СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение "Тучи"

Категория: Литература
Тема: «Тучи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомит с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение "Тучи"»

Урок литературы в 6 классе М. Ю. Лермонтов (1814-1841). Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

Цель урока: познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Тучи», осознать символическое значение образов в этом стихотворении.

Ход урока.

Обращаемся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с детства.

Какие произведения Лермонтова вы помните? («Парус», «Бородино» — изучали в 5 классе, др.)

Он был и талантливым художником.

Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого помещена в учебнике.

— Каким изобразил себя поэт?

(Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, — это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах.)

Поэт прожил очень короткую, трагичную жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем всю жизнь, дала хорошее образование. Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается — и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе же в 1841 г. на дуэли поэт погибает

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи».

Как вы понимаете слова «степью лазурною»?

Заглядываем в толковый словарь: лазурь — светло-синий цвет, синева. «Степь лазурная» — простор неба.

Выражение «степью лазурною» употреблено в переносном значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае — бескрайних просторов неба и степи. Такие выражения называются метафорами.

Есть ли еще метафоры в этом стихотворении?

(«Цепью жемчужною» — представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу.)

В первой строфе нарисована чудесная, почти идиллическая картина. Одно слово нарушает ее. Какое? («Изгнанники».) Здесь сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» туч. Обратим внимание на выразительность эпитетов: «вечные» (этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев), «с милого севера» (очень ностальгический эпитет).

В чем особенность второй строфы?

(Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе. Это риторические вопросы, то есть не требующие ответа. Они употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания. )

Какой образ второй строфы особенно обращает внимание?

(«Друзей клевета ядовитая» — не врагов, а друзей — что может быть страшнее?)

Как разрешается стихотворение в третьей строфе?

(Отрицание: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные... / Чужды вам страсти и чужды страдания» утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. «Нет у вас родины, нет вам изгнания» — подразумевается, что изгнание «с милого севера», с родины судьба самого поэта. Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.)

Вспомним, что такое противопоставление называется антитезой..

Анализ стихотворения «Тучи»

Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу и особенно вторую ее строчку: «Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы...»? Какие слова (образы) кажутся вам овеянными грустью?

Цель этого задания задержать внимание на тех образах, которые связаны с внешним планом стихотворения, и показать, что главное здесь — не эти предметные картины, а их сопоставление с человеческой судьбой. Казалось бы, вид белоснежных, нанизывающихся друг на друга тучек, бегущих по бескрайнему голубому небу, не должен рождать уныния или тоски. Образ «вечные странники» дает иной эмоциональный ключ к строфе и всему стихотворению. Почему он важен и почему поэт сравнивает свою судьбу с судьбой туч? Образ «вечные странники» может быть прояснен ученикам эмоциональными синонимами, которые они сами будут предлагать. Странник — это тот, кто лишен родного дома, крова, приюта, может быть, даже родины. В строфе Лермонтова этот образ приобретает особую выразительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники.» Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта: и тучи, и поэт вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером». Почему же они изгнанники, кто их гонит? У Лермонтова этим вопросом открывается второе четверостишие, и конечно же, он обращен не к тучам. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Короткие вопросы-восклицания звучат не столько тревожно, сколько задумчиво. Кто выступает его гонителями, что его гонит «в сторону южную»? Задержимся на существительных: судьба, зависть, злоба, клевета, преступление... Эти слова выстроенные в один ряд, выразительно говорят о мрачных и тайных силах, обрекающих человека на несчастье, одиночество, изгнание.

Чем отличается настроение и чувство поэта в первой и второй строфах? Давайте подумаем, какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой? Ребята обычно отвечают: «друзей клевета ядовитая» Почему?

Потому что на друзей всегда надеешься, а здесь они, как враги.

Потому что поэт был очень одиноким, настоящих друзей у него не было.

Он как бы в кавычках называет их друзьями. На самом деле они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда.

А как далее от второй строфы к третьей движется поэтическая мысль Лермонтова? Поставим перед ребятами вопрос: подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворении. В последней строфе отвергается первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». Она начинается прямым отрицанием: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные...» Тучи никто и ничто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они «вечно холодные». В сущности сопоставляются два мировосприятия, два типа отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле — чувство родины. И как бы ни сильна была его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.

Дом. задание : выучить стихотворение