СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маленькая труженица тыла

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маленькая труженица тыла»

Региональный конкурс

творческих работ «Пензенский край фронту»


Номинация: «Бессмертный полк»: личные истории тружеников тыла







Маленькая труженица тыла




Работу выполнил:

Рыбаков Максим Алексеевич,

МБОУ многопрофильный лицей

с.Малая Сердоба

442800 Пензенская обл,

Малосердобинский район,

с.Малая Сердоба,

ул.Ленинская, 27

т. 8 900 470 31 06

Руководитель: Сорокина Ольга Юрьевна,

МБОУ многопрофильный лицей

с.Малая Сердоба

442800 Пензенская обл,

Малосердобинский район,

с.Малая Сердоба,

ул. Ленинская,27

т. 8 900 468 86 96







Пенза, 2024

Содержание

Введение……………………………………………… 3-4

1. Дети – труженики тыла…………………………… 5-6

2. Малая Сердоба в годы войны……………………. 7-8

3. Военное детство моей прабабушки……………… 9-11

Заключение……………………………………………. 12

Библиография и источники …………………………. 13

Приложение…………………………………………... 14-15





























Введение

Время неумолимо идёт вперёд. Все меньше остается в живых тех, кто может рассказать нам о военной истории родного края, о событиях героического прошлого, поэтому каждая строчка воспоминаний о времени, опаленном войной, - бесценный дар для нас, подрастающего поколения.

Стала историей Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Но война не стёрлась из памяти людей, и забыть те страшные дни нельзя. История войны – это судьба каждого человека, кто вынес на себе четыре тяжелейших года, четыре года ожидания и надежды, кто проявил мужество и героизм в эти годы на фронте и в тылу.

Основные события Великой Отечественной войны разворачивались на фронтах, но и те, кто оставался в тылу, тоже оказались на фронте, только трудовом. К станкам на заводах встали женщины и подростки, они же заменили мужчин в деревнях. И в тылу тоже гибли люди, если не от снарядов, то от голода, холода, неимоверной усталости. Именно благодаря самоотверженности рабочих и колхозников армия имела вооружение и продовольствие, что, несомненно, способствовало победе.

В военное время трудно было всем: и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство.

Дети войны… Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Не детская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой.

Как-то мы с мамой сидели и разговаривали о моей прабабушке, которая во время войны была ребенком, но она трудилась в колхозе и помогала фронту. После этого разговора я задумался о том, что очень мало знаю о судьбе своей прабабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны.

В своей работе я хочу показать события Великой Отечественной войны глазами ребенка, еще юной девочки, жившей и работавшей в тылу. Она вспоминала, а я записывал.

Тема моей исследовательской работы, я считаю, актуальна и в наши дни, потому что многие плохо знают историю своей семьи, а в ходе исследования я узнал новое о войне 1941 - 1945 годов, о людях, трудившихся в тылу, о родном мне человеке.

Цель моей работы: узнать о жизни тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки.

Задачи исследования:

- встретиться с прабабушкой с целью изучения фактов её жизни во время войны,

- записать воспоминания прабабушки об её военном детстве,

- доказать на примере жизни прабабушки, что сверстники периода войны так и не узнали настоящего детства.

Гипотеза: если внимательно изучить историю моей семьи, вклад её членов в биографию страны, то можно доказать, что они внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Предмет исследования - военное детство Рыбаковой Раисы Ивановны, моей прабабушки.

Объект исследования – история жизни прабабушки в годы Великой Отечественной войны

 В ходе работы я использовал следующие методы:

-изучение семейного архива,

-беседы с прабабушкой,

-сопоставление полученных фактов биографии прабабушки с историей страны,

-анализ и обобщение собранной информации.



  1. Дети – труженики тыла


О Великой Отечественной войне нам многое известно из книг, художественных и документальных фильмов. В 2024 году исполняется 79 лет со дня окончания самой кровопролитнейшей войны в истории человечества.

Многие жизни и разные судьбы перечеркнуло одно страшное слово — война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних 86—90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Дети войны были не по годам серьёзными, взрослыми, рассудительными. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети, — голод, холод - им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они, дети военных лет, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Взрослые ушли на фронт, а дети взяли на себя их обязанности. В страшные военные годы мальчишки и девчонки  быстро взрослели.

      Неимоверно  тяжёлая работа легла на хрупкие детские плечи. Сотни тысяч малолетних тружеников тыла ковали победу в цехах и на полях. Свой трудовой подвиг они считали самым обычным делом.

Подростки  буквально жили на заводах, не отходя сутками от станка, в полях. И спать ложились тут же, в цеху, или в будке на полевом стане. Питались в тылу плохо, пайковой нормы хватало только, чтобы выжить. Но изможденные ребята сами не хотели оставлять работу, потому что понимали, как важен их труд. Понимали еще и то, что заменить их некем…

    В школах организовывались отряды, или учащиеся вместе со своими родителями шли работать в колхозные бригады. Ребята управляли лошадьми и быками, пахали плугом и сохой, сажали картошку, работали на прополке зерновых культур, на токах, жали серпами пшеницу и рожь, косили вручную траву на лугах, молотили и скирдовали хлеб вручную, собирали в поле колосья. В зимнее время дети, которые не посещали школу, не имея одежды и обуви, подвозили корма к фермам, возили сено с лугов, вывозили навоз на поля. Это был очень тяжелый труд для подростков, которые питались кое-как, хлеба почти не было. Хлеб нужен был фронту. Ради будущей победы они готовы были выдержать любые испытания и совершать свой ежедневный подвиг. 



































  1. Малая Сердоба в годы войны


Война стала суровым испытанием для тружеников тыла и, в частности, села. Требованиями военного времени стало снабжение армии и мирного населения продовольствием, обеспечение сырьём промышленности. Деятельность тыла определялась словами «Всё для фронта – всё для Победы!» В первые месяцы войны в армию были призваны все трудоспособные мужчины. Вся тяжесть работ на селе упала на плечи женщин, стариков, детей. В таких сложных условиях борьбу за выживание вместе со всей страной начали и жители нашего села

В ноябре 1941 года Малая Сердоба находилась в тылу Юго-Западного и Воронежского фронтов. С 2 по 27 декабря 1941 года 1630 человек из района были мобилизованы на строительство оборонительного рубежа в Хомяковку. Несколько десятков девушек из Малой Сердобы было мобилизовано в армию1.

Районная газета той поры писала о женщинах, сменивших за рулём тракторов мужчин. Это сёстры Е.В. и А.В. Аверины, А.И. Ланшикова, В.И.Журлова. Работая в МТС, они выполняли на вспашке зяби по полторы нормы. Колхозницы Е.И.Забелина, М.И.Журлова, А.Н.Казанкина возили хлеб с поля на заготовительный пункт на своих коровах2.

Осенью 1941 года через село двигались стада крупнорогатого скота, овец, лошадей. Часть их осталась в Сердобе. Чтобы кормить животных, колхозы получали дополнительные задания по сдаче сена. Забот прибавилось.

План сдачи зерновых первого военного года был напряжённее, чем в последующие годы. Дополнительно к традиционным видам продукции колхозники получили задание по выращиванию махорки.

Всенародная беда сплотила жителей села, помогла выжить, выстоять. Труженики села, несмотря на суровые условия, внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

























  1. Военное детство моей прабабушки


Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны.

Моя прабабушка, Рыбакова Раиса Ивановна, в девичестве Володина, родилась 15 сентября 1931 года. Ей исполнилось 10 лет, когда началась война. С первых дней войны был призван на фронт отец, Иван Петрович. Раиса Ивановна вспоминает, как провожали отца на фронт: «Пришли мы на пересыльный пункт. Народу было много. Все плакали. Папанька посадил на плечи сына Николая, которому на тот момент исполнилось 3 года. Мать взяла меня за руку, и мы пошли. И так пешком и шли до Марьевки, провожая отца на фронт».

Семья осталась без кормильца. Детство закончилось. Всё разрушила проклятая война. Оставлена школа, так как не было одежды и обуви. И пришлось Рае пойти на работу в колхоз. Поначалу маленькой девчушке доверили лишь грабли и мотыгу. В жару целыми днями приходилось вместе с другими детьми согребать сено, мотыжить кукурузу, подсолнух. Трудилась наравне с взрослыми.

Потом Раисе поручили ответственное дело, как ей казалось тогда, - полив махорки. Ответственным потому, что весь урожай махорки отправлялся на фронт. Необходимо было тщательно следить за посевами, обильно поливать, пропалывать от сорняков. Воду приходилось носить из речки. Затем выделили быков для подвоза воды к полям. Только вот тяжело было одиннадцатилетней девочке справляться с непослушными животными. «Зайдёт, бывало, бык в воду, - вспоминает Раиса Ивановна,- ляжет, и никак его оттуда не выгонишь. Со временем приспособились, вставили в ноздри быкам кольца, привязали верёвку. Потянешь за неё, глядишь: бык и выйдет из реки».

К зиме в Малую Сердобу пригнали огромное стадо коров с оккупированной Украины. Моей прабабушке пришлось осваивать новую профессию - доярка. Вставала в три - четыре часа утра и бежала в коровник. Домой возвращалась глубокой ночью. Первое время помогала мама: учила, наставляла, так как до этого Раисе ещё ни разу в жизни не приходилось доить корову.

Раиса Ивановна вспоминает: «Сядешь доить корову первое время, тянешь, тянешь за вымя, а молоко в ведро не попадает, а по рукавам течёт. Выйдешь на улицу - рукава колом стоят на морозе. Тяжело нам, детям, было. Но мы понимали: наш труд идёт на пользу фронту, нашим солдатикам».

В тринадцать лет её назначили плугочисткой. От зари до зари, как и взрослые, Раиса находилась в поле, ведь она отвечала за состояние плуга. Следила, чтобы вовремя были наточены приплужники, которые сама снимала и возила на токарню. Однажды с ней произошёл несчастный случай. В поле было много мошкары. Рая встала на плуг, чтобы закрыть ноги платком от назойливых мошек, а в это время тракторист завёл трактор и поехал. Она упала, её завалило землёй. Стала кричать. То, что девочку услышал тракторист, прабабушка до сих пор считает чудом. В 13 лет жизнь могла бы оборваться. А вскоре и сама садится за штурвал колёсного трактора. Пахала до 12 часов ночи, потом сменял напарник, а Рая шла спать в будку, которая находилась тут же, в поле. Утром опять садилась за руль. Так практически всё лето и прожила в поле. Вскоре получили гусеничный трактор. Ей, девчонке, тяжело было с ним справляться, особенно когда слетали гусеницы с колёс. Так случилось однажды глубокой ночью. Пахали около леса. Она уехала в дальний конец поля, и у трактора слетела гусеница. Прабабушка понимала, что без помощи напарника ей не справиться. А до него нужно идти в будку. Ночь, темнота, из леса постоянно выходят волки. Преодолевая страх, пошла на другой конец поля, в будку, за напарником, где он отдыхал. Понимала: нужно быстро отремонтировать трактор, ведь фронту нужен хлеб…

Всматриваюсь в лицо прабабушки Раи и замечаю, какие глубокие морщинки изрезали её лицо. Каждая из них – след тех тяжёлых испытаний, что выпали на её детство в годину трудных испытаний для нашего народа, для нашей страны.

Военное лихолетье оставило отпечаток в её душе, но не сломало. Моя прабабушка всегда остаётся жизнерадостной, милой и самой доброй. Я люблю проводить с ней время за чашкой чая, слушая  её рассказы о трудном детстве, о своем любимом и родном селе Малая Сердоба.

Раиса Ивановна имеет удостоверения труженика тыла, ветерана труда. Награждена многими медалями.




















Заключение

О той незабываемой беде нашего народа  написано много книг, создано большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы моей прабабушки, Рыбаковой Раисы Ивановны. Такое не должно повториться! Великая Отечественная война навсегда останется в памяти людей, которые ковали победу в тылу не ради себя и не для награды, а на благо своих родных, на благо той земле, где родились и жили. И никакая сила, даже смерть, не могли убить эту любовь и веру в победу.

Проанализировав полученный материал, я пришёл к выводу, что моей прабабушке не пришлось встретить врага лицом к лицу на поле боя, но победа над врагом одерживалась не только на поле боя, но и в тылу. Если бы не труд женщин, детей в тылу—не одержать бы нашей армии победы над врагом. Победа была общей. И одну из страниц этого общего дела написала моя прабабушка.























Библиография и источники



  1. Полубояров М.С. Драгунские горы. Историко-публицистическое повествование. – Саратов. СГАП, 2000.

  2. Воспоминания Рыбаковой Раисы Ивановны, жительницы села Малая Сердоба, проживающей по ул. Карла Маркса, 30

  3. Газета «Труд», 1980 г., 27 декабря





































Приложение

















1 Полубояров М.С. Драгунские горы. Историко-публицистическое повествование. – Саратов. СГАП, 2000. С. 290

2 Газета «Труд», 1980 г., 27 декабря

11