М. Ю. Лермонтов
«Песня про купца Калашникова»
Цель: раскрыть причину обращения Лермонтова к исторической теме, к теме чести и человеческого достоинства.
Оформление и оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М.Ю. Лермонтова, картины с изображением Москвы XVI века. Тезаурус со словами: «честь», «достоинство», «уважение», «мораль», «характер», «мужество», «решимость» и т.д. Магнитофон с записями русской народной музыки, русские народные костюмы.
Перед уроком ребятам была дана небольшая анкета.
Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове?
Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне?
Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему?
Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича?
Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»?
6. Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?
Учитель:
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – вдохновенная эпическая поэма, по духу своему близкая былинному эпосу. Былинный запев сразу показывает, что она сложена на старинный лад.
Выходит ученик в русской рубахе.
Ученик:
Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
А боярин Матвей Ромодановский
Нам чарку поднес меду пенного,
А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шелком шитое.
Угощали нас три дня, три ночи,
И все слушали – не наслушались.
Учитель:
Гость у нас. А что за гость? Отвечай, добрый молодец. Как попал сюда и зачем пожаловал?
Ученик:
Для того я сюда пожаловал, чтобы правду людям донести. Правду горькую, но истинную, историей написанную.
И помогут мне друзья мои верные. Будем сказывать мы про Москву великую века XVI-го, да про грозного царя Ивана Васильевича.
Выходит ученик в старинной русской одежде.
Ученик:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
По бокам его все опричники.
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие свое и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина заморского
Нацедить в свой золоченый ковш
И поднесть его опричникам.
– И все пили, царя славили.
Учитель:
Раз в гостях у нас такие песенники и поют они про события разные, я предлагаю вам свое мастерство показать.
Мы с ребятами будем давать вам любую тему, а вы нам на эту тему песенную строку находите, да все из одной песни, той, что про купца Калашникова.
Ученик:
Мы готовы. В песне той затронуты темы разные, и найдем мы то, что вам надобно.
А уж коли не найдем, вашей помощи попросим.
Ученица:
Про царя мы слушали, про людей его верных. Но какая песня без любви? Есть ли любовь в песне вашей?
Звучит музыка.
Ученик-песняр:
Как я сяду – поеду на лихом коне За Москву-реку покататися, Кушачком подтянуся шелковыим, Заломлю на бочок шапку бархатную, Черным соболем отороченную,– У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки И любуются, глядя, перешептываясь; Лишь одна не глядит, не любуется, Полосатой фатой закрывается… На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – словно лебедушка; | Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет. Горят щеки ее румяные, Как заря на небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитриевной. |
Как увижу ее, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться.
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казной своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Выходит ученый муж в черном плаще.
Ученый:
Я вижу, вы тут историю вспоминаете. И вспоминаете через песнь замечательную. Но должен я вам кое-что объяснить.
Слушайте и внимайте. Прозвучали слова о любви Кирибеевича к Алене Дмитриевне. А каков Кирибеевич – верный слуга царя? У него есть все: он красив, не обижен силой, богат и пользуется почестями, которые достаются ему как царскому любимцу. Как же мог он позорить честь замужней женщины? Вспомните историю.
Грозный был царь, многих казнил, никого не миловал, и опричники его полную власть имели. Забавлялись властью своей, и противостоять народ ей не смел.
Ученица:
А есть ли в песне что-то, связанное с мистикой, предсказанием судьбы?
Ученик-песняр:
Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется!
Учитель:
Чувствует Кирибеевич смерть свою. Даже сочувствие вызывает такое невольное признание из уст человека.
А расскажите нам о природе да Москве великой. О природе, которая оживает от сравнения с жизнью человеческой.
Ученик-песняр:
Над Москвою великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается слезами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Ученик:
В песнях да балладах всегда воспевались смелость и благородство, удаль русская да чистота помыслов, любовь и честность. В песне вашей найдете ли вы слова о благородстве человеческом?
Ученик-песняр:
Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…»
Ученый:
Честь издавна на Руси ценилась превыше всего. Для честного Калашникова позор жены – это и его позор, а позор для него – хуже смерти. Где-то в глубине души в поступке Кирибеевича Калашников чувствует пренебрежение боярина к простым людям. Тем решительнее его желание отомстить обидчику, постоять за святую правду-матушку. Не случайно перед боем кланяется он не только царю и святым церквям, но и всему народу русскому. Он вышел не шутки шутить и готов лучше сложить голову, чем поступиться справедливостью. В. Г. Белинский сказал о нем, что это «…одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут...» Но в этом человеке много нежности, заботы, самоотверженности. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто, громко заявив об этом, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.
Ученик-песняр:
Вот тому подтверждение в словах «Песни»:
Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести:
Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить – и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью..»
Учитель:
Живет среди людей память о герое и его подвиге: над его «могилою веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание». Подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее.
Ученик-песняр:
Схоронили его за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек – перекрестится,
Пройдет молодец – приосанится,
Пройдет девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!
Звучит громкая музыка и медленно затихает.
Учитель:
Давайте теперь проанализируем анкету, которую вы заполняли дома.
Проходит анализ анкеты.
7