : безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев . В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа

Вывод:

Главная мысль произведения :

безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев . В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа

Домашнее задание:  наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» Индивидуальное задание: На 2 положительные оценки произведение целиком .

Домашнее задание: наизусть отрывок из стихотворения «Бородино»

Индивидуальное задание:

На 2 положительные оценки произведение целиком .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!