СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Зощенко "История болезни".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок литературы по рассказам М. Зощенко.

Просмотр содержимого документа
«М. Зощенко "История болезни".»

М. М. ЗОЩЕНКО. «ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе


Рассказ учителя о М. М. Зощенко, его писательской и общественной деятельности с показом фотографий писателя и памятника ему
(см.: Портреты М.М.Зощенко (на сайте "Литература для школьников")
и сайт музея-квартиры М.М.Зощенко в Петербурге.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Михайлович Зощенко» (см. статью ниже):

— Почему Зощенко не закончил курс в Петербургском университете?

— Почему писатель обратился к юмористическим рассказам?

— Какие задачи он ставил перед собой?

— Каких героев изображал Зощенко?

— Какие традиции русской литературы он использовал в своих рассказах?

III. Смешное и грустное в рассказах Зощенко. Рассказы в актёрском исполнении
Групповая работа:

Группа 1.


Прослушайте фрагмент рассказа «История болезни» в актёрском исполнении с начала до слов «Тут она привела меня в ванну и велела раздеваться».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: едома, брюшной тиф, фельдшер, лекпом, схлестнуться.

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какими способами автор создаёт комическую ситуацию?

Чего больше во фрагменте — смешного или грустного? Против чего направлена ирония автора?

Группа 2.

Прослушайте фрагмент рассказа в актёрском исполнении со слов «И вот я стал раздеваться...» до слов «не стал об этих предметах спорить».

Составьте лексические комментарии к словам и выражениям: набуровим, распатроню.

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие недостатки в работе больницы отмечает герой?

Смешно или грустно читателю? Обоснуйте свой ответ.

Какие средства создания комического использует автор?

Группа 3.

Прослушайте фрагмент рассказа в актёрском исполнении со слов «А положили меня в небольшую палату...» до конца рассказа.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: двужильный организм, скрозь, поднимаете тарарам.

Ответы на вопросы 1 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

IV. Способы создания комического
Практическая работа.


Составление таблицы «Комические детали и способы создания комического в рассказе “История болезни”»:

ТАБЛИЦА
Комические детали и способы создания комического в рассказе “История болезни”

Комические детали

Способы создания комического

«Выдача трупов от 3-х до 4-х»

неожиданность

«Вот погоди, медицинская трубка...»

несоответствие

«Вы не выздоровеете, что во всё нос суёте»

несоответствие

«В ванне над водой уже торчит какая-то голова»

неожиданность

«Люблю, когда больные к нам поступают в бессознательном состоянии»

несоответствие

«Небольшая палата, где лежало около тридцати разного сорта больных»

гипербола, ирония

«Даже мы вас случайно положили около открытого окна, и то вы неожиданно стали поправляться»

несоответствие

«У вас только восемь дней перебор... а у нас тут некоторые выздоровевшие по три недели не выписываются, и то они терпят»

гипербола, несоответствие

«По получении сего срочно явитесь за телом своего мужа»

неожиданность


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

V. Сатира и юмор в рассказах
Групповая работа:

Группа 1.

Рассказ «Аристократка».

Группа 2.
Рассказ «Хозрасчёт».

Группа 3.
Рассказ «Не надо иметь родственников».

Общий план работы групп:

1. Перескажите сюжет рассказа, акцентируя внимание слушателей на комических эпизодах и деталях.

2. Прочитайте выразительно (по ролям) центральный эпизод рассказа.

3. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:

— чулочки фильдекосовые, фря, комячейка, индифферентно («Аристократка», см. рассказ на сайте "Литература для школьников");

— развитая бестия, червонец скачет, приступу нет, фунт, четыре пять осьмых, сажень («Хозрасчёт», см. рассказ ниже);

— гривенник, трамвайный кондуктор, друг ситный, мародёрствуешь («Не надо иметь родственников», см. рассказ ниже).

4. Какие события и детали рассказа вызывают смех? Каков характер этого смеха (юмор, ирония, сатира и т. п.)? Обоснуйте свой ответ.

5. Найдите в репликах персонажей разговорные, просторечные и грубые слова. Как они характеризуют говорящих?

6. Какие способы создания комического использует автор?

7. Какие жизненные ситуации и черты характера людей он высмеивает? Почему?

И т о г о в ы й в о п р о с:

Почему после прочтения рассказов Зощенко думающему читателю становится грустно?

Домашнее задание

Написать отзыв на один из рассказов М. М. Зощенко.

Прочитать поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (главы) и подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить рассказ о Твардовском с использованием материалов статьи «Город Смоленск» из раздела учебника «Литературные места России», справочной литературы и ресурсов Интернета.