СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.В.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержатся основные биографические данные о М.В.Ломоносове и материал к стихотворению "Случились вместе два астронома в пиру..."

Просмотр содержимого документа
«М.В.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру..."»

Михаил Васильевич Ломоносов  «Случились вместе два астронома в пиру»

Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим. В. Г Белинский

С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим.

В. Г Белинский

Михаил Васильевич Ломоносов  (1711 – 1765)  У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.   Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке.  Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография.

Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.

Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке.

Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Путь Ломоносова в Москву  Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за душой всего гривенник. Холмогоры Москва

Путь Ломоносова в Москву

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за душой всего гривенник.

Холмогоры

Москва

Славяно-греко-латинская академия в Москве В 1730 году Михаил Васильевич Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, куда не брали крестьянских детей. Здесь он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но и изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.

Славяно-греко-латинская академия в Москве

В 1730 году Михаил Васильевич Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, куда не брали крестьянских детей. Здесь он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но и изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.

В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук

В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук

Обучение в Германии Осенью 1736 году Ломоносов, в числе троих лучших студентов, был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург. Дом, в котором жил М.В. Ломоносов в г. Марбург в Германии.

Обучение в Германии

Осенью 1736 году Ломоносов, в числе троих лучших студентов, был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков.

В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.

Дом, в котором жил М.В. Ломоносов в г. Марбург в Германии.

 С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С. Пушкин

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл»

А.С. Пушкин

Открытия в области химии  Открыл первую химическую лабораторию в России  Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс  Разработал принципы новой науки «Физической химии» Диплом профессора химии

Открытия в области химии

  • Открыл первую химическую лабораторию в России

  • Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс

  • Разработал принципы новой науки «Физической химии»

Диплом профессора химии

Ломоносов - художник Открыл секрет изготовления смальты Изготовил 40 мозаичных картин Избран почетным членом Петербургской Академии художеств Открыл мозаичную мастерскую

Ломоносов - художник

  • Открыл секрет изготовления смальты
  • Изготовил 40 мозаичных картин
  • Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
  • Открыл мозаичную мастерскую
Открытия в области астрономии Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света» Открыл атмосферу на Венере

Открытия в области астрономии

  • Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»
  • Открыл атмосферу на Венере
Открытия в области географии Составил «Полярную карту»  Разработал приборы для морского кораблевождения  Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)  Доказал возможность Северного морского пути в Индию

Открытия в области географии

  • Составил «Полярную карту»

  • Разработал приборы для морского кораблевождения

  • Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)

  • Доказал возможность Северного морского пути в Индию

Открытия в области геологии Теория возникновения минералов и металлов  О причине землетрясений

Открытия в области геологии

  • Теория возникновения минералов и металлов

  • О причине землетрясений
Металлург, геолог Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

Металлург, геолог

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

Открытия в области истории Написал 1-ый том Российской истории  Составил «Краткий Летописец с родословием»

Открытия в области истории

  • Написал 1-ый том Российской истории

  • Составил «Краткий Летописец с родословием»
Открытия в области поэзии и литературы Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»  В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

Открытия в области поэзии и литературы

  • Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»

  • В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Теория «трех штилей» Теория «трех штилей» представляет собой классификацию литературных жанров, существующих в русской литературе, по стилям.  Первый “штиль” - высокий, патетический, величавый. Этим штилем сочинитель должен пользоваться в произведениях таких жанров как ода, героическая поэма, ораторская речь, трагедия и др. («Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года») “ Второй “штиль” по Ломоносову - средний. Сочинитель должен использовать этот стиль при написании произведений таких жанров как элегии, дружеские послания, драмы, эклоги и сатиры. Третьим, низким стилем, предназначен для написания писем, песен, басен и комедий. Для каждого из этих жанров допускался лишь один “штиль”, исключений из правила не было, а отступать от них было запрещено.

Теория «трех штилей»

Теория «трех штилей» представляет собой классификацию литературных жанров, существующих в русской литературе, по стилям.

Первый “штиль” - высокий, патетический, величавый. Этим штилем сочинитель должен пользоваться в произведениях таких жанров как ода, героическая поэма, ораторская речь, трагедия и др.

(«Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»)

Второй “штиль” по Ломоносову - средний. Сочинитель должен использовать этот стиль при написании произведений таких жанров как элегии, дружеские послания, драмы, эклоги и сатиры.

Третьим, низким стилем, предназначен для написания писем, песен, басен и комедий. Для каждого из этих жанров допускался лишь один “штиль”, исключений из правила не было, а отступать от них было запрещено.

Московский государственный университет В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.  Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

Московский государственный университет

В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

  М.В. Ломоносов - первый русский профессор и специалист в различных науках, внес огромный вклад в развитие русской литературы и словесности. Он поистине является реформатором русского литературного языка.

М.В. Ломоносов - первый русский профессор и специалист в различных науках, внес огромный вклад в развитие русской литературы и словесности. Он поистине является реформатором русского литературного языка.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».  Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской  лавры.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».

Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

“ Случились вместе два астронома в пиру…”

Случились вместе два астронома в пиру…”

Чтение стихотворение  «Случились вместе два Астронома в пиру...» Коперник – польский астроном  Птолемей - древнегреческий астроном. Очаг - место, где разводят огонь, для приготовления пищи. Астроном – ученый, занимающийся изучением космоса, звезд и т.д.. Весьма - очень сильно. В жару - в пылу спора (сильно). Слыл - его все знали. Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?

Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»

  • Коперник – польский астроном
  • Птолемей - древнегреческий астроном.
  • Очаг - место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
  • Астроном – ученый, занимающийся изучением космоса, звезд и т.д..
  • Весьма - очень сильно.
  • В жару - в пылу спора (сильно).
  • Слыл - его все знали.
  • Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
  • Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?

  Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили?  Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?   Точные даты жизни астронома Птолемея не известны. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система). Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

  • Точные даты жизни астронома Птолемея не известны. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции.
  • Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
  • Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.
  • Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Ответьте на вопросы Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея. В чем противоположность взглядов ученых? К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Ответьте на вопросы

  • Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
  • Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
  • В чем противоположность взглядов ученых?
  • К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
  • Как повар решает этот спор?

Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
  • Коперник и Птолемей спорили о строении мира.
  • Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
  • Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару.
  • Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?   Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям. Вопрос №2 стр.45 В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?  Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
  • В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?
  • Какова идея этой басни?

Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.

  • Вопрос №2 стр.45
  • В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?

Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…».  Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…».

  • Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)
ЗА ВНИМАНИЕ

ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс