7-Б, родная русская литература Дата проведения 04.02.2022
ТЕМА. М.М. Пришвин «Голубая стрекоза». Осуждение войны в рассказе
Цели: выявить основные проблемы рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза»; обучать анализу эпического произведения; развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание, формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать прочную нравственную позицию учащихся: ненависть к войне, сострадание к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь.
Последовательность действий
Отступив две строчки от предыдущей работы, запишите в тетради число, вид работы и тему урока.
Четвёртое февраля
Классная работа
М.М. Пришвин «Голубая стрекоза». Осуждение войны в рассказе
Рассказ Пришвина носит удивительно теплое название - «Голубая стрекоза». Представили?
- Какое настроение вызывает это сочетание слов?
- О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? Казалось бы, о природе, тёплом лете, радости. Нет, он о войне.
Пройдите по ссылке и прослушайте рассказ Пришвина «Голубая стрекоза» https://www.youtube.com/watch?v=SXXqU8g9hos&t=4s
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Сегодня на уроке мы должны понять,
1) почему рассказ с легким названием «Голубая стрекоза» автор наполнил таким серьёзным содержанием,
2) какие проблемы поднимает автор рассказа, почему они волнуют М. Пришвина.
Для начала нам нужно узнать, в какое время был создан рассказ.
М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки. Рассказ «Голубая стрекоза» - один из них, он написан в 1914 году. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду: «28 февраля, 1915 год. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…»
- Приступим к анализу рассказа «Голубая стрекоза». Основные моменты анализа ЗАПИСАТЬ в тетрадь.
Тема рассказа.
- О чем произведение? /О войне, о том, как спасали раненых на войне.
2. Особенности композиции рассказа. Сюжет произведения.
- Какие особенности композиции можно сразу отметить? /Повествование ведется от 1-го лица.
- Можно ли повествователя считать рассказчиком? / Да, он является участником описываемых событий.
- Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? / последовательность событий не нарушается./
— Это признак линейного сюжета. (Термин «линейный сюжет» записать в тетрадь.)
- На какие 2 части можно разделить рассказ? / В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого. /
- Как бы вы озаглавили эти части словами текста – цитатой?
1. «Я здесь, на войне, не только писатель».
2. «Голубая стрекоза…летает».
Составление сложного плана рассказа. Примерный план. (ЗАПИСАТЬ)
«Я здесь, на войне, не только писатель»
«Чувство личной ненужности».
«Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».
«Не стыдно … заниматься пустяками?»
«Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»
Голубая стрекоза летает.
«Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».
«Над заводью кружилась голубая стрекоза».
«Она ещё летает?»
«Мы спасли … раненого».
В первой части выразительные средства помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их; «шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» - метафоры, «пуля пчелкой жужжала» - сравнение, обстоятельство «с любопытством разглядывая стаи куропаток» - все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущения.
- А какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Какова связь Максима Максимыча с главным героем? Как они соотносятся? / Они противопоставлены. Выразительное средство, построенное на противопоставлении – антитеза - подчеркивает ненужность, несерьезность рассказчика и осознание важности происходящего старым капитаном, его опыт.
- А в каких словах в речи М. М. содержится прямая оценка поведения рассказчика? / «Писатель вы такой-рассякой» - («такой-рассякой» - просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи). «Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» - в словах М.М. читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение.
- Вы заметили, что характер рассказчика показан в развитии? В чем это проявляется? / Жизнь, война, участники войны учат его, помогают осознать собственную неполноценность, найти свое место на войне.
- Что помогло герою почувствовать себя полезным?
- Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. / Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий.
Работа над 2-й частью рассказа. Описание внешности раненого бойца.
- Прочтите описание внешности раненого бойца: «это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза».
- Какую деталь выделяет автор в портрете раненого. Какое выразительное средство использует? / Лексический повтор. Повторяется слово «мальчик». Автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок, которого очень жаль: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу».
- Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»), чтобы показать невыносимые страдания на войне этого мальчика.
Какое чувство хочет вызвать в читателе автор?
Выявление функции пейзажа. «В косых лучах вечернего солнца… прекрасную песенку» и «…я увидел в чистой воде … как будто видят во тьме», «струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» - эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» - метафоры. Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все как обычно, всё прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь.
- На фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? / Антитеза. Автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда.
- Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого? / В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала. Его душевная чуткость, внимание к умирающему, его желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью. С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его.
- Чем голубая стрекоза была для раненого? / Частичкой детства, родного дома, мира.
- Символом чего воспринимается нами «голубая стрекоза»? / Символ мира, детства, милосердия. Через него автор передает свое отношение к войне.
- Как же относится автор к войне? (осуждает войну).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Для чего, на ваш взгляд, Пришвин создал такой рассказ в 1914 году, в то время, когда шла война? / Пришвин осудил войну, сказал ей решительное «нет».
ПОЧЕМУ И СЕГОДНЯ ЭТОТ РАССКАЗ ЗВУЧИТ СОВРЕМЕННО?
Прежде чем вы ответите на этот вопрос, пройдите по ссылке и послушайте песню А. Розенбаума на стихи О. Русских «Я увидел во дворе стрекозу», посвящённое погибшим детям Донбасса
https://www.youtube.com/watch?v=DgjEHtZthhA&t=77s
Фото классной работы отправить в личные сообщения учителю
Образец подписи работы Петров _ 7-Б _ РРЛ _ 04.02.2022
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учебник (стр.134 – 138): прочитать, устно ответить на вопросы на стр.137-138.