Актуализация знаний учащихся | У нас урок чтения. А чтение – лучшее учение. Скороговорки помогают сделать нашу речь красивее и выразительнее. Какие скороговорки вы знаете? Что есть прекрасного в обычном? Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным, Иначе вдруг увидишь ты… – Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Сформулируйте тему урока. Мы продолжаем работу с произведениями о наших друзьях – животных. Какие произведения о животных вы знаете? | Работают по презентации Формулируют тему и цели урока. Отвечают на вопросы | Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Изучение новых знаний и способов действий | Сегодня познакомимся с произведениями о животных разных авторов и жанров. На доске: О НАШИХ ДРУЗЬЯХ – ЖИВОТНЫХ. Давайте совершим виртуальное путешествие в лес. –Итак, приготовились. Кто, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож И в сады отважный … (ёж). Картинка ежей. Упражнение для развития сознательного (осознанного) чтения. − Составьте предложения по теме урока. Вам помогут вопросы: кто это? Какой он? Что делает? Что сделает? Длина обыкновенного ежа – 27 см. Глаза у него как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму. В траве сновали паучки, Тихонько тренькали сверчки, С родной природой в мире Ёж был в своей квартире. − Познакомитесь с произведением русского советского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста М. Пришвина «Ёжик». Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы» . (Пришвин окончил университет в Германии. По специальности он был агрономом. В течение нескольких лет работал сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о природе.) Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами. Слушание рассказа М. Пришвина «Ёжик» - Чем понравился отрывок? - Какую картинку нарисовало ваше воображение? - Что удивило? - Что вы узнали о ежах из этого рассказа? От чьего имени идёт рассказ? - Каким представляется автор в этом фрагменте? Чтение текста по абзацам и беседа по содержанию. − Где произошла встреча, о которой говорится в рассказе? Что произошло дальше? Что случилось потом? – Кто сумеет нарисовать словами картинку про то, как ежик плывет? Какие слова помогают автору «нарисовать» действия ежа? (Заметил, свернулся, затукал, фыркнул, поддал, развернулся, поплыл, лежал, огляделся, попробовал идти, выбрал, затих, выбежал, подумал и т. д.) – Найдите в тексте слова, которые помогают «нарисовать» действия человека. (Шел, заметил, прикоснулся, спихнул, взял, скатил, понес, слышал, решил, положил, сел писать и т. п.) Составление плана и обучение подробному пересказу. – Разделите рассказ на части. Где заканчивается первая часть? вторая? – Подготовьтесь пересказать близко к тексту, не забудьте о словах, которые мы подчеркнули. Учащиеся пересказывают текст. Работа со стихотворением Ю. Могутина «Убежал». - Как автор относится к ёжику? - Вызывает ли это стихотворение грусть? - В каких словах слышится сожаление? Выразительное чтение стихотворения учащимися. Работа со стихотворением Б. Заходера «Ёжик». Упражнение в выразительном чтении. Работа с произведением М.Пришвина «Норка и Жулька» | Фронтальная работа Чтение произведения Работают по учебнику над текстом. Самостоятельная работа Фронтальная работа Чтение произведения Работают по учебнику над текстом. | Познавательные: работать с разными видами информации . Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |