СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Магнитное поле тока. 8 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока для самостоятельного изучения нового материала. Составлен с использованием разных источников, в том числе: ЯКласс, Интернетурок. 

Просмотр содержимого документа
«Магнитное поле тока. 8 класс.»

Тема урока «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии».

Класс – 8а. Учебник: Физика. 8 класс. А.В. Перышкин.

Здравствуйте, ребята. Урок будет посвящен вопросу, связанному с понятием магнитные линии, магнитное поле. Также рассмотрим характеристики магнитного поля.

В случае отсутствия связи посмотреть видео в YouTube, пройти по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=iUIZPK9prJg

Прочитать § 57, 58 на стр. 165 - 168 учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфов и записать конспект в тетрадь.

Лекция.

В 1820 году датский ученый Эрстед провел эксперимент. Рассмотрим этот опыт.

Расположим проводник, включенный в цепь источника тока, над магнитной стрелкой параллельно её оси.

Рис. 1. Суть опыта Эрстеда

При замыкании цепи магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения.

Рис. 2. Замкнутая цепь

При размыкании цепи магнитная стрелка возвращается в свое начальное положение. Это означает, что проводник с током и магнитная стрелка взаимодействуют друг с другом.

Вывод. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг движущихся электрических зарядов.

Таким образом, вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле, вокруг движущихся зарядов (то есть электрического тока) существует и электрическое, и магнитное поле.

Магнитное поле появляется вокруг проводника, когда в последнем возникает ток, поэтому ток следует рассматривать как источник магнитного поля.

 

Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называют магнитными линиями магнитного поля.

  • С помощью магнитных линий удобно изображать магнитные поля графически


  • Магнитные линии магнитного поля тока представляют собой замкнутые кривые, охватывающие проводник.


  • Направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки в каждой точке поля, принято за направление магнитной линии магнитного поля.

Цепочки, которые образуют в магнитном поле железные опилки, показывают форму магнитных линий магнитного поля (рис. 1).

 

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

 

Направление магнитных линий магнитного поля тока связано с направлением тока в проводнике.

Направление линий магнитного поля можно определить с помощью правила правой руки: если обхватить проводник с током ладонью правой руки так, чтобы отставленный большой палец был сонаправлен с током (рис. 4), то согнутые четыре пальца укажут направление линий магнитного поля.

 

Рис. 4

                

Рис. 5. Расположение линий магнитного поля

Р ассмотрим примеры решения задач из сборника задач В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.

1458°. Что произойдет с магнитной стрелкой, если цепь замкнуть (рис. 355)? Ответ обоснуйте.

Решение:

Ток направлен от «+» к «-», т.е. в проводнике (верхний горизонтальный участок цепи) справа налево. По правилу обхвата правой руки, магнитные линии над проводником будут направлены от нас. Магнитная стрелка повернется южным полюсом к читателю.

1459. Изменится ли поведение магнитной стрелки (см. условие предыдущей задачи), если направление тока в цепи изменить? Ответ обоснуйте.

Решение:

Тренировочные задания. Проверьте, верные ли ответы указаны.


  1. Определите, какой из примеров иллюстрирует магнитное действие электрического тока. Выберите правильный ответ из предложенных:

 

  • вращение магнитной стрелки компаса при движении по лесу

  • поворот стрелки при работе амперметра

  • падение тела на поверхность Земли

  • притягивание султанчиков, заряженных электроскопом


  1. В точках A и B определите направление линий магнитного поля прямого проводника с током, изображённого на рисунке.

 

 

Выберите правильный ответ из предложенных:

 

в точке A магнитного поля нет, в точке B — вниз

в обеих точках вверх

в обеих точках вниз

в точке A магнитного поля нет, в точке B — вверх


  1. Для прямого проводника с током, изображённого на рисунке, стрелками задано направление линий магнитного поля. Определите направление тока в проводнике.

 

 

Из предложенных ответов выберите правильный.

 

  • Ток в проводнике направлен от нас.

  • Ток в проводнике направлен к нам.

  • Тока в проводнике нет.

  • Направление тока в проводнике определить невозможно.


  1. Для прямого проводника с током, изображённого на рисунке, определите направление линий магнитного поля в точках A и B.

Обратите внимание, что точки A и B находятся обе сверху от проводника.

 

 

Выберите правильный ответ из предложенных:

 

  • в точке A — к нам, в точке B — от нас

  • в точке A — от нас, в точке B — к нам

  • в обеих точках от нас

  • в обеих точках к нам


  1. На рисунке изображён прямой проводник с током, направление линий магнитного поля которого задано для точки A. Определите направление тока в проводнике.

Обратите внимание на то, что точка A находится слева от проводника.

 

 

Из предложенных ответов выберите правильный.

 

  • Ток в проводнике направлен вниз.

  • Ток в проводнике направлен вверх.

  • Ток в проводнике не течёт.

  • Направление тока в проводнике определить невозможно.



  1. Определите положение магнитной стрелки, помещённой в точку A, при замкнутом ключе электрической цепи (см. схему на рисунке).

Обратите внимание, что точка A находится под соответствующим элементом цепи.

 

 

В ответе укажи один из вариантов (только букву) расположения магнитной стрелки.

 

А.         Б. 

 

В. 

 

Г. 

 

Ответ: В.



Проверка: 1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Нет. 5. Да. 6. Да.

Подведение итогов урока.

  1. Что показал опыт Эрстеда?

  2. Почему для изучения магнитного поля можно использовать железные опилки?

  3. Как по направлению тока в проводнике определить направление линий магнитного поля?

  4. Что можно определить по густоте линий магнитного поля?

 

Домашнее задание: к следующему по расписанию уроку выучите конспект и

решите упр.40.


Спасибо всем за работу.


Источники из сети Интернет:

  1. Interneturok.ru

  2. ЯКласс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!