СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Май весну завершает, лето начинает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Май весну завершает, лето начинает.»

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Май весну завершает, лето начинает.

Цели: создать условия для ознакомления с изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета, уточнение состояния деревьев, времени цветения разных растений.

Планируемые результаты: научатся наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета, уточнять состояния деревьев, время цветения разных растений, описывать изученные природные явления, называть существенные признаки.

Оборудование: презентация, карточки для рефлексии, музыкальное произведение Ц.А. Кюи «Весна», проектор, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент

А) Загадка:

-Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят,

И птички сели в гнезда на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое? (весна)

- Какие признаки весны помогли вам отгадать загадку?

Б) Звучит произведение Ц.А. Кюи «Весна»

-Какое время года вы узнали в этом фрагменте. Слушайте внимательно звуки, которые помогут вам определить время года. ( весна, звучит капель, журчат ручьи, пение птиц, шум ветерка)

-Какое настроение навевает эта музыка (радостное, чувствуется пробуждение весны)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о весне. Мы уже посвятили 2 урока весне. О каких месяцах мы говорили? (март, апрель)

Сегодня мы поговорим о последнем месяце весны. Отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…(май)

-Какие признаки мая называются в загадке? (грохочет гром, поет соловей, цветет сад, зеленеют поля, летят пчелы)

-Свое название май получил в честь римской богини Майи. В мае 31 день. В древней Руси май называли травень, т.к. в мае все вокруг покрывается зеленой травой. В народе про май говорят: май весну завершает, лето начинает.

-Как вы это понимаете? (май последний месяц весны, он ее заканчивает, в конце мая тепло, как летом, потому он лето и начинает)

Отчего наш месяц май называют «месяц Ай!»? (Оттого, что и тепел и холоден. Днём солнышко, а ночью бывает ай какой морозец…)

2. Сообщение темы урока.

- После нашей беседы как бы вы определили тему урока? (май, последний месяц весны)

-О чем мы будем говорить на уроке? (о признаках мая, о живой и неживой природе в мае)

-Правильно.

3. Изучение нового материала

-Послушайте стихотворение С. Маршака «Май»

Распустился ландыш в май,

В самый первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

-О каких цветах рассказал автор? (ландыш, сирень)

-А какие еще растения цветут в мае? (ответы детей)

-в мае в сырых местах распускаются золотистые купальницы, голубые незабудки. В это же время можно увидеть медуницы и ландыш. Зацветает береза, распустив свои нарядные сережки. Когда зацветает черемуха, часто наступает похолодание. Когда она отцветет, набирает цвет рябина. Ее дурманящий запах привлекает многих насекомых. В майском лесу зацветают земляника, черника, малина. На поверхности лужиц, небольших водоемов появляется желто-зеленоватый налет. Это начала пылить сосна. Много есть цветущих весной растений. Анютины глазки, пастушья сумка, мокрица- весенние ли они растения? Они не прятались от зимы, а встретили ее отважно- в полном цвету. Зима их укутала снегом. И как только вновь показалось голубое небо, они очнулись и снова нас радуют своими цветами. Пригрело солнышко, освободились пригорки от снега, и вдруг появился волшебной красоты цветок. Это сон-трава, или прострел. Растение ядовито, люди и животные, пожевав корень, впадают в глубокий сон. Из-за красоты цветка сон-травы становится все меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого растения строго запрещен.

Весна –очень важное время для растений. Они пробудились от зимнего сна, спешат расти. Отгадайте загадки:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунет ветерок-

Остался стебелек (одуванчик)

Там на грядке яркий шарик

Днем зажегся, как фонарик (тюльпан)

Одно из известных растений весны- мать-и мачеха. Почему у него такое странное название? (гладкая сторона листа-мачеха, с ворсинками, мягкая – мать)

Весной в саду цветут вишня, слива, груша, айва. Позже зацветают яблони, персик.

– Почему май в народе называют «цветень»? (В мае в лесу распускаются ландыши, хохлатки, медуницы. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черёмуха, сирень. Цветут плодовые деревья – яблони, вишни, сливы.)

4. Работа по учебнику

Прочитать текст стр 81-82 и составить вопрос на карточке.

5. Работа в парах

-Дети отрабатывают вопросы в парах сменного состава.

- Опрос 2-3 учеников по составленным вопросам.

6. Продолжение работы над новым материалом.

- А как же май встречают животные?

-Разговор зверей(Слайды)

-Ребята, как же еж провел зиму?(спал)

-Как провела зиму белка?(ела запасы)

-Как лиса? (голодала, ловила мышей и кур в деревне щипала)

-А как же волк? (голодал)

-А медведь? (спал, и весну чуть не проспал)

Весной всем лесным жителям как будто хочется показать свою силу,

ловкость, умение. На утренних и вечерних зорях все поют и играют,

«кто на чем и как умеет». Звонко поют певчие дрозды, свистят иволги,

барабанят дятлы, ухает филин.

Лают лисицы, воют волки, трубят лоси, кашляет косуля.

Скрипят жуки и кузнечики, жужжат шмели и пчелы, урчат и квакают лягушки.

Лесной оркестр не умолкает весь последний месяц Весны.

Звери, птицы — все обитатели леса ищут себе пары.

Тут дело без драк не обходится «Пух, шерсть и перья летят в воздух».

Скоро наступит лето, смолкнет лесной оркестр, будет не до игр,

не до песен, не до драк — будут все звери и птицы кормить,

выращивать, учить своих детей, т.к у многих животных появляются детеныши у волков, лисиц, хорьков, куниц и мелких грызунов. Второй раз у зайца родятся зайчата.

- В мае прилетают с юга почти все птицы, кроме ласточек, стрижей, козодоев. Поздно, в конце мая прилетает кукушка.

Отгадайте загадки:

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Наш веселый друг … (скворец)

Еще в низинах снег и лед,

Но небеса весенние,

А он летает и поет,

Блистая оперением.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения. (Жаворонок)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…(грач)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком (пчела)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет, тогда отстанет (муха)

Домовитая хозяйка

7. Разминка:

(когда учитель называет того кто летает, дети машу руками и кричат «Летает!», если нет, то молчат и не машут руками)

Утки летят?

Гуси летят?

Орлы летят?

Щуки летят?

Сороки летят?

Коровы летят?

Стрекозы летят?

Козы летят?

Журавли летят?

Березы летят?

Страусы летят?

8. Работа с учебником и тетрадью

Тетрадь стр 77-78 с помощь учебника стр 81

Речевая разминка в тетради стр 76+ задания на стр 76

9. Рефлексия

У детей карточки. Учитель предлагает ряд утверждений, ученики выбирают верные и закрашивают номера ответов желтым цветом.

Утверждения:

1 начался листопад

2 цветут цветы

3 птицы прилетают с юга

4 земля покрылась снегом

5 появляется трава

6 птицы улетели на юг

7 проснулись насекомые

8 созревают яблоки

9 растаял весь снег

10 у животных появляются детеныши

-Если у вас получилась вот такая бабочка, то вы усвоили сегодняшний материал на отлично и можете себе с обратной стороны поставить «5».

- А почему бабочка? (потому что бабочки просыпаются или прилетают в мае)

10. Д\з

Тетрадь стр 79








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!