СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Коршунов отрывок «Дом в Черёмушках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    М. Коршунов отрывок «Дом в Черёмушках»

Просмотр содержимого документа
«М. Коршунов отрывок «Дом в Черёмушках»»

Дата: 18.04.14

Класс: 1б

Школа: МБОУ СОШ №45

Учитель: Иванова Наталья Васильевна

Методист: Иванова Галина Вениаминовна

Практикант: Альберт Екатерина

Тип урока: Изучение нового материала



Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока


М. Коршунов отрывок «Дом в Черёмушках»

Цель


Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: продолжить работу над развитием умения правильно и сознательно читать и анализировать художественный текст; освоением социокультурной категории «доброта», «сопереживание»; освоением алгоритма работы в ресурсном круге, в паре.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности, развивать навыки чтения; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем; способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

- Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

- Регулятивные:

- Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

- Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)


Основные понятия

Например, при изучении русской народной сказки: классификация русских народных сказок (волшебные, бытовые, о животных); особенности устного народного творчества, его изобразительно – выразительных средств; при изучении лирического стихотворения: особенности стихотворной и прозаической речи, их отличие; что понимаем под образом – переживанием; кто такой лирический герой и т. д.

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью и музыкой.

Оборудование

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 1 кл.(«Капельки солнца»)

Дополнительная литература: например, сборники русских народных сказок; аудиозаписи сказок; диафильмы.

Электронные физкультминутки

Презентация к уроку










Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу





Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке.

Вводное слово учителя; поэтическая заставка; работа с эпиграфом к уроку и т. д.(на выбор).

Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её.

-Здравствуйте!

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

-Прежде, чем начать урок, мы с вами проверим домашнее задание.

-Кто хочет прочитать отрывок, который ему больше всего понравился?

-Кто прочитает по ролям диалоги Фёдота и Тоськи?

-Молодцы, а теперь перейдем к теме нашего урока.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин



II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.





Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Что узнать тему, вы должны сказать о ком эта загадка.

Мы вымыли руки

И сели за стол.

А он неумытый

Обедать пришел.

И с ним бесполезна

Любая беседа -

Он вымоет лапки,

Но после обеда. (Кот)

-Сегодня мы продолжим изучать произведение Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках».

Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, кроссворд…, слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.




Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин



III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.




Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.


  -Ребята, посмотрите на портрет М. П. Коршунова. Что вы можете сказать об этом человеке? (ответы детей)

Михаил Павлович Коршунов – личность, интересная во всех отношениях. Родом писатель был из крымского города Симферополя, но большую часть жизни прожил Москве в известном «доме на набережной». Отец – Павел Коршунов – один из организаторов, а затем председатель акционерного общества «Интурист».

Во время Великой Отечественной войны Михаил ушёл на фронт добровольцем. С 1948 года стал печататься в журналах «Мурзилка» и «Пионер».

Первая книжка Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках» вышла в 1954 году. А потом была создана целая «школьная Вселенная» - собрание повестей и рассказов о детях разных возрастов, от самых маленьких до юношества.

-Рассмотрите иллюстрацию.

– Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?

- Рассмотрите кота. Опишите его.

- Как кот выглядит?

-Давайте прочитаем отрывок и узнаем, что же это за кот?

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.






Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)




3 - 5 мин















2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.




Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.


-Сейчас я прочитаю рассказ, а вы послушайте и скажите о чем он? (ответы детей)

- О чём этот рассказ?


Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).


10 мин.


3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.








Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычиты- вания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, поступками персонажей, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.


4. Работа учащихся в микрогруппах




Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.


Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, меняя по своему усмотрению ход событий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.; делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.




IV. Подведение итога урока.




Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.


Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.






Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин



V. Рефлексия




Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).