Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа – интернат
ст-цы Костромской
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
патриотической направленности
Урок мужества:
«Маленькие герои большой страны».
Разработала: Ильина Людмила Петровна,
воспитатель ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской
Содержание
Пояснительная записка.
Ход мероприятия.
Организационный момент, психологический настрой.
Сообщение темы, цели занятия.
Основная часть занятия.
1) Сценка
2) Беседа с учащимися, просмотр презентации
3) Минута молчания
4) Практическая часть.Создание «киноленты» (хронология событий военных лет)
2.4. Подведение итогов, рефлексия.
«Когда началась война, город стал суровым.
Люди постоянно куда-то спешили.
Не стало слышно песен, как раньше,
исчезли с лиц улыбки.
Мне, как и всем, не то, чтобы поиграть –
в школу некогда было ходить».
Пионерка тех лет Юлия Кулешова
Пояснительная записка
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства. Патриотизм проявляется в любви к Отечеству. Под патриотизмом понимается участие в общественных делах, преданность своему народу и интересам своего дела. Среди наиболее распространённых и действенных средств возрождения духа патриотизма молодёжи, воспитания у современных детей уважения и любви к своей большой и малой Родине, российскому народу важное место занимают «Уроки Мужества».
Цель:
- способствовать формированию патриотического сознания, сохранение исторической памяти.
Задачи:
- познакомить обучающихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;
- формировать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле;
положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;
- воспитывать активную жизненную позицию, уважительное, неравнодушное отношение к событиям ВОВ, ветеранам войны и труда.
- способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
Время проведения: 40 минут.
Форма проведения: Урок мужества
Методы:
- рассказ;
- беседа;
- выполнение творческого задания;
- работа в группах.
Возраст детей:12-14 лет (учащиеся 7 класса ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской).
Условия проведения:
- учебный кабинет;
- металлическая доска, магниты;
- 4 стола для демонстрации экспонатов выставки;
- 4 стола для творческих подгрупп;
- стулья по количеству участников мероприятия.
Оформление
Технические средства:
- компьютер, проектор, мультимедийный экран;
- CD-диск с песнями военных лет.
Музыкальное сопровождение (фонограммы песен): «Священная война», «В городском саду», «Пионеры-герои», «Дети войны», «День Победы».
Демонстрационный материал:детские игрушки довоенного периода (плюшевый медведь, тряпичная кукла, мяч), ноты, книга, пионерский галстук.
Раздаточный материал:
- отрезок «киноленты» из трех горизонтально склеенных листов (формат А4) для каждой подгруппы (4 гр.);
- карточки с изображением основных направлений деятельности детей во время войны.
Материалы и инструменты:
- клеящие карандаши – 12 шт. (по 3 шт. на подгруппу).
2. Ход мероприятия
2.1. Организационный момент, психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Педагог зажигает свечу.
-Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь хорошем. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонёк свечи очистит наши души от обид, злобы и всего негативного и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом. Поможет каждому стать красивее душой.
-Хорошо, а теперь послушайте отрывок из песни.
Звучит отрывок песни «Священная война»
-Ребята, о чем эта песня? (высказывания детей)
-Верно, эта песня о военной поре.
2.2. Сообщение темы, цели занятия.
I Слайд.
- Сегодня я хотела бы поговорить с вами о мужестве нашего народа перед лицом суровых испытаний. «Маленькие герои большой страны» - называется наше мероприятие.
Мы будем говорить о сложных временах нашей страны и о том, как самоотверженно люди нашей страны сражались с фашизмом и какой вклад в великую Победу над фашизмом внесли дети – обыкновенные девчонки и мальчишки.
2.3 Основная часть
Сценка: Дети играют в мяч, прыгают на скакалке, кто-то с куклой, кто-то с мишкой, мальчики с машинками.
Фоном играет музыка «В городском саду».
Педагог: Был обычный летний воскресный день. Дети мирно играли, в школах страны выпускники праздновали окончание школы, в городских парках проходили детские гулянья. Страна жила, люди были счастливы.
И вдруг тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. В тот день никто не знал, что ожесточенная война, в которой с обеих сторон участвовали миллионы людей, продолжится 1418 дней и ночей, почти четыре года.
Детям пришлось вмиг повзрослеть и отложить игры до лучших времен.
(Дети кладут игрушки и проходят на места).
II Слайд
Дыхательная гимнастика
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Чтение стихотворения
1 ребёнок.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
(К. Симонов)
2)Беседа с учащимися.
- О чем эти строки, ребята?(Высказывания детей)
- Правильно, это стихотворение о том, что пришла война и длилась она 4 долгих года. Многие не вернулись с той войны, а кто остался в живых до сих пор не могут в это поверить.
- Война 1941 года была одним из тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка. Все русские люди встали на защиту своей страны. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей, которые наравне со взрослыми защищали Родину и помогали фронту.
-Кто скажет, чем занимались дети в годы войны? (высказывания детей)
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх дети:
-продолжали учиться
- работали на полях,
-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,
-ухаживали за ранеными,
-собирали металлолом для постройки танков и самолетов,
-собирали лекарственные растения,
- отправляли подарки на фронт,
- В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду:
III Слайд
На море, как Боря Кулешин.
IY Слайд
В небе, как Аркаша Каманин.
Y Слайд
В партизанском отряде, как Леня Голиков.
YI Слайд
В Брестской крепости, как Валя Зенкина.
YII Слайд
В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.
YIII Слайд
И ни на миг не дрогнули их юные сердца!
Подвижная физминутка
(под мелодию на песню Л.Агутина "Граница" дети выполняют движения):
- ходьба на месте;
- выпады вправо влево с разведением рук;
- приседание "спиралькой";
- ходьба вперед-назад;
- ходьба на месте.
IX Слайд
Чтение стихотворения «Баллада о связном»
2 ребёнок.
Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
М. Вайцман.
- Скажите, о чем это стихотворение?(Высказывания детей).
- Верно, это стихотворение о юном герое, маленьком мальчике, который под видом нищего ходил по деревням, собирал важные сведения о фашистах и передавал военным Советской Армии.
Педагог. Маленькие герои во время войны заменили взрослых на полях и заводах.Народный призыв «Всё для фронта, всё для победы над врагом!» объединил взрослых, молодежь и детей в сплоченный боевой лагерь.
X Слайд
Отцы, братья, сестры уходят на фронт. Тысячи женщин влились в рабочие коллективы заводов страны. Дети и подростки, встали к станкам. Сельские школьники объединились в группы и звенья по уборке урожая, заменяя хлеборобов и механизаторов, в команды по охране полевых станов и токов, телефонных линий передач. Пионеры вместе со старшими, обустраивают подвалы домов под бомбоубежища, улицы и дворы под щели и укрытия, строят баррикады, собирая по домам мешки, набивая их песком. С первых дней войны школьники включились в сбор средств в фонд помощи Красной Армии. Дети хотели быть похожими на взрослых, на сражавшихся на фронте отцов и братьев.
XICлайд
Раненые бойцы – особая забота пионеров и старшеклассников. Помогали, чем могли. Собирали для госпиталей теплую одежду, обувь, книги, письменные принадлежности. При тусклых коптилках усердно работали иглами ученики школ. Ими пошито сотни пар рукавиц, фуфаек, шапок-ушанок, связано множество пар теплых носков. Старшеклассники шили для воинов нательное бельё. Приходя в госпиталь, дети пели, плясали, читали письма. Радость у подшефных бойцов была большая, словно привет от своих детей получили они.
XIICлайд
Несмотря на трудное военное положение, дети продолжали учиться в школе. Учиться в то время было трудно. Школы не отапливались, учителей не хватало, чернила замерзали, школьных письменных принадлежностей не стало, исчезли учебники. Остаётся только удивляться, что дети всё же учились на совесть, много читали и помогали друг другу. На детские плечи легли недетские задачи.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Фоном звучит песня «Пионеры-герои»
XIIIСлайд
Володя Дубинин
XIVСлайд
Марат Казей
XVСлайд
Аркадий Каманин
XVIСлайд
Валя Котик
XVIIСлайд
Леня Голиков
XVIIIСлайд
Лара Михеенко
XIXСлайд
Боря Кулешин
Зрительная физминутка
«Сорока»
Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
(-проследить глазами за движением птицы «далеко - близко»)
По лесу летает
Вести собирает.
Вправо-влево, вправо-влево
Все летает то и дело.
(-движение глаз вправо-влево)
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись.
Затрещит и застрекочет,
Будто кто ее щекочет.
(-проследить глазами по кругу в одну и другую сторону);
Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза.
(- поморгать и зажмурить глаза).
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай.
3) Практическая часть.
Создание «киноленты» (Великая Отечественная Война).
Дети делятся на подгруппы:
1 - «Страна накануне войны»
2 - «Все для фронта, все для победы над врагом!»
3 - «Враг не пройдет, Победа будет за нами"
4 - «Жизнь возрождается»
Каждой подгруппе выдаётся часть киноленты (склеенные горизонтально листы формата А4, копии фотографий военных лет (см. Приложение) и клей.
Задание:
Каждой подгруппе выполнить аппликацию в соответствии с этапом жизни людей во время Великой Отечественной войны.
Во время выполнения задания включаются песни военных лет
(«Дети войны», «День Победы»).
Когда подгруппы выполнят задание, все части склеиваются в одну большую ленту, которая крепится к доске.
Педагог: Ребята, давайте еще раз вглядимся в эти скупые военные снимки. Скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на хронологию событий тех страшных лет. (Высказывания детей)
Педагог: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кто в 41-м на груди с гордостью носил пионерский галстук, и назывались пионерами, совершили бессмертные подвиги.
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.
Война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика поднялась на защиту любимой Родины.
Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова–были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза.
В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.
Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
4) Минута молчания (Метроном)
Педагог: Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда. Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии.
2.4. Подведение итогов. Рефлексия
- Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об одной из страшных дат из истории нашей Родины.
- Какие чувства вы испытали сегодня на Уроке мужества?
- Чему мы можем научиться у маленьких героев большой войны?
- Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы всегда жить в мире, чтобы всегда было голубое небо над головой и ярко светило солнце?
-Спасибо за работу, мне приятно, что вы прониклись этой темой.
Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Приложение («кадры» для киноленты)
К разделу «Страна накануне войны»:
22 июня 1941 года – начало войны
Улицы мирного города
Городской ЦУМ
Городской сад
Сквер на набережной им. И.В.Стал
Куклы довоенных лет
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ НАД ВРАГОМ!
«Все на фронт!»
Женщины и дети на строительстве укрепительных сооружений
Ремонт танков в цехах тракторного завода
На оружейном заводе
Комсомольцы-школьники – желанные шефы госпиталей,
Развернувшихся в школьных зданиях 1942 г.
К разделу «Враг не пройдет! Победа будет за нами!»:
Б
.
омбёжка города Севастополя 23 августа 1942 года
Оборона рубежей Родины
Мирные жители осажденного города
У развалин родного дома
Панорама разрушенного города
На развалинах домов
К разделу «Жизнь возрождается»:
Разбор баррикад
Возвращение жителей в родной город (зимой)
Возвращение жителей в родной город (весной)
На месте бывшего дома
Игры детей на оставшемся после боёв орудии
Вечная память защитникам Отечества!