СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы.

 

Он…был первым нашим университетом.

А.С.Пушкин

Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.

А.С.Пушкин

1.Организационный момент.

2.Актуализация темы.

Полилог. Пользуясь раздаточным материалом, расскажите о Ломоносове ( по одному- два предложению каждый). Сделайте общий вывод.

Найдите в учебнике вывод о творческом наследии Ломоносова. Сделайте записи в тетради. ( Стр.82.)

 

3. Словарная работа. Стр.348. Найти и выписать определение оды как жанра .

4. Найти в учебнике (стр.83) более развёрнутое определение оды. Что оно дополняет?

5. Чтение оды 1747 года.

Определите главные темы од Ломоносова ( тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.

  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
  2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
  3. Прославление Петра как творца новой России.
  4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
  5. Картины российских просторов, богатств.
  6. Гимн науке.
  7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды- долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.

Просмотр содержимого документа
«М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»»

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Цель: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы.




Он…был первым нашим университетом.

А.С.Пушкин

Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.

А.С.Пушкин

1.Организационный момент.

2.Актуализация темы.

Полилог. Пользуясь раздаточным материалом, расскажите о Ломоносове ( по одному- два предложению каждый). Сделайте общий вывод.

Найдите в учебнике вывод о творческом наследии Ломоносова. Сделайте записи в тетради. ( Стр.82.)




3. Словарная работа. Стр.348. Найти и выписать определение оды как жанра .

4. Найти в учебнике (стр.83) более развёрнутое определение оды. Что оно дополняет?

5. Чтение оды 1747 года.

Определите главные темы од Ломоносова ( тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.

  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.

  2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.

  3. Прославление Петра как творца новой России.

  4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.

  5. Картины российских просторов, богатств.

  6. Гимн науке.

  7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды- долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.

.Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.

Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.

Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…

Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)

Метафора : подать…ума плоды

Олицетворения: Россия ожидает видеть.

Гипербола: чрез горы, реки и моря.

Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)

Всевышний ( Бог)

  1. Вывод –обобщение о значении творчества М. В. Ломоносова.

  • Развитие русского литературного языка, реформа стихосложения.

  • Содействие развитию классицизма, прогрессивного в то время.

  • « За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, показали своё достоинство».

Чтение наизусть отрывков из оды.

РЕФЛЕКСИЯ.

Пушкин назвал Ломоносова первым нашим университетом , потому что…

Домашнее задание: стр. 84 – 87.