СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Македонское возрождение» (IX – X вв.)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Македонское возрождение» (IXX вв.)

Просмотр содержимого документа
««Македонское возрождение» (IX – X вв.)»

Новый расцвет византийского искусства наступает при представителях Македонской династии, основателем которой явился Василий I (867-886). Василий Македонянин, уроженец окрестностей Адрианополя, считавшегося в ту пору македонским городом, пришел к власти в результате кровавого дворцового переворота, завершившегося убийством Михаила III. Василий много сделал для укрепления Византийского государства. Он расширил его границы, усовершенствовал административный аппарат. Василий стремился упрочить престолонаследие, развивая идею о принадлежности трона царствующей династии. Благодаря этим усилиям потомки его правили Византией в течение полутора столетий.

Период IX-X веков характеризуется ростом политического авторитета Византии. Византийскому войску вновь удалось одержать ряд побед над арабами. Страх перед арабами заставил многие сербские города искать помощи у империи и признать ее суверенитет над собой. Крещение сербов и болгар способствовало установлению их духовной близости с Византией.

Македонский Ренессанс — термин, используемый для описания периода правления Македонской династии Византийской империи (867—1056), и в особенности 10-го века, который некоторые учёные рассматривают как период повышенного интереса к классической науке и усвоения классических мотивов христианским искусством

В византийской миниатюре IX-X вв. в качестве канонического образца выступила античная миниатюра, что привело к введению таких приемов, как классические пропорции фигур, скульптурная лепка форм и объемов, тенденция изображения фигур в сложных движениях.

Основная тенденция классицистического стиля заключается в доминанте конечного в тех изобразительных приемах, которые используют мастера. Бог вочеловечился, явился в мир в облике Христа с помощью Девы Марии, ставшей проводником божественного. Эта тема была особенно актуальна в послеиконоборческий период. Бог и Человек встречаются в человеческом облике. Божественное, Бесконечное тем самым обретает конечные пределы, но этими пределами обозначается присутствие Бога в мире христиан. Тем самым знаменуется, что Бог делает ход навстречу человеку, он избирает его, материальная и духовная природа человека пребывают в гармонии.

2

Икон этого периода сохранилось очень мало; одна из них – это "Апостол Фаддей и царь Авгарь со святыми", хранящаяся в монастыре Св. Екатерины на горе Синай. Она состоит из двух половин, написанных на разных досках и объединенных общей рамой. Как предполагают, это были правая и левая створка триптиха, центральная часть которого не сохранилась. Слева вверху изображен апостол Фаддей, под ним святые монахи – прпп. Павел Фивейский и Антоний. Справа вверху – царь Авгарь, принимающий из рук Анании плат с Нерукотворным образом Христа, внизу – свв. Василий Великий и Ефрем Сирии. Верхние части этих композиций посвящены одной общей теме исцеления царя Авгаря с помощью Нерукотворного образа: посланник Анания принес Авгарю от самого Христа плат с отпечатавшимся на нем ликом Спасителя, а апостол Фаддей был отправлен Христом к Авгарю для исцеления последнего чудотворным платом. Можно предположить, что в центре триптиха, ныне утраченном, был изображен сам Нерукотворный Образ.

Этот Образ, называвшийся в Византии "Мандилион", представлял собой первое изображение Христа, а по существу; первую Его икону, чудесным образом (отсюда название – Нерукотворный) созданную Им самим для людей: Спаситель отер Свое лицо полотенцем, и на нем отпечаталось изображение Его лика. Нерукотворный образ изначально находился в Едессе, куда был прислан Христом для едесского царя Авгаря. В 944 г. Мандилион торжественно переносится из Эдессы в Константинополь как великая христианская святыня, а день прибытия ее в столицу (16 августа) отмечается с тех пор как православный праздник, Вероятно, в это время, после 944 г., в память о замечательном событии была написана икона с образами тех, кто был свидетелями создания чудотворного Нерукотворного образа (Авгаря, Анании, Фаддея) и с главным (в несохранившемся центре) изображением Нерукотворного образа, который, скорее всего, должен был быть копией самой принесенной в Константинополь реликвии – подлинного Мандилиона. После этого события и, вероятно, после появления такой иконы (или таких икон, так как она сама могла быть не первой, но являться репликой некой другой, возможно – большой, главной, знаменитой) образ Спаса Нерукотворного стал известен, а со временем и распространен в искусстве Византии и всего византийского круга.

Икона, несомненно, создана в Константинополе. Об этом говорит не только редкий ее сюжет, явно связанный со столичными событиями середины X в, но и ее стиль, полный классических примет, свойственных искусству Македонского Ренессанса: свободные позы, естественные ракурсы, широкие драпировки, мягкий свет, сочная живопись (особенно в фигуре Фаддея), наконец, спокойное достоинство и человеческая соизмеримость всего изображенного.

Церковное здание уподоблялось космосу:
- Купол и барабан символизировали небо. Изображался Христос Пантократор.
- В апсиде помещали фигуру Богоматери – олицетворение земной церкви, заступницы за человечество.
- В парусах – евангелисты.
- На верхних частях сводов – евангельские сюжеты – переход от «Небесного» к «земному».
- В нижней части храма – изображения святых и мучеников.

В период «Македонского Возрождения» (9 -10 вв.) в живописи были сильны античные традиции. Хорошо они прослеживаются и в никейских мозаиках:

5

- Античные традиции – складки одежд следуют положению фигуры, портретное лицо императора.
- Но уже заметно усиление линейного начала


В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).


Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.

Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.

Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

После смерти братьев их деятельность была продолжена их учениками, изгнанными из Моравии в 886 году, 
в южнославянских странах. (На Западе славянская азбука и славянская грамота не устояли; западные славяне – поляки, чехи... – до сих пор пользуются латиницей). Славянская грамота прочно утвердилась в Болгарии, откуда распространялась в страны южных и восточных славян (IX век). На Русь письменность пришла в X веке (988 год– крещение Руси).

Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры.

Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.




12

 С конца иконоборчества в византийском искусстве существовала сильная классицизирующая тенденция, и многое из того, что было создано в послеиконоборческое время, предстает как «возрождение» в буквальном смысле слова — это почти прямое копирование ранее существовавших образцов. Примером может служить «Слов Григория Назианзина» — блистательная и оригинальная рукопись, созданная в 880—83 гг. для родоначальника новой династии Василия Македонянина. Миниатюры рукописи буквально растворены в античной красоте. Даже такие мрачные сюжеты как «Видение Иезекиля» (явление мертвых, встающих из гробов) трактованы в духе нежнейшей романтической пасторали. 

«Слов Григория Назианзина» был создан в 880—83 гг. для родоначальника Македонской династии Василия Македонянина. Иконография миниатюр носит «синтезированный» характер: многие из них списаны с рукописей предшествующего времени. С точки зрения художественной эти миниатюры — блистательное и оригинальное столичное творение. Миниатюры буквально растворены в античной красоте. Ясность в построении трехмерного пространства, картинность композиции подчеркнуты пышной объемной рамой, состоящей из тонко прорисованных снопов и листьев. Поразительна соразмерность в соотношении фигур с пространством и с окружающей средой. Четкая и весомая пластика фигур не имеет ничего общего с тяжеловесностью. Пропорции тел идеально рассчитаны, а драпировки, ложащиеся по принципу «мокрой ткани», облепляя округлые формы, демонстрируют великолепие материи. Ткань выглядит мягкой, легкой, ритм — свободным и естественным. Линии отличаются эластичностью и гибкостью классического рельефа. Краски придают композиции исключительную живописность. Красота понимается художником по главному античному принципу — как одухотворение, поэтизация прекрасной плоти. Видение Иезекиля (явление мертвых, встающих из гробов) трактовано в духе нежнейшей романтической пасторали: в нем нет и намека на мистику или пуританскую суровость.

13

Знаменитый свиток, иллюстрирующий библейскую историю полководца Иисуса Навина, вероятно, был скопирован с александрийской рукописи. В «Свитке Иисуса Навина» сохранился, в основном, рисунок (краски частично осыпались). Длинная лента пергамента покрыта непринужденно разбросанными фигурами и группами фигур: воины в античных доспехах выступают в поход, сражаются, присутствуют при жертвоприношении. Вся поверхность листа превращена в пейзажно-архитектурный фон — художник изобразил холмы, деревья, здания. Использование прямой перспективы с уменьшенными фигурами на заднем плане воскрешает приемы античной живописи. 
На фрагменте Иисус Навин встречает Архангела Михаила у стен осаждаемого евреями Иерихона (Книга Иисуса Навина, часть IV). Справа от изображённого дважды Иисуса — сидящая женская фигура с зубчатой короной на голове. Это персонификация Иерихона

14

  «Антикварное» направление достигло блистательного расцвета при Константине Багрянородном (913—59); в этот период копирование рукописей приобретает массовый характер. Среди самых знаменитых манускриптов этой поры — «Парижская псалтирь», созданная около 950 г. Каждая миниатюра псалтири задумана как самостоятельная картина — находится на отдельном листе и окружена орнаментальной рамкой. Художественные формы памятника дышат чувственной прелестью античности. На одной миниатюре изображено «Моление пророка Исайи». За спиной пророка стоит прекрасная девушка с покрывалом на голове и опущенным факелом. Она олицетворяет Ночь — поэтому и лицо ее, и одежды имеют голубовато-серый цвет. Маленький ребенок символизирует утреннюю Зарю — Эос. Художник таким образом показывает, что Исайя молится в тот безлюдный утренний час, когда заря еще не до конца прогнала с небосвода тьму ночи. Другая миниатюра изображает царя Давида, играющего на лире. Царь в светлом коротком одеянии, обнажающем ноги, с лирой на коленях сидит в естественной и свободной позе, полуотвернувшись от зрителя. Столь же непринужденно облокотилась на его плечо сидящая рядом девушка. Под одеянием (пеплосом), открывающим руки и часть груди красавицы, ощущаются почти скульптурные формы совершенного тела. Возле фигуры надпись: «Мелодия». Художник не мог передать звуки, издаваемые инструментом псалмопевца, но таким образом дал зрителю понять, что они прекрасны. Вокруг Давида бродят овцы и козы, тут же сидит собака, придавая миниатюре вид натурной зарисовки. А в глубине видны загородная патрицианская вилла и декоративная колонна, увенчанная вазой. 

Предположительно, миниатюры «Парижской Псалтири» были скопированы с александрийской рукописи IV века. Каждая миниатюра задумана как самостоятельная картина — находится на отдельном листе и окружена орнаментальной рамкой. Художественные формы памятника дышат чувственной прелестью античности. 
На миниатюре изображен молящийся пророк Исайя. За спиной пророка стоит прекрасная девушка с покрывалом на голове и опущенным факелом. Она олицетворяет Ночь — поэтому и лицо ее, и одежды имеют голубовато-серый цвет. Маленький ребенок символизирует утреннюю Зарю — Эос. Таким образом, художник показывает, что Исайя молится в тот безлюдный утренний час, когда заря еще не до конца прогнала с небосвода тьму ночи.

16

Иконография сцены заключает в себе особый внутренний смысл. Образ Богоматери с Младенцем в точности копирует изображение в конхе храма, воспроизводя даже мельчайшие детали ранней мозаики (за одним незначительным исключением). Таким образом, Константин и Юстиниан приносят свои дары не отвлеченной святыне, а Владычице главного византийского храма. Упрощенная композиция, строгая и симметричная, жесткие, суровые лики, плоские тяжеловесные фигуры, подчеркнуто выразительные жесты рук персонажей — мозаика представляет собой строго рассчитанную символическую структуру, служащую выражению абстрактной идеи: подобно ангелу — стражу Св. Софии, императоры вечно предстоят перед Богородицей, как идеальная ограда созданных ими града и храма, о спасении которых молят они Царицу Небесную и Владычицу Константинополя. От живой плоти образа, еще весьма ощутимой в мозаике центрального входа, здесь не остается ничего.

17

Монастырь Ли́пса — женский монастырь, основанный около 908 года в Константинополе трудами друнгарияКонстантина Липса. Вскоре после того была освящена в присутствии самого Льва Мудрого небольшая соборная церковь размерами 13 на 9,5 метров, с многогранной средней апсидой и двумя ярусами окон — тройных внизу и щелевидных выше. В целом, первоначальная архитектура храма весьма близка кафоликону Мирелейона. До разграбления крестоносцами в 1204 году в соборе хранились реликвии — оставшиеся в камне столпы апостола Павла и оправленная в золото глава апостола Филиппа.

18

Панаги́я Халке́он (греч. Παναγία τῶν Χαλϰέων — Богоматерь медников) — крестово-купольная церковь, посвященная Богородице в городе Салоники.

Церковь построена из кирпича, создающего декоративный эффект (многочисленные стрельчатые арки, опоясывающие храм зубчатые ленты). Храм не имеет галереи, купол опирается на четыре колонны в центральной части храма, имеющей форму квадрата. Алтарная часть имеет три апсиды (жертвенник, алтарь, диаконник). На западной стороне храма имеется неф, соединяющийся с основной частью храма через трое ворот. К нефу примыкает галерея более поздней постройки.

20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!