СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Максим Горький. Роман "Мать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Максим Горький. Роман «Мать»

 

Просмотр содержимого документа
«Максим Горький. Роман "Мать"»

Максим Горький. Роман «Мать»

Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещённые книги; если у меня их найдут — меня посадят в тюрьму».

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка — «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных — слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец — помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела — нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».

Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовёт её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приёмную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупреждённые об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещённые книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку — на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчён, он считает, что народ не поверил ему, не пошёл за его правдой, потому что он молод и слабосилен — не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павла.

Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович — один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передаёт их рабочим.

Наконец Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию Первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя он и знает, что за это его снова посадят в тюрьму. Утром Первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где уже собрался народ. Павел, стоя под красным знаменем, заявляет, что сегодня они, члены социал-демократической рабочей партии, открыто поднимают знамя разума, правды, свободы. «Да здравствуют рабочие люди всех стран!» — с этим лозунгом Павла возглавляемая им колонна двинулась по улицам слободы. Однако навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей, который шёл рядом с ним, арестованы. Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идёт домой, и в груди её теснится желание сказать всем о том, что дети идут за правдой, хотят другой, лучшей жизни, правды для всех.

Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу — он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, немедленно забрать её к себе. В городе Ниловна, ведя немудрёное хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу: одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещённые книги, газеты, прокламации. Ей нравится эта работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Она видит, что народ полуголодным живёт среди огромных богатств земли. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удаётся передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел от побега отказывается; больше всех этим огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.

Наконец наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Мать ждала чего-то страшного, ждала спора, выяснения истины, однако все идёт спокойно: судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели — торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он не защищается — он объясняет, почему они — не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Они — социалисты, их лозунги — долой частную собственность, все средства производства — народу, вся власть — народу, труд — обязателен для всех. Они — революционеры и останутся ими до тех пор, пока все их идеи не победят. Все, что говорит сын, матери известно, но только здесь, на суде, она чувствует странную, увлекающую силу его веры. Но вот судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша тоже ждёт приговора и собирается заявить, что желает быть поселённой в той же местности, что и Павел. Мать обещает ей приехать к ним, когда у них родятся дети, — нянчить внуков.

Когда мать возвращается домой, Николай сообщает ей, что речь Павла на суде решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она вдруг видит молодого человека, чьё лицо и внимательный взгляд кажутся ей странно знакомыми; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, — и она понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на неё глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: «Воровка! Старая уже, а туда же!» «Я не воровка!» — задохнувшись от обиды и возмущения, кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает их окружившим её людям: «Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них». Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает её за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.



«Мать», анализ романа Максима Горького

Роман «Мать» Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово. Теперь это часть современной Самары.

В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом Коммунистическая партия (тогда еще РСДРП), а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни. «В холодном сумраке»угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов», каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики». Автор использует ряд олицетворений, представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков», «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение», поднималось чувство «подстерегающей злобы», которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок. Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни. Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье».

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни», за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа. Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть - Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел. Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди», она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть – запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью. И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу. А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди – тюрьма. Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви. Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой». Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием -  бороться за свои права. Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова».

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой. И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как «крупинки железа к магниту». И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя. Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара», и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью. И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел – центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так – нежно и уважительно – обращался Павел к Ниловне.  Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы», но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!». Ее потрясло слово «мать», сказанное Павлом с «горячей силой».

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город. Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую – не убьют». Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна – яркое тому свидетельство.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!