«Малая родина Т.П. Николаевой великого музыканта, гениального интерпретатора музыки И. С. Баха»
Файл №1,2
Брянская земля прославлена великой и непревзойденной Т. П. Николаевой.
В ней прекрасно сочетались: талантливый педагог, музыкальный деятель, профессор, композитор, великая пианистка, гениальный интерпретатор произведений И.С. Баха.
Т. Николаева: «Я могу сказать, что жизнь сложилась счастливо. Я всегда говорю, что родилась вместе с музыкой. Это неотъемлемая часть жизни.
Играть для людей это моя страсть. Я одержима этим».
Файл №3
Татьяна Петровна вспоминала старожила - отца Петра Николаевича Николаева, который скромно работал в аптеке, но был «страстным любителем музыки - играл как скрипач и виолончелист, отсюда, может быть, и началась моя музыкальность»…
«Потому что в этом провинциальном, в хорошем смысле слова городе каждую субботу в аптеке у отца или у нас в доме, в квартире собирались не музыканты — любители, любители музыки: врачи, инженеры, ставили пульты, открывали ноты и играли струнные квартеты Бетховена, трио Мендельсона, трио Чайковского…
И вы знаете, для меня, для девочки, это незабываемое впечатление. До сих пор, когда я слышу квартеты Бетховена, я люблю об этом говорить, я воспринимаю этот запах медикаментов в аптеке моего отца, это трогательно было очень.
И пусть они играли фальшиво и не очень виртуозно, в медленном темпе, но с такой любовью, с такой отдачей».
Пётр Николаевич учил талантливую дочь игре на своих любимых струнных инструментах и осенью 1936 г. на олимпиаде художественной самодеятельности Западной области выступал и одержал победу детский смычковый ансамбль Бежицкого Дома художественного воспитания.
Партию виолончели успешно исполнила тринадцатилетняя Таня.
Файл №4, 5, 6
Зоя Аполлоновна Еропкина (мама Т.П. Николаевой — представительница знатного рода первого русского князя Рюрика, а также и Владимира Мономаха.), закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у выдающегося русского пианиста Александра Борисовича Гольденвейзера.
С трех лет мама обучала Таню игре на фортепиано, а в шесть лет она успешно исполнила «Фантазию-экспромт» Ф. Шопена.
Файл №7
Благодаря Зои Апполоновны, в начале тридцатых годов, в Бежице открылась первая музыкальная школа.
В тринадцать лет начинается новый этап в жизни Тани - поступление в Московскую ЦМШ, а затем в Московскую консерваторию
им. П. И. Чайковского
Файл № 8
Татьяна Николаева также училась у величайшего педагога –пианиста
А. Б. Гольденвейзера – представителя русской фортепианной школы.
Таня стала любимой ученицей преподавателя.
Простота, естественность, внутренняя свобода, с абсолютным чувством ритма, красота непрерывного мелодического движения, выстроенность формы: такие качества приобрела Т. Николаева у своего талантливого педагога:
« Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях.»
Файл № 9
Выпускные экзамены по фортепиано Т.П. Николаева закончила с золотой медалью. Экзаменационная комиссия стояла перед выбором - два тома "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха» -48 прелюдий и фуг были в репертуаре выпускницы.
С тех пор, музыка Баха стала любимой и успешно исполняемой - сопровождала артистическую карьеру Татьяны Николаевой.
Файл № 10,11
В 1950 году исполнялось 200 лет со дня смерти И.С. Баха.
В Лейпциге состоялся первый Международный фестиваль-конкурс, посвященный памяти композитора.
Файл №12
Т.П. Николаева, Д.Б. Шостакович входили в состав жюри конкурса.
Татьяна Петровна - выступала в качестве участницы конкурса. На вопрос жюри, какую из фуг И.С. Баха она хотела бы исполнить, Николаева ответила: «Любую!», исполнив с блеском труднейшую фугу, получила первую премию и признание «королева фуг».
Исполнительница избежала однообразия и монотонности в чередовании контрастных частей и каждая из них составляла единое целое.
Файл №13
В Варшаве, в 1971 году состоялись концерты из сочинений великого полифониста. Татьяна Николаева - несравненный интерпретатор полифонических произведений И.С. Баха.
Слушатели не отпускали пианистку, исполнявшую на «бис».
Тройную фугу И.С. Бах не успел закончить и тогда Татьяна Петровна использовала прием - решительно захлопывала рояль.
Файл №14
Как мужественно и решительно звучал Бах в токкатах!
Виртуозные пассажи переходили в бравурность, но при этом ощущалась легкость, изящность.
Все мельчайшие нюансы отражались в произведениях великой пианистки.
Исполнительской манере Николаевой свойственны: быстрый темп, четкая ритмика, богатая динамика, поражающая внезапными контрастами.
Файл №15
В середине семидесятых годов профессор Т. П. Николаева со своими учениками Московской консерватории: М. Петуховым, С. Сенковым и
М. Евсеевой впервые исполнили цикл из 12 клавирных концертов Баха для одного, двух, трех и четырех фортепиано с оркестром под управлением С. Сондецкиса - дирижера Литовского камерного оркестра.
Эти выступления запомнились московским слушателям как очень яркие события музыкальной жизни столицы.
Печатные издания, разумеется, не обошли их молчанием. В газетах появились хвалебные рецензии.
Критики отмечали необычность интерпретации музыки Баха, интересную манеру звукоизвлечения Татьяны Николаевой, динамику ее исполнения, полифоническую ясность, разнообразие и четкость музыкального штриха, превосходное чувство темпа, а также волевую и решительную манеру игры. Для каждого фрагмента исполняемого произведения Николаева находила свои оттенки, тонкие тембральные различия.
Звуковая панорама, созданная ей при исполнении концертов для клавира, оказалась полна одновременно и кипящей жизненной силы, и тонкой душевной лирики.
"Мое увлечение циклами,- говорит пианистка, - это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять".
В рецензии музыковеда И. Чалаевой читаем:
"Татьяна Николаева давно зарекомендовала себя превосходным интерпретатором музыки Баха. Весь ее исполнительский арсенал способствует глубокому постижению баховских творений: манера звукоизвлечения, четкость и разнообразие штриха, ясность полифонии, умение передать динамические нарастания, чувство темпа, а главное - мужественная и волевая манера игры. В каждом случае она находила индивидуальные краски, тонкие градации, воссоздав в итоге грандиозную музыкальную панораму, полную величия, проникновенной лиричности, энергии, жизнеутверждающего пафоса".
Т. Николаева исполнила всего "фортепианного Баха".
Знаменитая пианистка, интерпретатор произведений И.С. Баха через всю свою жизнь пронесла любовь к той малой Родине, где с раннего детства исполнялась классическая музыка.
Благодаря этому, Татьяна Петровна состоялась, как прославленная пианистка, композитор и замечательный педагог.
Файл № 16,17,18
Ее ученики: Юрий Богданов, Мария Евсеева, Михаил Петухов, Николай Луганский заслуженные артисты, яркие пианисты - исполнители, профессоры, а также ведущие преподаватели Московских вузов, с огромной благодарностью вспоминали своего педагога.
Михаил Петухов – считал Татьяну Петровну лучшим интерпретатором Баха:
«Именно она своим исполнением увлекала, переводила на другой уровень понимания музыки Баха. Там уже не бывает тех партит, прелюдий и фуг, сюит и концертов, которые нравятся выборочно. Там одинаково хороши все опусы, просто все они о разном. Хотя все об Одном. С тех давних пор, благодаря Татьяне Петровне, музыку Баха я и люблю, и ценю, как вершину, как непостижимое божественное совершенство, вечный Символ, приоткрытые ворота, куда есть доступ у избранных, творящих вселенную,- величие мироздания, взаимосвязанность гармонии всех искусств и наук, - всех шахмат, геометрий, философий, физик, математик, совершенства музыки»...
Файл № 19
Татьяна Петровна очень любила свою малую родину и здесь бывала постоянно, как говорила сама, «и с концертами, и просто так».
На праздновании 1000 –летия Брянска была почетным гостем. Общаясь с друзьями, сказала: «Мне довилось побывать почетным гостем в 40 странах, но чувство, которое испытываешь по приезде на родину. Не сравнимо ни с чем. И как бы коротко ни было пребывание в Брянске, меня тянет пройтись поутру по бежицким улочкам, знакомым и незнакомым… Тянет заглянуть в школу, которой в пору ее создания немало сил отдала моя мать и которую я закончила 46 лет назад…Я низко кланяюсь земле, взрастившей меня. Кланяюсь своим родителям, которых помнят в Бежице».
Файл № 20, 21
Детская школа искусств №1 носит ее имя с 1999года, а с 2000 года
проходят Международные конкурсы имени Т.П. Николаевой.
Подрастает новое поколение юных исполнителей, интерпретаторов, покоряющих вершины непревзайденного Баха, среди них внук Арсений Тарасевич –Николаев - лауреат международных конкурсов.
Я слушаю музыку Баха,
Забыв неурядицы дней,
Нет в мире ни боли, ни страха –
Они растворяются в ней.
Аккордов пьянящие звуки,
Меня целиком покорив,
Напомнили горечь разлуки
И юности страстный порыв.
Давно всё прошло, но, как прежде,
Забытый с годами мотив
Открыл вновь дорогу надежде,
Твой образ в душе возродив.
Как мало нам нужно порою
В кругу бесконечных забот
Для чувства любви и покоя,
Что музыка Баха даёт.
Грищенко Валерий