СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Лермонтов - пророк в своем Отечестве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжая пушкинскую идею поэта-пророка, Лермонтов вносит в ее трактовку присущее ему трагическое мировосприятие. Выступление ученицы подготовлено на Иннокентьевские чтения в номинации "Мой великий современник"

Просмотр содержимого документа
«М.Лермонтов - пророк в своем Отечестве»





План выступления:

1. Завет отца

2. Пророческие черты поэзии М. Лермонтова

3. Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова - стихотворение «Смерть поэта»

4. «Пророк» - его поэтическое прощание и завещание

5. «Что без страданий жизнь поэта?»



Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:

«...ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

В детстве Михаил заслушивался рассказами двух своих дядюшек, которые участвовали в войне с Наполеоном. И сам он выбрал военную стезю, отличившись наКавказкой войне, где командовал летучим отрядом. В отряде под командованием поручика Лермонтова и казаки, и кабардинцы, и черкесы, и чеченцы, выступавшие на нашей стороне. Будучи отнюдь не богатырём, поэт мог связать в узел железный шомпол. При этом он играл на скрипке, рисовал картины, владел несколькими языками, показывал незаурядные успехи в математике. Белинский восхищенно говорил о Лермонтове: «Гёте почти всего наизусть дует, Байрона режет тоже в подлиннике».

При жизни Лермонтова вышел всего один сборник его стихов, куда он из 400 стихотворений выбрал только 26. Он был предельно требователен к себе, понимая, что значит публиковать в России после Пушкина. Его поэзия носила пророческие черты. В начале XIXв. (в 15 лет!) он предсказал возможную революцию («Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет») и страшную Гражданскую войну («И пища многих будет смерть и кровь»). Эти стихи он записал к себе в ученическую тетрадь.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя!- твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Предугадал поэт и свою раннюю смерть: «Кровавая могила меня ждет, Могила без молитв и без креста».

Николай I, узнав о смерти Лермонтова, произнес: «Ушёл человек, который мог бы заменить Пушкина». Дочь царя великая княгиня Ольга, зачитывавшаяся стихами поэта, написала : «Смерть Лермонтова – общественная катастрофа».

В стихотворении «Валерик», написанном в 1840г., я слышу призыв автора к каждому из нас во имя жизни на земле:

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?»

Всем понятна гуманистическая направленность стихотворения, его искренность и злободневность.

Все юбилейные даты Лермонтова загадочным образом связаны с судьбоносными событиями для России – в 1941г. (100 лет со дня смерти) – Великая Отечественная, в 1991г. (150 лет со дня кончины) развалился СССР. И вот 2014 г.: 200-летие поэта - война на Донбассе и конфликт России с Западом. И поэтому лучшее, что каждый из нас может сделать в этот год 200-летия, - открыть томик Лермонтова и прочитать хотя бы несколько его стихотворений и вспомнить его слова: «У России нет прошедшего, она вся в настоящем и в будущем».

В 14 лет он начал писать «Демона», в 22 года – мальчишка! – создал драму «Маскарад», полную мудрости, глубины, сложнейших характеров!

Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Сначала стихотворение оканчивалось словами: "И на устах его печать". В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции".

«Пророк», написанный между маем и началом июля 1841 года, — одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. Как и стихотворение «Смерть поэта» (1837), отметившее начало громкой славы автора, при жизни Лермонтова не публиковалось. Но оба этих стихотворения — знаковые в жизни их автора. «Смерть поэта» во многом определила его дальнейший «тернистый путь», утверждая святость «дивного гения» Пушкина и бросая гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы». Лермонтовский «Пророк» — осмысление пройденного им самим «тернистого пути». Не случайно это стихотворение тоже связано с именем Пушкина — его знаменитым «Пророком» (1826), являясь своеобразным продолжением и развитием его тем и идей.

Лермонтов начинает с того, чем закончил Пушкин:

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка...

Лермонтовский пророк уже не посредник между Богом и людьми. У М. Лермонтова пророк — гонимый людьми гений. Главная мысль стихотворения в том, что “нет пророка в отечестве своем”. Отверженный, не понятый людьми “прорицатель”, “дух изгнанья” Демон, гордый Мцыри — это герой Лермонтова-романтика. Отказываясь от смысловой соотнесенности с “Книгой Исайи”, где высшим долгом пророка является донесение до людей гласа Божьего, М. Лермонтов рисует своего пророка как романтического героя-изгнанника.

М.Лермонтов раскрывает тему пророка как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности, намеренно отказываясь от архаизмов и используя глубоко проникновенные печальные разговорные интонации, свойственные романтикам.

Для Лермонтова творчество – спасительное освобождение от страдания, приход к гармонии, вере. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, знает счастье:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная,

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Он, читающий «в очах людей… страницы злобы и порока», при всей жестокости толпы, при всем одиночестве, не теряет веры в гармонию как основу мира. Радостный разговор со звездами спасает пророка от отчаяния – природа как бы смягчает удары, наносимые толпой. В этом весь Лермонтов. Читатели в который раз убеждаются в том, насколько помогало поэту творчество сохранить веру в жизнь.

Страстная, мятущаяся душа Лермонтова не знает покоя, «из пламя и света рожденное слово» жжет и стремится воспламенить других «железным стихом, облитым горечью и злостью». Показательна с этой точки зрения тематическая рифма в «Пророке»; «ученья» — «каменья». Каменья брошены в непризнанного пророка, но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих».

Показательно, что судьбы авторов этих двух «Пророков» в чем-то схожи. Погиб «невольник чести» Пушкин, «пал, оклеветанный молвой»; погиб одинокий и непонятый Лермонтов. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве». Кажется, на этом завершается развитие поэтической идеи его стихотворения о поэте-пророке. Но из всего хода художественной мысли вытекает другой вывод: несмотря ни на что, поэт-пророк должен нести свой крест, должен выполнять свою тяжкую миссию:

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Поэт-пророк охраняет верность своему призванию и предназначению, но нет в нем уже былой гордости и самонадеянности, убежденности в своем «всеведенье», стремления «провозглашать» высшую истину. Может быть, в том и была его ошибка, что божественный огонь «любви и правды», «чистые ученья» нельзя «дерзко бросать» в глаза людям.

Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка свой. Но главное для любого из пророков - хранить свято «завет предвечного» и, несмотря ни на что, нести его людям. Когда-то в другом стихотворении, раскрывающем тему поэта и поэзии, Лермонтов задавался вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

(«Поэт», 1838)

Пророк «проснулся», но теперь он стал мудрее: людской род несовершенен, и пороки, и злоба присущи ему; но есть в нем то, что вызывает «странную любовь» поэта, которая одна может найти путь к сердцам людей и принести им слово Божественной любви.

Спустя многие годы писатель Дружинин, вспоминая беседы Лермонтова с людьми, которые дорожили его дружбой, написал: «Стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся отчасти в Лермонтове вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, для того чтобы разгадать сокровища любви, таившейся в этой загадочной натуре». Вы заметили? Не осталось ни одного портрета Лермонтова, на котором бы он улыбался. Это говорит о том, что он был человек, замкнутый в себе, закрытый. Но те, кто был ему близок, – Раевский, Шан-Гирей – видели его другим. Вот тогда он открывался, становился самим собой. И тогда в него влюблялись.

Поэт Андрей Дементьев преклоняется перед этим человеком. У Андрея Дементьева недавно вышла книга « Россия – страна поэтов», которая целиком посвящена Лермонтову. Там есть такое стихотворение:

На всех портретах Лермонтов печален,

Порой задумчив, иногда суров.

И в дни, когда со славою венчали,

И в сладкий миг предчувствия стихов…

Наверно, в душе всё было слишком зыбко,

И потому невеселы штрихи.

Но сохранили нам его улыбку

Надеждой озарённые стихи.

Есть у Лермонтова такие строки :

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он сам стремился к тяготам жизни, не хотел уходить от её чёрных сторон. Здесь спрятан ответ к противоречиям его характера: «Что без страданий жизнь поэта?..»

Поэзия Лермонтова во многом автобиографична. Он был настолько жаден до жизни, до того, что происходит вокруг, что порой закрадывается мысль: поэт предчувствовал свою раннюю смерть. И поэтому, наверное, так торопился и впитывал все происходящее вокруг. Он понимал, что в искусстве он скажет то слово, которое до него никто не говорил и после него никто не скажет.

Продолжая пушкинскую идею поэта-пророка, Лермонтов вносит в ее трактовку присущее ему трагическое мировосприятие. Его судьба, как и судьба Пушкина, — яркое свидетельство трагизма существования в мире поэта-пророка. Если за Пушкиным утвердилось определение «солнце русской поэзии», то Лермонтова, по определению Мережковского, стали называть «ночным светилом русской поэзии», «поэтом сверхчеловечества». Но оба этих гения заложили основу того особого понимания искусства и миссии поэта, которое отличает русскую литературу. «Поэт в России — больше, чем поэт», он — Пророк. Это подтверждается всем последующим развитием русской литературы — творчеством таких ее гениев, как Толстой и Достоевский, Блок и Маяковский и многих других замечательных писателей, каждый из которых по-своему понимал свою задачу в искусстве, но, несмотря на все трудности, никогда не отказывался от высокого служения истине.

Приложение: презентация





Использованная литература

1. «Аргументы и факты», №42, 2014г. – ст. «Пророк в своем Отечестве», с.16-17

2. М.Лермонтов. Википедия

3. М.Лермонтов. Лирика / Школьная программа. Справочные материалы – М., Дрофа,1998




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!