М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
Цикл пьес для фортепиано
Презентация выполнена:
учащимися 4 класса отделения хореографии
МБОУ ДОД «Котовская детская школа искусств»
(г.Котовск, Тамбовская область):
Алтуховой Кристиной, Клюевой Алиной,
Пудовкиной Анастасией
Руководитель: преподаватель
Юрова Светлана Анатольевна
История создания
- «Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
- Он был создан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
История создания
- В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет.
История создания
- Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
ПРОГУЛКА
- «Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого.
- Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского по галерее и переход от картины к картине.
ПРОГУЛКА
- В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения.
- В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову.
- Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором».
ГНОМ
- На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов в виде карлика на кривых ножках.
- Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.
СТАРЫЙ ЗАМОК
- По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней.
- У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте.
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии.
ТЮЛЬИРИЙСКИЙ САД (Ссора детей после игры)
- Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки.
- «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей.
На рисунке Гартмана была изображена аллея сада парижского дворца Тюльири «со множеством детей и нянек».
БЫДЛО
- Пьеса изображает польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом и довольно грубыми подчёркнутыми ударами клавиш нижнего регистра.
- На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий славянские народные мелодии в миноре, — портрет возницы.
- В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней,
БАЛЕТ НЕВЫЛУПИВШИХСЯ ПТЕНЦОВ
- Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Ю.Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году.
- В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене.
- Это лёгкое и весёлое скерцо, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам 3-х частной формы.
ДВА ЕВРЕЯ, БОГАТЫЙ И БЕДНЫЙ
- Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский еврей», сделанных Гартманом в 1868 году в Польше.
- Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти зарисовки польских евреев и послужили прототипами пьесы.
ДВА ЕВРЕЯ, БОГАТЫЙ И БЕДНЫЙ
- Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры.
- Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву.
- Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации.
ЛИМОЖ. РЫНОК (Большая новость)
- Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился.
- Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.
- В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке (затем он их вычеркнул).
- В пьесе «Лиможский рынок» изображается пёстрая рыночная толпа.
- В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная суета южного приморского базара.
КАТАКОМБЫ
- На картине Гартман изобразил себя, В.А. Кеннеля и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.
- Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами в две октавы, то резкими, то тихими («эхо»).
- Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия. «Катакомбы» повисают на неустойчивом аккорде, переходя к следующей сцене.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ (БАБА-ЯГА)
- У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами.
БОГАТЫРСКИЕ ВОРОТА
- В апреле 1866 года был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника.
- Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал.
- Здесь мы слышим и мощный колокольный звон, и пение церковного хора и знакомые интонации темы «Прогулка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- При жизни композитора «Картинки с выставки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки».
- Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора.
- В феврале 1903 года цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г.Н. Беклемишев.
- В 1975 году увидело свет факсимильное издание рукописи Мусоргского.