Цели и задачи урока:
- Заинтересовать учащихся творчеством и личностью поэта.
- Рассказать о безмерной любви к Отечеству, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от захватчиков.
- Развивать чувства патриотизма, чувство собственного достоинства , гордости за своих предков
- Развивать навыки чтения стихотворного текста
Заглянем в прошлое…
О событиях 1812 года .
Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики.
Келлерман «Атака»
Наполеон ( 1769-1821гг.)
Это был решительный, строгий военачальник , вел победоносные захватнические войны.
В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики , поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.
Армия Наполеона составляла 610тысяч человек .
(Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек )
Почему эту войну назвали Отечественной?
Наполеоновской армии в этой войне не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только русская армия , но и весь народ .
Гесс «Переправа через Березину»
Михаил Илларионович Кутузов
(1847 – 1813 г.г.)
Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал
М.И. Кутузов применил тактику изматывающих боев . Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Волков «Портрет Кутузова»
Накануне переломного сражения.
Решающее сражение было дано на поле около с ела Бородина, что в Можайском районе Московской области . Это сражение вошло в историю под названием «Бородинская битва»
Шепелюк «Бородинское сражение»
Итоги Войны 1812 года.
- Бородинское сражение проиграно. Потери у французов – около 50 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек.
- Москва была оставлена русскими. Наполеон вошел в столицу. Жил там несколько месяцев (с сентября до зимы)
- Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалость. Французы стали отступать. Наполеон бежал.
- Остатки наполеоновской армии пошли обратно по Смоленской разграбленной дороге. Погибали от холода, голода и нападений партизанских отрядов. Война была выиграна всем русским народом.
Пряничников «В 1812 году»
Стихотворение «Бородино»
- К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием.
- Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа .
- Ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
- Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина , ветерана Отечественной войны,
- В какой-то степени образ повествователя в стихотворении на пересекается с личностью Столыпина.
Заглянем в словарь
Уланы
Драгуны
Мусью
Хват
Булат
Редут
Лафет
Кивер
Картечь
Бивак
Редут –
в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью
станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки
Лафет –
начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии
Картечь –
привал, расположение войск вне населенного пункта
Бивак –
Кивер–
высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком
Драгун –
военнослужащий кавалерийских (конных) частей.
Улан –
военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).
Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск
оружие булатной стали, сабля
Булат
Мусью
– ироническое обращение к французу (от месье).
Хват
– бойкий, полный молодечества человек.
Подумаем!
- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки ?
- О каком событии рассказывается в стихотворении ?
- Кто рассказывает о сражении?
- Каким вы увидели солдата-рассказчика?
- Почему рассказывать должен именно бывалый солдат?
- Когда происходит разговор: сразу после сражения ?
Вывод:
Главная мысль произведения :
безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев . В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа
Домашнее задание: наизусть отрывок из стихотворения «Бородино»
Индивидуальное задание:
На 2 положительные оценки произведение целиком .