Школа России
Литературное чтение
3 класс
Прочитайте способом «птичий базар»
(еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением,
сердито, весело, выразительно).
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас -
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
Безобразным осьминогам?
Об авторе
Максим Горький
(1868-1936)
М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках.
Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
М.Горький – литературное имя писателя. Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка.
В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
Постановка целей урока
Работа по теме урока
Словарь
ЛАНГУСТЫ — семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
СЕПИИ — то же, что каракатицы .
КЛАРНЕТ — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
АВИАТОР — специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;
СИФОНОФОРЫ — колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1см до 3м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10м, служащие для поимки добычи.
ГОЛОТУРИИ — (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м.
АКТИНИИ — (морские анемоны), отряд морских кишечно - полостных клеточных коралловых полипов.
-Как вы думаете, это рассказ или сказка?
-Почему автор учебника поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Закрепление изученного
Творческие задания:
-Представьте себе, что познакомились с Евсейкой. А я его не знаю.
-Расскажите мне о нем.
-Какой он по-вашему?
-Как вы можете
охарактеризовать
Евсейку после прочтения
рассказа?
Прочитайте 10 предложений из текста и отметьте знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
1.
2.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
3.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
5.
6.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
7.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
8.
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9.
- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
1.
2.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
-
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
3.
+
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4.
5.
-
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
6.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
+
7.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
+
8.
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
-
-
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9.
+
- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
-
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
+
Рефлексия
Продолжите предложения:
- Я сегодня на уроке узнал…
- Я был удивлён, что …
- Я бы хотел узнать …
— Что понравилось в этом произведении?
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.