Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»
С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим.
В. Г Белинский
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография.
Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.
Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке.
Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.
Путь Ломоносова в Москву
Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за душой всего гривенник.
Холмогоры
Москва
Славяно-греко-латинская академия в Москве
В 1730 году Михаил Васильевич Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, куда не брали крестьянских детей. Здесь он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но и изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.
В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук
Обучение в Германии
Осенью 1736 году Ломоносов, в числе троих лучших студентов, был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков.
В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.
Дом, в котором жил М.В. Ломоносов в г. Марбург в Германии.
С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.
«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл»
А.С. Пушкин
Открытия в области химии
- Открыл первую химическую лабораторию в России
- Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс
- Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Диплом профессора химии
Ломоносов - художник
- Открыл секрет изготовления смальты
- Изготовил 40 мозаичных картин
- Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
- Открыл мозаичную мастерскую
Открытия в области астрономии
- Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»
- Открыл атмосферу на Венере
Открытия в области географии
- Составил «Полярную карту»
- Разработал приборы для морского кораблевождения
- Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)
- Доказал возможность Северного морского пути в Индию
Открытия в области геологии
- Теория возникновения минералов и металлов
Металлург, геолог
Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Открытия в области истории
- Написал 1-ый том Российской истории
- Составил «Краткий Летописец с родословием»
Открытия в области поэзии и литературы
- Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»
- В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Теория «трех штилей»
Теория «трех штилей» представляет собой классификацию литературных жанров, существующих в русской литературе, по стилям.
Первый “штиль” - высокий, патетический, величавый. Этим штилем сочинитель должен пользоваться в произведениях таких жанров как ода, героическая поэма, ораторская речь, трагедия и др.
(«Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»)
“ Второй “штиль” по Ломоносову - средний. Сочинитель должен использовать этот стиль при написании произведений таких жанров как элегии, дружеские послания, драмы, эклоги и сатиры.
Третьим, низким стилем, предназначен для написания писем, песен, басен и комедий. Для каждого из этих жанров допускался лишь один “штиль”, исключений из правила не было, а отступать от них было запрещено.
Московский государственный университет
В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.
Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика
М.В. Ломоносов - первый русский профессор и специалист в различных науках, внес огромный вклад в развитие русской литературы и словесности. Он поистине является реформатором русского литературного языка.
Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».
Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.
“ Случились вместе два астронома в пиру…”
Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»
- Коперник – польский астроном
- Птолемей - древнегреческий астроном.
- Очаг - место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
- Астроном – ученый, занимающийся изучением космоса, звезд и т.д..
- Весьма - очень сильно.
- В жару - в пылу спора (сильно).
- Слыл - его все знали.
- Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
- Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
- Точные даты жизни астронома Птолемея не известны. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции.
- Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
- Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.
- Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Ответьте на вопросы
- Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
- Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
- В чем противоположность взглядов ученых?
- К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
- Как повар решает этот спор?
- Коперник и Птолемей спорили о строении мира.
- Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
- Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару.
- Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
- В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?
- Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
- Вопрос №2 стр.45
- В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…».
- Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)
ЗА ВНИМАНИЕ