СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с личностью удивительного человека - М.В.Ломоносова

Просмотр содержимого документа
«: «М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме.»

Урок литературы 5 класс

Тема: «М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного- М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения; обучать выразительному чтению;

  2. развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;

  3. воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.



Ход урока

1.Оргмомент.

Я: Какое у вас сегодня настроение? Вы готовы сегодня быть активными, любознательными, творческими? Хорошо, тогда у нас с вами все сегодня получится.

2.Введение в тему.

Я:Скажите, что мы изучаем? (басни)

-Басни каких авторов мы знаем? А с именем какого выдающегося человека мы познакомились на прошлом уроке? (М.В. Ломоносов) СЛАЙД

-А что вы расскажете своим родителям, бабушкам, дедушкам об этом ученом?

-А теперь открыли свои тетради по литературе, запишем число. Нарисуем ассоциограмму М.В. Ломоносов. С чем ассоциируется у вас это имя? (Ответы детей)

-А у меня возникли такие ассоциации… Как вы думаете, почему?

-Как вы считаете, почему я взяла астрономию, философию и быт?

-А сейчас мы с вами составим словарную статью о М.В. Ломоносове. Где мы встретим подобную статью? (в Википедии, в научной литературе и т.д.) А мы составим для энциклопедического словаря. Обратите внимание на пример такой статьи. СЛАЙД

-Что в статье должно быть обязательно? (ФИО, даты жизни, кто это такой, чем известен этот человек)

(Дети составляют в тетрадях. Потом зачитывают свои варианты)

-А теперь обменялись тетрадями, проверьте работы, учтите правильность информации, глубину ответа и эстетику оформления)

-А вот что о Ломоносове сказал А.С. Пушкин, согласны ли вы с ним? СЛАЙД

-Кто мог бы предположить тему нашего урока? Можно открыть учебник.

-Я уточню «Случились два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме.

3. Работа по теме урока

1)-А как связана астрономия с темой нашего урока?

-А что такое астрономия? Как вы ответите?

-Прочитаем, что такое астрономия СЛАЙД

-Астрономия волновала людей всегда, еще с древности люди наблюдали за звездами. А с тех пор, как обнаружили другие небесные тела, стали задаваться вопросом: что вокруг чего вращается, Солнце вокруг Земли или наоборот?

Чтобы это понять, рассмотрим 2 точки зрения на этот вопрос.

2)-Итак, ученый Клавдий Птолемей. Что мы знаем о нем? (индивид. задания) СЛАЙД

-Как давно он жил?

-Что он утверждал?

-Какое название системы он дал?

-Другую точку зрения предложил Николай Коперник. Что мы знаем об этом ученом? СЛАЙД

-Какова его позиция? Какое название системы у него?

4. Физкультминутка

5. Работа со стихотворением

1) Прочитайте стихотворение самостоятельно. Поделитесь первыми впечатлениями. СЛАЙД

Случились вместе-встретились

В жару-напряженно, горячо

Круг-вокруг

Слыть-быть

Звезд теченье-вращение

Такова-такого

Жаркова-жаркого – обратите внимание на правописание этих слов

-Как бы вы написали слова сейчас? (Сейчас это считается ошибкой.)

2)-Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте и подумайте: могли ли эти ученые спорить?

-В чем противоположность суждений? Найдите в тексте

-Кто разрешил спор?

-Почему спор разрешил повар? Как он его разрешил? (на примере в быту)

-Почему стихотворение шуточное? (повар решает спор ученых)

-Какой повар? (находчивый, умный, ироничный)

-В чем проявилось содружество наук: астрономии, философии, литературы? (многие не знали об ученых, не знали об астрономии, а Ломоносов, как говорили в начале урока, несет просвещение, поэтому он избрал такую необычную форму)

6. Отработка выразительного чтения стихотворения

-С каким чувством нужно читать стихотворение?(с иронией, усмешкой)

-А как нужно читать начало стихотворения? (с интригой)

-А как вообще нужно выразительно читать? Что соблюдать? (паузы, логическое ударение)

-Короткая пауза /, долгая пауза // . А как их соблюдать? Возьмите карандаш и отметьте паузы в парах

-Работаем с логическим ударением (слово, несущее основную смысловую нагрузку)

Читаем по строчкам, выделяя голосом слово

-Теперь читаем выразительно в парах друг другу

7. Итог урока. Рефлексия. Д/З

1) Скажите, кто догадался, какое д/з я задам? (прочитать выразительно, по желанию выучить «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ»)

2) Что сегодня нового узнали за урок?

3) Какое у вас теперь настроение? У кого хорошее, поднять руку. Молодцы

4) Оценки. Спасибо за урок, до свидания.