Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу | | | |
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке. | Вводное слово учителя; поэтическая заставка; работа с эпиграфом к уроку и т. д.(на выбор). Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её. -Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. -Прежде, чем начать урок, мы с вами проверим домашнее задание. -Кто хочет прочитать отрывок, который ему больше всего понравился? -Кто прочитает по ролям диалоги Фёдота и Тоськи? -Молодцы, а теперь перейдем к теме нашего урока. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему, | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). | 2 мин |
| II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | | | |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -Что узнать тему, вы должны сказать о ком эта загадка. Мы вымыли руки И сели за стол. А он неумытый Обедать пришел. И с ним бесполезна Любая беседа - Он вымоет лапки, Но после обеда. (Кот) -Сегодня мы продолжим изучать произведение Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках». | Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, кроссворд…, слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
| Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | 2 мин |
| III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. | | | |
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | -Ребята, посмотрите на портрет М. П. Коршунова. Что вы можете сказать об этом человеке? (ответы детей) Михаил Павлович Коршунов – личность, интересная во всех отношениях. Родом писатель был из крымского города Симферополя, но большую часть жизни прожил Москве в известном «доме на набережной». Отец – Павел Коршунов – один из организаторов, а затем председатель акционерного общества «Интурист». Во время Великой Отечественной войны Михаил ушёл на фронт добровольцем. С 1948 года стал печататься в журналах «Мурзилка» и «Пионер». Первая книжка Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках» вышла в 1954 году. А потом была создана целая «школьная Вселенная» - собрание повестей и рассказов о детях разных возрастов, от самых маленьких до юношества. -Рассмотрите иллюстрацию. – Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения? - Рассмотрите кота. Опишите его. - Как кот выглядит? -Давайте прочитаем отрывок и узнаем, что же это за кот? | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. | Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
| Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
| 3 - 5 мин
|
| 2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. | | | |
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | -Сейчас я прочитаю рассказ, а вы послушайте и скажите о чем он? (ответы детей) - О чём этот рассказ? | Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). | 10 мин. |
| 3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. | | |
|
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычиты- вания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, поступками персонажей, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения. | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; | Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); | 15мин. |
| 4. Работа учащихся в микрогруппах | | | |
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. | Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, меняя по своему усмотрению ход событий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.; делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы. | Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. | Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). | 5 – 10 мин. |
|
IV. Подведение итога урока. | | | |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.
| Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) | 5 мин |
| V. Рефлексия | | | |
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. | Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. | Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. | Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |