СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленькая трилогия" А.П.Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с творчеством А.П.Чехова. Цель урока: познакомить девятиклассников с рассказами "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"

Просмотр содержимого документа
«"Маленькая трилогия" А.П.Чехова»

«Маленькая трилогия» А.П.Чехова: ложные представления, определяющие судьбы людей («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 9-11 классы.

Предварительная подготовка к уроку.

К открытому уроку учащимся дается задание самостоятельно прочитать и проанализировать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Вспомнить основные мотивы творчества Чехова.

Цели:

  1. ознакомить учеников с особенностями текстов рассказов А.П. Чехова;

  2. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

  3. воспитывать любовь к литературе и русскому языку, формировать способность к самостоятельному мышлению.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, тексты произведений, учебник.

Тип урока: формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-беседа.



Ход урока

  1. Повторение изученного

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящен обзору рассказов, вошедших в «Маленькую трилогию». Но сначала давайте вспомним, каковы основные мотивы творчества Антона Павловича Чехова и в чем проявилось его новаторство как писателя.

Ученик 1: Развитие чеховских сюжетов основывается не на столкновении человека с окружением, а на внутреннем душевном разладе героя. Персонажи рассказов Чехова оказываются пленниками укоренившихся в их сознании образцов поведения, которые ограничивают их кругозор и мешают самореализации личности. Чехов показывает разобщенность своих героев с другими людьми, их нравственную слабость и духовную несостоятельность. Несчастья, которые настигают героев Чехова, не обусловлены объективными условиям, но тесно связаны с их ложными представлениями и неразумными поступками.

Ученик 2: Чехов принес в русскую литературу ряд новых черт. В его произведениях, как правило, отсутствует герой, выражающий позиции автора; окружающая действительность воспроизводится в преломлении восприятия героев. Переживания героев нередко проявляются через «случайные» фразы.



  1. Работа над новым материалом.

Учитель: А теперь давайте обратимся к произведениям Чехова. Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» объединены в «Маленькую трилогию»? За счет чего эти произведения воспринимаются как цикл?











Ученик: Они имеют композицию рассказа в рассказе, причем двое из рассказчиков – Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Буркин – присутствуют во всех трех рассказах. Еще один персонаж, молодой помещик Алехин, появляется в рассказах «Крыжовник» и «О любви». Каждый из этих трех человек рассказывает двум другим свою историю. Эти истории повествуют о разных людях, но они объединены общей идеей – многие люди живут в плену ложных представлений о добре и зле, об отношениях с окружающими, о счастье и любви.

Учитель: Давайте рассмотрим первый из рассказов, вошедших в «Маленькую трилогию»,- «Человек в футляре». Обратите внимание на название. Внешне оно звучит абсурдно- в футляре могут быть очки, циркуль и другие предметы, но не человек, не личность. Однако в названии, данном автором своему рассказу, емко и точно передана сущность героя. Что это за человек?

Ученик: В рассказе «Человек в футляре» учитель гимназии Буркин рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу о своем покойном сослуживце. Беликов был учителем греческого языка. Все у него было разложено по футлярам, и сам он выходил всегда в калошах и с зонтом – вдруг пойдет дождь. Именно страх перед неожиданными неприятностями является доминирующим чувством Беликова.«Как бы чего не вышло»= вот что пугает его. Вдруг его футляр, которым он отгородился от мира, окажется недостаточно прочным? Но в то же время Беликов отравляет существование многим другим людям: беспокоясь о том, «как бы чего не вышло», он и весь город стремится упрятать в футляр: «… на педагогических советах он просто угнетал своей осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно…».

Учитель: Почему же этому человеку удавалось убеждать людей поступать так, как он считал нужным, почему он мог влиять на порядки в гимназии и в городе?

Ученик: Может быть, потому, что те ложные представления, из которых исходит Беликов, не окончательно истреблены и в других людях. Играло роль, наверное, и то, что Беликов то и дело приходил к сослуживцам, сидел у них, словно высматривая непорядок.

Учитель: Что же так перевернуло привычный ход вещей, так потрясло Беликова, что он неожиданно умер?

Ученик: Беликов был потрясен неприличным, с его точки зрения, поведением девушки, на которой его хотели женить, и ее брата, с которым Беликов вместе работал. Трудно понять, что дурного нашел он в езде на велосипеде. Гораздо проще понять отношение брата Вареньки к Беликову. Михаил Коваленко недвусмысленно заявлял сослуживцам о своей неприязни к «человеку в футляре». Когда же тот, по своему обыкновению, принялся поучать сослуживца, указывая на непристойность катания на велосипеде, тот разозлился и в конце концов спустил его с лестницы.

Варенька увидела это и засмеялась. Кроме того, до этого на Беликова кто-то нарисовал карикатуру. Все это подкосило его. Привычный для него мир перевернулся вверх дном; это так потрясло человека в футляре, что он заболел и умер. «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Учитель: В рассказе «Человек в футляре» автор показывает трагедию самоизоляции человека, его отчуждения от общества, нежелание и неумение понимать других людей. В рассказе «Крыжовник» ситуация совсем иная. Герой вроде бы достигает поставленной цели, того идеала счастья, который себе представлял. Почем у же так печально звучит рассказ его брата?

Ученик 1: Во –первых, нужно обратить внимание на то, как герой рассказа достиг исполнения своей мечты. Сначала он копил деньги, отказывая себе во всем; но потом ему представилась новая возможность пополнить свой счет. И как повел себя герой? Можно сказать, что он уморил жену, присвоив ее деньги: «Он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. У второго мужа и черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три взяла да отдала богу душу. И, конечно, брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти».

Ученик 2: Герой рассказа «Крыжовник» достиг всего, о чем мечтал, он счастлив, а его брат, глядя на него, понимает, что человек не должен быть поглощен только заботой о собственном удовольствии. Когда у человека есть достаточные средства, он должен задуматься о тех, кто не имеет необходимого для жизни, по мере сил помогать им.

Учитель: Итак, в рассказе «Крыжовник» речь идет о том, что же такое человеческое счастье. Тема счастья в творчестве многих писателей неразрывно связана с темой любви; чехов посвятил ей последний рассказ «маленькой трилогии». В чем смысл рассказа «О любви»?

Ученик: В этом рассказе молодой помещик Алехин рассказывает своим гостям историю своей любви к замужней женщине. Это чувство было взаимным, но их обоих удерживали различные соображения. Герой рассказа не решается вторгаться в жизнь молодой женщины, разрушать ее семью, так как полагает, что не сможет предложить ей более интересную жизнь. Его любимую удерживают рядом с мужем привычка, дети, добрые отношения ее матери и мужа.

Обманывать мужа, оставаясь с ним, Анна Алексеевна тоже не считает возможным. Хот влюбленные часто видятся, они пытаются скрывать свое чувство. Лишь прощаясь на вокзале, оба внезапно понимают, что все их сомнения были незначительны, потому что « когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». Только это осознание оказывается запоздалым: ничего нельзя изменить, и два человека, родные по духу, расстаются навсегда.



  1. Подведение итогов.

На уроке мы вспомнили основные мотивы рассказа А.П. Чехова, рассмотрели композицию «Маленькой трилогии» и выявили основную идею каждого из вошедших в нее рассказов.



  1. Домашнее задание.

Кратко обобщить все сказанное о «Маленькой трилогии» в письменном виде и сделать общий вывод.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!