ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Ж. ДЕРЮГИНОЙ
____________________________
Рассмотрено и одобрено Разработан на основе Федерального
методическим советом государственного образовательного
медицинского колледжа стандарта по специальности
Протокол № 3 среднего профессионального
«17» ноября 2014г. образования
Протокол № 3 34.02.01 «Сестринское дело»
от «21» ноября 2014 г.
Председатель методического совета
___________Швецова Т. Ю.
Председатель предметной И. о. зам. директора по учебной
цикловой комиссии работе
общеобразовательных ___________/__Полстянко Н.Н.
дисциплин
Смирнова З.М.
МАКЕТ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Разработан на основе ФГОС
Подготовила
Смирнова З. М.
Севастополь
2014 г.
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «_____________»
Тема «___________________________» (согласно рабочей программе)
Тип урока _________________________
Курс: ___
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Значимость приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Изучение темы необходимо для понимания процессов ______________________________
Изучение темы____________, имеет большое значение для современного человека, т.к._______________________.
Знания, полученные при изучении данной темы, могут быть использованы в таких дисциплинах как ____________________________.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Проинформировать о:
-
Знать:
-
-
Уметь:
-
-
б) Развивающие цели:
- ___________________________________________________________________________;
- ___________________________________________________________________________.
в) Воспитательная:
- ___________________________________________________________________________;
- ___________________________________________________________________________.
2.1 Формирование общих компетенций (ФГОС СПО):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональный целей.
3. Содержание темы занятия (в строгом соответствии с рабочей программой дисциплины или профессионального модуля).
План (или структурно-логическая схема занятия)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность преподавателя (учителя) | Деятельность обучающихся (учащихся) | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала. 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «____________». Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Выборочная проверка домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтальной беседы, анализ типичных ошибок, организация дифференцированной коррекционной работы. Оценивание результата. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «_______». Выяснение и анализ допущенных ошибок, выполнение коррекционной работы. Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Тесты по теме «________». Презентация по теме занятия «_______» (Приложение 2). Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия» | 3' 15'- 20' |
II | Основной этап Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия. План изложения теоретического материала: - …………. - ………………. - ………………. - …………………. | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение. Координация и оценка рассуждений обучающихся.
Знакомит с новой информацией. Объясняет этапы _______. Организует обсуждение ____________________. Демонстрирует слайды. Записывает на доске _________________, фиксирует внимание на ____________. Организует сравнение ____________________. Предлагает задания, наблюдает за работой, организует обсуждение, проговаривает алгоритм, Координирует и оценивает выводы обучающихся. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия. Усваивают новую информацию. Слушают объяснение. Участвуют в обсуждении __________________. Выполняют задания, предложенные на слайдах. Делают записи в тетради. Сравнивают_________; Индивидуальная (работа в группах), - заполнение сравнительной таблицы; - заполнение немых структурно-логических схем; -формулировка вывода о различии…; - отработка (парами) манипуляций (заданий) - выявление особенностей, свойств, и т.д. Делают выводы по ____________________. | Слайд «………….»; Слайд «………….»; Слайд «………….»; Слайд «………….» Слайд «………….»; Слайд «………….»; Слайд «………….». Таблица «……….»; Таблица «………..». Магнитное пособие ________________ . Учебный фильм ________________. | 60' |
III | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов обучения: 4. Подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся (учащиеся) 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе | Организует работу по закреплению первичных знаний. Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. Объясняет задания и фиксирование выводов, на основании полученных результатов. Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний. Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по внеаудиторной самостоятельной работе. Объявляет задания. | Отвечают на вопросы для закрепления знаний. Индивидуальная, работа в группах, - заполнение сравнительной таблицы; - заполнение немых структурно-логических схем; -формулировка вывода о различии…; - отработка (парами) заданий….; - выявление особенностей, свойств, и т.д. Формируют краткий ответ Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Вопросы для закрепления знаний (прилагаются). ________: учебник для _________/ Автор (ы); страницы изучаемой темы (параграфа). Самостоятельная работа Задание 1. ____________; Задание 2. ____________. | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (Приложение 1)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) тесты конечного уровня знаний, тема «________»;
Б) карточки с индивидуальными заданиями (Приложение3);
В) вопросы индивидуального (фронтального) опроса и др.
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- ……………………..?
- ……………………..?
- ……………………..?
- ……………………. ?
- ……………………..?
- ……………………..?
б) иллюстрированный материал:
- Презентация по теме «……………………»; (Приложение 2)
- Таблицы;
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
б) учебные фильмы;
в) таблицы;
г) структурно-логические схемы;
д) микро и макропрепараты биологических объектов и др.
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы для закрепления знаний:
- ………………?
- ………………?
- ………………?
- ………………..
6. 5. Материалы к аудиторной самостоятельной работе обучающихся (учащихся)на занятии:
а) ________________________________________________________________;
б)_________________________________________________________________.
6. 6. Материалы к внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся (учащихся) по теме занятия:
Задание 1. Заполнить словарь терминов (глоссария) по теме занятия;
Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему;
Задание 3. ___________________________________.
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
8. Материалы домашнего задания обучающихся (учащихся) по теме занятия: ______________: учебник для студ. учреждений СПО / Автор(ы); стр. ________
Приложение 1
Краткое содержание темы занятия (конспект занятия)
Тема «___________________________»
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Приложение 2
Презентация по теме занятия «_____________»
Приложение 3
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме «___________________________»
Приложение 4
- Тесты конечного уровня знаний (контроль выполнения домашнего задания);
- Карточки с индивидуальными заданиями и др.
Приложение 5
Тесты контроля усвоения знаний и др. (заключительный этап занятия)
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.
2.
3
4.
Дополнительная:
1.
2.
3.
4.
5.
Интернет-ресурсы (например)
1. Мультиурок сайты учителей (ссылка на свой сайт) https://multiurok.ru/-------/ или другое;
3. Газета «___________» издательского дома Первое сентября http://----.1september.ru;
4. Презентации по ________________________;
5. Научные обзоры, новости науки ____________________.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Ж. ДЕРЮГИНОЙ
____________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ
Севастополь
2014
Структура и содержание технологической карты учебного занятия (по ФГОС)
В структуре технологической карты занятия предусмотрены три основные компонента:
- блок целеполагания (цели, планируемый результат);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и
операции на каждом этапе занятия).
В технологической карте указываются:
- этапы занятия - учебные элементы (дидактические единицы),
- материально-техническое оснащение (ИКТ, электронные образовательные ресурсы, лабораторное оборудование, инструмент, наглядные пособия, таблицы, дидактический и раздаточный материал),
- тип занятия,
- используемые образовательные технологии, формы и методы организации деятельности обучающихся,
- основные термины и понятия, изучаемые на занятии.
Блок целеполагания технологической карты включает тему учебного занятия, цель и планируемые результаты (знания, умения, формируемые компетенции), возможность использования тематического содержания для формирования личностных и профессиональных компетенций, указание профильной направленности материала, актуальность использования средств ИКТ. Допускается указание цели отдельного этапа учебного занятия.
Инструментальный блок раскрывает, какими средствами достигаются поставленные цели, и включает в себя задачи учебного занятия, тип занятия, используемые образовательные технологии, формы и методы организации деятельности обучающихся, перечисление компонентов учебно-методического комплекса.
Организационно-деятельностный блок представляет план учебного занятия (ход занятия по этапам), включая контроль и диагностику результатов урока, тип и вид домашнего задания (в том числе и внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся).
Приложение 1
Виды и типы занятия
Тип занятия (определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения).
Типы уроков (занятий) теоретического обучения:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний, умений и навыков;
- комбинированный.
Типы уроков (занятий) практического обучения:
- урок по первоначальному формированию умений и навыков;
- урок совершенствования умений и навыков;
- урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид занятия (определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке).
Традиционные виды занятий:
- лекция;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- практическое занятие;
- лабораторная работа;
- семинар;
- контрольная работа;
- экскурсия;
- конференция;
- зачет;
- смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Нетрадиционные виды занятий:
- деловые или ролевые игры;
- пресс-конференции и конференции;
- уроки-семинары;
- уроки-экскурсии;
- уроки соревнования и конкурсы;
- театрализованные уроки;
- компьютерные уроки;
- уроки с групповыми формами работы;
- уроки взаимообучения обучающихся;
- уроки творчества;
- уроки, которые ведут обучающиеся;
- уроки сомнений и поиска истины;
- уроки творческие отчеты о проведенной самостоятельной работе;
- бинарные уроки;
- уроки обобщения;
- уроки-игры: «Суд над____»; «Умники и умницы» и т.п.;
- интегральные уроки.
Цели обучения:
![]()
![]()
![]()
![]()
Образовательные Развивающие Воспитательные)
(обучающие)
- Образовательные (формирование компетенций, знаний, умений и навыков);
- Развивающие (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.);
- Воспитательные (формирование взглядов, убеждений, качеств личности).
Образовательные (обучающие) цели определены рабочей программой дисциплины.
Уровни усвоения знаний обучающимися определены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы обучающиеся имели представления о каких-то фактах, событиях.
Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня материала:
Познакомить студентов с методами определения …;
Дать понятие о …;
Ознакомить с … .
Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.
уровень – это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:
1. Изучить материал научно-практической конференции по …;
2. Изучить (повторить) классификацию…;
3. При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.
3 уровень – уровень усвоения профессиональных умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях.
Например:
1. Овладеть навыками при выполнении …;
2. Овладеть техникой выполнения …;
3. Стремиться к выработке навыка работы с микроскопом …;
4. Овладеть навыком определения …;
5. Систематизировать знания студентов по теме …;
Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».
4 уровень – творческий, предполагает самостоятельное нахождение (поиск, открытие) новых знаний способов действия.
Творческий уровень массово не планируется, но может планироваться и реализоваться в работе кружков для наиболее способных обучающихся (НИРС).
Развивающие цели
В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели.
Пример формулировки развивающих целей занятия:
- Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…;
- Развитие умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и характерное для …;
- Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …;
- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли;
- Способствовать развитию абстрактного, логического мышления;
- Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при …;
- Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, и т.п.) задач;
- Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач;
- Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …;
- Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки планирования ответа;
- Развивать умения и навыки применять теорию при решении задач, построении графиков, умение использовать формулы, навыки самостоятельной работы с текстом, структурировать знания, вычленять главные элементы учебной информации, определять основные характеристики главных элементов, определять логические связи между основными элементами, конструировать структуру темы, закрепление ее в памяти, как структурно-логическую схему содержания»;
- Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное;
- Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях;
- Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные цели
На каждом занятии преподаватель должен стремиться воспитать лучшие качества в обучающихся, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели.
Примеры формулировок воспитательных целей:
- Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;
- Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
- Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями;
- На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий;
- Сформировать представление о приоритете отечественной медицинской школы в решении проблем… (на примере жизни и деятельности ученых-медиков, их школ и т. п.;
- Развить представление о влиянии о влиянии экологических факторов на здоровье человека…;
- Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения будущего медработника…;
- Сформировать систему правовых представлений, связанных с деятельностью в области;
- Способствовать развитию творческого отношения к профессиональной деятельности …;
- Воспитание интереса к своей будущей профессии …;
- Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся …;
- Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …;
- Воспитание бережливости и экономии при …;
- Формирование умений и навыков самоконтроля;
- Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету;
- Воспитание сознательной дисциплины при работе с …;
- Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …;
- Воспитание бережливого отношения к окружающей среде;
- Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …;
- Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …;
- Воспитание творческого отношения к избранной профессии;
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
- Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями профессии;
- Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с документацией….
Приложение 2
План - хронокарта занятия (2 часа)
Этапы | Содержание занятия | Время |
занятия | | |
| | |
I | Организационная часть | 1 - 2 минуты |
| (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) | |
| | |
II | Сообщение темы и целей занятий | 1-2 минуты |
| (объявление темы урока, постановка | |
| достижимых целей перед студентами) | |
| | |
III | Актуализация опорных знаний студентов | 5-7 минут |
| (выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. | |
| необходимых как опора для изучения нового материла) | |
| | |
IV | Начальная мотивация учебной деятельности | 2 - 3 минуты |
| (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в | |
| профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.) | |
| | |
V | Изучение нового материала | 60 – 63 |
| (последовательное изложение по принципу «от простого к | минуты |
| сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий) | |
| | |
VI | Обобщение и систематизация изученного материала | |
| (выводы по основным вопросам темы, закрепление | 5 – 6 минут |
| полученных знаний путем выполнения упражнения, | |
| составления таблицы и т.д) | |
| | |
VII | Итоговая часть занятия | |
| (подведение итогов занятия, выставление | 3 – 5 минут |
| комментированных оценок) | |
| | |
VIII | Сообщение домашнего задания | |
| (если есть необходимость, выполнение домашнего задания | |
| следует разобрать или дать необходимые рекомендации по | 1- 2 минуты |
| его выполнению – в этом случае время на сообщение | |
| домашнего задания увеличить) | |
| | |