СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (литературное представление)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть причину обращения Лермонтова к исторической теме, к теме чести и человеческого достоинства.

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (литературное представление)»

М. Ю. Лермонтов

«Песня про купца Калашникова»


Цель: раскрыть причину обращения Лермонтова к исторической теме, к теме чести и человеческого достоинства.

Оформление и оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М.Ю. Лермонтова, картины с изображением Москвы XVI века. Тезаурус со словами: «честь», «достоинство», «уважение», «мораль», «характер», «мужество», «решимость» и т.д. Магнитофон с записями русской народной музыки, русские народные костюмы.


Перед уроком ребятам была дана небольшая анкета.


  1. Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове?

  2. Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне?

  3. Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему?

  4. Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича?

  5. Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»?

6. Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?


Учитель:

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – вдохновенная эпическая поэма, по духу своему близкая былинному эпосу. Былинный запев сразу показывает, что она сложена на старинный лад.


Выходит ученик в русской рубахе.

Ученик:

Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника,

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился,

А боярин Матвей Ромодановский

Нам чарку поднес меду пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенце новое, шелком шитое.

Угощали нас три дня, три ночи,

И все слушали – не наслушались.


Учитель:

Гость у нас. А что за гость? Отвечай, добрый молодец. Как попал сюда и зачем пожаловал?

Ученик:

Для того я сюда пожаловал, чтобы правду людям донести. Правду горькую, но истинную, историей написанную.

И помогут мне друзья мои верные. Будем сказывать мы про Москву великую века XVI-го, да про грозного царя Ивана Васильевича.


Выходит ученик в старинной русской одежде.

Ученик:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники.

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина заморского

Нацедить в свой золоченый ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.


Учитель:

Раз в гостях у нас такие песенники и поют они про события разные, я предлагаю вам свое мастерство показать.

Мы с ребятами будем давать вам любую тему, а вы нам на эту тему песенную строку находите, да все из одной песни, той, что про купца Калашникова.

Ученик:

Мы готовы. В песне той затронуты темы разные, и найдем мы то, что вам надобно.

А уж коли не найдем, вашей помощи попросим.

Ученица:

Про царя мы слушали, про людей его верных. Но какая песня без любви? Есть ли любовь в песне вашей?


Звучит музыка.


Ученик-песняр:

Как я сяду – поеду на лихом коне

За Москву-реку покататися,

Кушачком подтянуся шелковыим,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную,–

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешептываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается…

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – словно лебедушка;


Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет.

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Аленой Дмитриевной.




Как увижу ее, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казной своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство свое?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?

Выходит ученый муж в черном плаще.


Ученый:

Я вижу, вы тут историю вспоминаете. И вспоминаете через песнь замечательную. Но должен я вам кое-что объяснить.

Слушайте и внимайте. Прозвучали слова о любви Кирибеевича к Алене Дмитриевне. А каков Кирибеевич – верный слуга царя? У него есть все: он красив, не обижен силой, богат и пользуется почестями, которые достаются ему как царскому любимцу. Как же мог он позорить честь замужней женщины? Вспомните историю.

Грозный был царь, многих казнил, никого не миловал, и опричники его полную власть имели. Забавлялись властью своей, и противостоять народ ей не смел.


Ученица:

А есть ли в песне что-то, связанное с мистикой, предсказанием судьбы?


Ученик-песняр:

Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется!

Учитель:

Чувствует Кирибеевич смерть свою. Даже сочувствие вызывает такое невольное признание из уст человека.

А расскажите нам о природе да Москве великой. О природе, которая оживает от сравнения с жизнью человеческой.


Ученик-песняр:

Над Москвою великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной,

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается слезами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?


Ученик:

В песнях да балладах всегда воспевались смелость и благородство, удаль русская да чистота помыслов, любовь и честность. В песне вашей найдете ли вы слова о благородстве человеческом?


Ученик-песняр:

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…»

Ученый:

Честь издавна на Руси ценилась превыше всего. Для честного Калашникова позор жены – это и его позор, а позор для него – хуже смерти. Где-то в глубине души в поступке Кирибеевича Калашников чувствует пренебрежение боярина к простым людям. Тем решительнее его желание отомстить обидчику, постоять за святую правду-матушку. Не случайно перед боем кланяется он не только царю и святым церквям, но и всему народу русскому. Он вышел не шутки шутить и готов лучше сложить голову, чем поступиться справедливостью. В. Г. Белинский сказал о нем, что это «…одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут...» Но в этом человеке много нежности, заботы, самоотверженности. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто, громко заявив об этом, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.


Ученик-песняр:

Вот тому подтверждение в словах «Песни»:


Как возговорил православный царь:

«Отвечай мне по правде, по совести:

Вольной волею или нехотя

Ты убил насмерть мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?»

«Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить – и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..»


Учитель:

Живет среди людей память о герое и его подвиге: над его «могилою веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание». Подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее.


Ученик-песняр:

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили.

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.


Гей вы, ребята удалые,

Гусляры молодые,

Голоса заливные!

Красно начинали – красно и кончайте,

Каждому правдою и честью воздайте.

Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!


Звучит громкая музыка и медленно затихает.


Учитель:

Давайте теперь проанализируем анкету, которую вы заполняли дома.


Проходит анализ анкеты.


7