СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; раскрыть метафоричность и символику языка произведения; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.  Планируемые результаты: предметные: Совершенствование навыков анализа художественного произведения.

Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного пересказа.

Создание творческой работы на основе прочитанного.

метапредметные: Усвоение правил как вести себя в природе. Их нравственная основа.

Постижение философского замысла произведения, гуманизма писателя.

Определяющее значение глубокого взаимопонимания между людьми.

личностные: - осознание ценности опыта других людей для собственной жизни; осознание ценности литературы как учебника жизни; формирование собственного отношения к сказке-были и её героям; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся, презентация, плакаты:

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

К.Г.Паустовский

Просмотр содержимого документа
«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире.»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире».

Цель урока: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; раскрыть метафоричность и символику языка произведения; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя. 
Планируемые результаты:
предметные: Совершенствование навыков анализа художественного произведения.

Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного пересказа.

Создание творческой работы на основе прочитанного.

метапредметные: Усвоение правил как вести себя в природе. Их нравственная основа.

Постижение философского замысла произведения, гуманизма писателя.

Определяющее значение глубокого взаимопонимания между людьми.

личностные: - осознание ценности опыта других людей для собственной жизни; осознание ценности литературы как учебника жизни; формирование собственного отношения к сказке-были и её героям; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся, презентация, плакаты:

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

К.Г.Паустовский

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте!

- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Слово учителя. Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ею, она дает нам тепло и пищу. Солнце, воздух, деревья и травы, животные и самые маленькие насекомые — неотьемлемая часть человеческого существования, и ведь что самое важное: природа без человека обойтись может, а вот человек без окружающего его мира обречен. Его ждет неминуемая гибель, причем как физическая, так и духовная.

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим разговор о писателе, который ярко выделяется среди писателей советской эпохи. Это Михаил Михайлович Пришвин. Паустовский говорил: ''Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Пришвина’’.

Заветы и тайны природы передает читателю Пришвин в своих произведениях. Мы с вами прочли ''Кладовую солнца''. Давайте посмотрим, какие мысли о природе хотел передать нам писатель? (Слайд 2 и 3) 
4. Проверка домашнего задания.

1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году) 
2. Где и когда происходят действия? (В селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны) 
3. Кто такой Антипыч? (Лесник) 
4. Как в произведении называли волка? (Серый помещик) 
5. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка) 
6. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду. (Елань) 
7. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово) 
8. Имена главных героев. (Настя, Митраша) 
9. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка) 
10. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств) 
11. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды). 

  • Найдите в тексте портрет Насти (стр.36) (Слайд 4). 

  • Прочитайте портрет Митраши (стр.36) (Слайд 5). 

  • Как автор относится к детям? 

  • Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему). (Слайд 6) 

  • Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость). 

  • Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам. 
    «Они были очень милые…» 
    «…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…» 
    «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…» 
    «И какие это были умненькие детишки!» 
    «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей. (стр.37)
«Точно так же, как и покойная мать…» 
«Митраша выучился у отца…» 
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…» 
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша. 
-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?» 
«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…» 
-Почему автор не описывает игры детей? Как диалог Насти и Митраши помогает понять характеры брата и сестры? (стр.38)

- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна» (стр.41) (Слайд 7)

- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение). (Слайд 8)

- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса? 
(Деревья зарычали, завыли, застонали).

- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)

- Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…» 
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца». 
«Неподвижные сидели на камне».

- Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них. (стр.43)

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?

- Почему Митраша становится пленником болота? (Слайд 9)

- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча(стр.51). 
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

- Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду» (Слайд 10).

-  Как понимаете эти слова?

- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? 
(Предупреждение Насти и трава белоус)

- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.(стр.63)
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…» 
Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде. (стр.53) (Слайд 11)

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность) (Слайд 12)

- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй) (стр.56)

-  Что же Насте представилось?

будто это она там, на пне…

- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду). 
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека. (Слайд 13)

- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).

- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка). (стр.65)

- Как же вели себя соседи, когда услышали рёв голодной скотины? (стр.66)

- Чему удивились все?

- Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).

- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте. (стр.67,последний абзац).

3. Работа в группах.

1-ая группа - проанализировать эпизод «Настя на палестинке».

2-ая группа - эпизод «Митраша в беде»

3-ая группа - история про лесника Антипыча, Травку и Блудово болото.

Вопросы 1-ой группе:

-Почему Настя забыла о брате?

-Как животные реагируют на появление Насти на полянке?

-Как относится автор к Насте?

(Попав на палестинку, Настя забыла не только о брате, но и о себе (она забыла о еде, забыла даже о том, что она человек. Девочка ползала по болоту (сравните ее со змеей, та ведь тоже выползла на пень, да и самой Насте после того, как она увидела змею, показалось, что это она осталась на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной.

А лось? Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. «Лось ее и за человека не считает; у нее все повадки обычных зверей».

- С чем сравнивается в данном эпизоде Настя? ( С ползающй тварью, но никак не с человеком).

( Природа мягко, ненавязчиво призывает Настю задуматься над своим поведением, отношением к родному человеку. Сначала лось ее не замечает, как мы не замечаем «безумные камни», затем змея своим шипением заставляет одуматься, ужаснуться ( тут-то Настя, словно заколдованная лягушка из русской сказки, сбрасывает ненавистную кожу), вспомнить о единственном родном человеке. Так природа помогает человеку вернуться в свое человеческое обличье, возвратить себе человеческое званье, вспомнить о главном в человеке — любви, заботе, сопереживании за другого.

Вопросы 2-ой группе:

-Как природа предупреждает мальчика о беде?

-Как автор относится к Митраше?

(Неслучайно Митраша попадет в Слепую елань. Глух он к предостережениям сестры, слеп, потому что не видит всех предупреждений: «земля под ногой стала как гамак», « волновались старушки — елки.... одна вдруг поднимется , как будто хочет смельчака палкой ударить по голове», «черный ворон крикнул..., что, может быть, скоро будет нажива». Не увидел Митраша траву белоус, которая тропу человеческую показывала, вот и угодил в Слепую елань.

- Обратите внимание: автор вновь обращается к описанию солнца, того, которое во время ссоры брата и сестры разделило облако.

« Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона... Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и большое, чистое , красное, нижним краешком своим коснулась земли». «День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием».

Солнце, большое, чистое, светлое, совершило свой каждодневный обход.

Три, раза прокричали журавли, несмело затоковал косач — токовик, маленький дрозд запел свою милую песенку и наступила полная тишина. Тонет в болоте Митраша и только два существа на беду человеческую придут: каждый по-своему. Травка — чтобы помочь. Серый — чтобы поживиться.

-Что думает Травка, глядя на человека? (Антипыч ли это?)

-Как Митраше удается спасти себя? (Отличное знание повадок животного помогают Митраше спастись с помощью Травки)

-Что руководило действиями Митраши? Искренен ли был Митраша, выдавая себя за друга Травки: ( Да, он действительно обрадовался появлению собаки, но он вынужден был хитрить, чтобы спасти себя, да и не погубить Травку.)

- Чем для Травки стала встреча с Митрашей?

«И вдруг... Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня — ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте: она услышала слово человеческое — и какое слово!

Вопросы 3-ой группе:

-Над чем Антипыч заставил задуматься своих гостей, да и нас тоже?

-Какую тайну он перешептал Травке?

В чем правда — это вопрос о смысле жизни. Шутя, ненавязчиво он заставляет задуматься над самым важным в жизни каждого человека вопросом. Чтобы ответить на него, попробуем разобраться еще в одном вопросе.

-Что для Травки счастье? (Это возможность жить для другого человека, счастье дарить любовь, тепло, заботу окружающим.

- Жаль ли нам Серого хищника?

- Что такое кладовая солнца? Что по этому поводу говорится в произведении?

- Как делит людей Травка и почему?

-Зачитаем отрывок: « Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца...»

- Только ли торфом богаты эти места?

( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая) Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них. И природа — кладовая солнца, так как все живет и существует благодаря солнцу).

- О ком еще с такой теплотой рассказывает автор? (О людях: Насте, Митраше, их соседях, Антипыче, родителях детей. Они все добры, щедры, трудолюбивы, мудры. А разве это не богатство земли? Вспомните, как соседи забеспокоились о детях, не вернувшихся домой. А родители, научившие своих детей любить трудиться, заботиться друг о друге, жить в добре с людьми. Антипыч — мудрые советы которого помогают всем в жизни.

Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Люди, которые в жестокое послевоенное время, жили, делясь последним, приходя на помощь по первому зову. Это ли не секрет Антипыча. Правда жизни — в желании творить добро для людей, в любви, преданности, взаимопомощи. И еще — в единстве человека и природы. Мудром и бережном отношении к ней.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.

Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.

- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».) 

Человек не может жить без Родины, без природы. Так будьте же вы, ребята, такими, чтобы ни один листочек не сжался от боли по вашей воле, ни один галчонок или муравьишка не съежился от ваших жестких рук. Будьте же людьми, как об этом нас просит М. М. Пришвин. 
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь). (Слайд 14)

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?

2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.

3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».

(Слайд 15)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!