СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.М. Пришвин "Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. Тема урока: М.М. Пришвин "Выскочка"

Просмотр содержимого документа
«М.М. Пришвин "Выскочка"»

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка»

Ход урока

1. Организационный момент.

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

-Здравствуйте, ребята!

- На уроках чтения мы с вами будем учиться правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Речевая разминка

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

  • Медленное хоровое чтение с чётким проговариванием звуков.

  • Выразительное чтение с учётом повадок сороки.

  • Беглое чтение скороговорки.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

- На прошлом уроке вы познакомимся с произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Но для начала, давайте проверим, что же вы знаете о самом Александре Ивановиче Куприне?

(Александр Иванович Куприн – знаменитый писатель, классик русской литературы. Высоким искусством считаются короткие рассказы Куприна о русском быте, об эмиграции, о животных.

Александр родился в уездном городе Наровчате, который расположен в Пензенской области. Но детство и юность писателя прошли в Москве. Дело в том, что отец Куприна, потомственный дворянин Иван Иванович умер через год после его рождения. Матери Любови Алексеевне, также происходящей из знатного рода, пришлось перебираться в крупный город, где ей было значительно проще дать сыну воспитание и образование.

Уже в 6 лет Куприна определили в Московский Разумовский пансион, который действовал по принципу сиротского интерната. Через 4 года Александра перевели во Второй Московский кадетский корпус, по окончании которого юноша поступает в Александровское военное училище.

Рассвет Александра Ивановича как писателя пришелся на начало 20-го века.

- Итак, с каким же произведением вы познакомились на прошлом уроке? «Барбос и Жулька»

3.Проверка домашнего задания.

- Тогда давайте вспомним, что же было в первой части рассказа перескажите первую главу. (Про Барбоса)

- Перескажите вторую главу. (Про Жульку)

-Чем отличался Барбос от Жульки?

- Найдите в тексте, что объединяло Барбоса и Жульку?(Редкое согласие и нежная любовь)

-Что произошло, когда бешеная собака вбежала во двор?

-Почему Жулька бросилась на бешеную собаку?

-Почему Барбос так рвался в сарай к Жульке? (Он хотел с ней проститься)

-Чем закончился этот рассказ? (Барбос сильно взвыл, Жулька издохла)

-Ребята, вам понравился этот рассказ?

-Мог ли Барбос помочь Жульке?

-Чему учит этот рассказ?

4. Открытие нового знания.

Сегодня ребята, мы познакомимся с новым произведением М. М. Пришвина «Выскочка».

-Как вы думаете, кого можно назвать выскочкой?

Сначала, давайте познакомимся с биографией, посмотрим видеоролик об авторе этого произведения Михаиле Михайловиче Пришвине.

Посмотрите на слайд, и вы увидите книги с рассказами Михаила Михайловича. (Выставка книг)

Загадка о сороке.

Всё ворует, что блестит, глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести, нрав болтлив и всем известен.

На ветвях сидит высоко, а зовут её…? (сорока)

-Ребята, что вы знаете об этой птице и её повадках? (Сороку-белобоку трудно не узнать. Эта птица чуть больше галки, однако совсем на неё не похожа. Хвост сороки гораздо длиннее, чем туловище. Кроме того, она выделяется, контрастным оперением: на спине, шее и голове перья чёрного цвета с металлическим отливом, а на животе и частично на крыльях – белые. Длина тела сороки около 50 см, размах крыльев – 90 см. Сороки в природе издают довольно разнообразные звуки, но чаще всего характерно стрекочут. Сороки не особенно любят жить в глухих лесах, предпочитая селиться поблизости от населённых пунктов, где можно поживиться чем-нибудь вкусным или красивым. Их часто можно встретить в сельской местности, в рощах, парках и перелесках. Сороки всеядны, но основу их питания составляют различные насекомые, в том числе вредители сельскохозяйственных культур. Они часто разоряют гнёзда других птиц, чтобы полакомиться их яйцами или птенцами. Всем известна, её привычка воровать и прятать блестящие предметы. Сороки обычно не образуют стай и групп, они предпочитают держаться семьями.)

Словарная работа на слайде.

-Ребята, на слайд я вынесла слова, которые вам встретятся в тексте, давайте их прочтём, чтобы по ходу чтения мы уже понимали их смысл.

Задание до чтения на слайде.

1. О чем говорит заглавие?

2. Назовите героев произведения. (собака Вьюшка, сорока Выскочка, другие сороки)

3. Какой это рассказ: художественный или документальный?

Давайте по цепочке прочтём рассказ.

-Теперь давайте ответим на вопросы, которые на презентации.

5. Физминутка

Видеоролик

6. Повторное перечитывание текста.

-Как изначально назвали Вьюшку? (Бия)

-Найдите в тексте описание Вьюшки (Весёлая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок).

- Какой подарок получила Вьюшка? (две косточки)

-Найдите и прочитайте в тексте как сороки украли у Вьюшки первую косточку. (Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! Другая сорока с другой стороны – хвать! – и унесла косточку.

-Сколько сорок было в выводке? (7)

-Найдите в тексте и прочитайте описание Выскочки.

-На что надеялась Выскочка когда подскакала близко к собаке? (на то, что собака глупая)

-Действительно ли собака была глупой, как думала Выскочка?

-Чего не хватило Выскочке для осуществления её плана? (одного мгновения)

-Чем закончился неудачный план Выскочки? (она осталась без хвоста)

7. Составление плана.

-Ребята, на сколько частей можно разделить этот текст? (на 5)

Давайте составим план.

-Как мы можем назвать первую часть текста? (Вьюшка получила подарок)

-Вторую? (Украденная косточка)

-Третью? (Выскочка)

-Четвёртую? (Хитрость Вьюшки)

-И пятую, последнюю? (Выскочка осталась без хвоста)

8. Подведение итогов.

-Ребята, с произведением какого автора мы сегодня с вами познакомились?

- Какова главная мысль произведения?

- Понравился вам рассказ?

-Что понравилось вам больше всего?

9. Домашнее задание.

Дома прочитаете рассказ и подготовьтесь его пересказать.

10. Рефлексия.

-Поднимите руку те, кому понравилось сегодня работать на уроке, кому давалось всё легко, и было всё понятно.

-А теперь, поднимите руку те, кто испытывал затруднения на уроке и было что-то непонятно.

Спасибо за урок! До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!