Речевая разминка
Птицы прилетели.
прочитать:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
Речевая разминка
У пруда утёнок – крошка
В страхе кличет утку – мать
- Ой, боюсь! Укусит мошка,
- Помоги мне убежать!
Кошка сына умывала
Не под силу мыть лохматого верзилу
Сын приемный
Подрос сынок
Сам плескайся, сам купайся
Ответить на вопросы
- КАКИМ БЫЛ ЩЕНОК?
- КАК КОШКА УХАЖИВАЛА ЗА НИМ?
- КАКОЙ БЫЛА КОШКА-МАТЬ?
- КАКИМ СТАЛ СЫНОК?
- С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ВСТРЕТИЛАСЬ КОШКА-МАТЬ?
- ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек наблюдал за природой, любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берёз, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен.
Он старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становились лучше.
“ Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…” К.Паустовский
Михаила Михайловича Пришвина
Сегодня на уроке мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением
Михаила Михайловича Пришвина
Прочитайте заглавие рассказа.
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – и написал свой рассказ М.М.Пришвин.
Словарная работа
Чирок- свистунок
птица семейства утиных.
Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Чирок- свистунок
Верст а – старинная русская мера длины.
Чуть больше 1 км (1060м)
1 км
1 верста
ПАРОВ О Е ПОЛЕ –
поле, отдыхающее от посевов.
ВОДА СП А ЛА – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
К У ЗНИЦА –
место, где
работает
кузнец.
ХОЛМ – небольшой бугорок
раз-ли-ва-лось – разливалось
за-швы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла –перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дей-стви-тель-но –действительно
16
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно – непроизносимая буква т
Михаил Михайлович Пришвин
«Ребята и утята»
- Что вы можете сказать о ребятах,
которые ловили утят?
- А как поступили бы вы на месте
автора?
- Как называет писатель утят?
- Смогли ли ребята понять свой
поступок?
Картинный план
Игра «Да и нет»
п/н
Вопрос
1.
Ответ да/нет
Произведение «Ребята и утята» - это сказка
2.
Главными героями были дети и семья уточки
3.
4.
При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5.
Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
7.
Ребята смогли объяснить свой поступок
8.
Уточка бросила своих утят
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды
п/н
1.
Вопрос
2.
да/нет
Произведение «Ребята и утята» - это сказка
нет
Главными героями были дети и семья уточки
3.
да
4.
При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
5.
Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
нет
да
6.
Пришвин разговаривал с ребятами ласково
7.
нет
Ребята смогли объяснить свой поступок
нет
Уточка бросила своих утят
8.
нет
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды
да
любящая
нежная
маленькие
весёлые
ребята
беззащитные
утка
заботливая
наблюдательный
утята
упорные
автор
озорные
умный
строгий
беззаботные
Дополни пословицу
К кому из действующих лиц рассказа
подходит эта пословица?
делай
Умей ошибиться, умей и …
болит
Добрый пример лучше ста …
Сначала думай – потом…
слов
Дитя плачет, а у матери сердце…
исправиться
– Кто автор нашего произведения ?
– Чему научил автор ребят и нас своим рассказом?
– Докажите, что писатель – человек
а) добрый; б) строгий; в) неравнодушный.
- Кого вам больше всего было жалко в рассказе?
Синквейн
«Уточка»
Берегите свою маму.
Будьте природе другом.
Жизнь дана на добрые дела.
Д./з.
1. Прочитать.
2.Разделите рассказ на смысловые части.
3. Составить план.
4.Найти и записать в тетрадь несколько пословиц о маме.