СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маленькие герои большой страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

воспитательного  мероприятия

патриотической направленности

 

Просмотр содержимого документа
«Маленькие герои большой страны»


Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа – интернат

ст-цы Костромской











Методическая разработка

воспитательного мероприятия

патриотической направленности





Урок мужества:

«Маленькие герои большой страны».














Разработала: Ильина Людмила Петровна,

воспитатель ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской





Содержание





  1. Пояснительная записка.

  2. Ход мероприятия.

    1. Организационный момент, психологический настрой.

    2. Сообщение темы, цели занятия.

    3. Основная часть занятия.

1) Сценка

2) Беседа с учащимися, просмотр презентации

3) Минута молчания

4) Практическая часть.Создание «киноленты» (хронология событий военных лет)

2.4. Подведение итогов, рефлексия.
























«Когда началась война, город стал суровым.

Люди постоянно куда-то спешили.

Не стало слышно песен, как раньше,

исчезли с лиц улыбки.

Мне, как и всем, не то, чтобы поиграть –

в школу некогда было ходить».

Пионерка тех лет Юлия Кулешова



  1. Пояснительная записка


Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства. Патриотизм проявляется в любви к Отечеству. Под патриотизмом понимается участие в общественных делах, преданность своему народу и интересам своего дела. Среди наиболее  распространённых и действенных  средств возрождения духа патриотизма молодёжи, воспитания   у современных детей уважения и любви  к своей большой и малой Родине, российскому народу важное  место занимают «Уроки Мужества».

Цель:

- способствовать формированию патриотического сознания, сохранение исторической памяти.

Задачи:

- познакомить обучающихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;

- формировать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле; 

положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;

- воспитывать активную жизненную позицию, уважительное, неравнодушное отношение к событиям ВОВ, ветеранам войны и труда.

- способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.



Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: Урок мужества

Методы:

- рассказ;

- беседа;

- выполнение творческого задания;

- работа в группах.


Возраст детей:12-14 лет (учащиеся 7 класса ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской).

Условия проведения:

- учебный кабинет;

- металлическая доска, магниты;

- 4 стола для демонстрации экспонатов выставки;

- 4 стола для творческих подгрупп;

- стулья по количеству участников мероприятия.


Оформление

Технические средства:

- компьютер, проектор, мультимедийный экран;

- CD-диск с песнями военных лет.



Музыкальное сопровождение (фонограммы песен): «Священная война», «В городском саду», «Пионеры-герои», «Дети войны», «День Победы».

Демонстрационный материал:детские игрушки довоенного периода (плюшевый медведь, тряпичная кукла, мяч), ноты, книга, пионерский галстук.

Раздаточный материал:

- отрезок «киноленты» из трех горизонтально склеенных листов (формат А4) для каждой подгруппы (4 гр.);

- карточки с изображением основных направлений деятельности детей во время войны.


Материалы и инструменты:

- клеящие карандаши – 12 шт. (по 3 шт. на подгруппу).


2. Ход мероприятия


2.1. Организационный момент, психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Педагог зажигает свечу.

-Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь хорошем. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонёк свечи очистит наши души от обид, злобы и всего негативного и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом. Поможет каждому стать красивее душой.

-Хорошо, а теперь послушайте отрывок из песни.

Звучит отрывок песни «Священная война»

-Ребята, о чем эта песня? (высказывания детей)

-Верно, эта песня о военной поре.

2.2. Сообщение темы, цели занятия.

I Слайд.

- Сегодня я хотела бы поговорить с вами о мужестве нашего народа перед лицом суровых испытаний. «Маленькие герои большой страны» - называется наше мероприятие.

Мы будем говорить о сложных временах нашей страны и о том, как самоотверженно люди нашей страны сражались с фашизмом и какой вклад в великую Победу над фашизмом внесли дети – обыкновенные девчонки и мальчишки.


2.3 Основная часть

  1. Сценка: Дети играют в мяч, прыгают на скакалке, кто-то с куклой, кто-то с мишкой, мальчики с машинками.

Фоном играет музыка «В городском саду».

Педагог: Был обычный летний воскресный день. Дети мирно играли, в школах страны выпускники праздновали окончание школы, в городских парках проходили детские гулянья. Страна жила, люди были счастливы.

И вдруг тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. В тот день никто не знал, что ожесточенная война, в которой с обеих сторон участвовали миллионы людей, продолжится 1418 дней и ночей, почти четыре года.

Детям пришлось вмиг повзрослеть и отложить игры до лучших времен.

(Дети кладут игрушки и проходят на места).

II Слайд

Дыхательная гимнастика

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Чтение стихотворения

1 ребёнок.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

(К. Симонов)

2)Беседа с учащимися.

- О чем эти строки, ребята?(Высказывания детей)

- Правильно, это стихотворение о том, что пришла война и длилась она 4 долгих года. Многие не вернулись с той войны, а кто остался в живых до сих пор не могут в это поверить.

- Война 1941 года была одним из тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка. Все русские люди встали на защиту своей страны. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей, которые наравне со взрослыми защищали Родину и помогали фронту.


-Кто скажет, чем занимались дети в годы войны? (высказывания детей)

 В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх дети:  

-продолжали учиться

- работали на полях,

-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,

-ухаживали за ранеными,

-собирали  металлолом для постройки танков и самолетов,

 -собирали лекарственные растения,

- отправляли подарки на фронт,

- В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети  встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду:

III Слайд

На море, как Боря Кулешин.

IY Слайд

В небе, как Аркаша Каманин.

Y Слайд

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

YI Слайд

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

YII Слайд

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

YIII Слайд

И ни на миг не дрогнули их юные сердца!

Подвижная физминутка

(под мелодию на песню Л.Агутина "Граница" дети выполняют движения):

- ходьба на месте;

- выпады вправо влево с разведением рук;

- приседание "спиралькой";

- ходьба вперед-назад;

- ходьба на месте.

IX Слайд

Чтение стихотворения «Баллада о связном»

2 ребёнок.

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной… 

М. Вайцман.

- Скажите, о чем это стихотворение?(Высказывания детей).

- Верно, это стихотворение о юном герое, маленьком мальчике, который под видом нищего ходил по деревням, собирал важные сведения о фашистах и передавал военным Советской Армии.

Педагог. Маленькие герои во время войны заменили взрослых на полях и заводах.Народный призыв «Всё для фронта, всё для победы над врагом!» объединил взрослых, молодежь и детей в сплоченный боевой лагерь.

X Слайд

Отцы, братья, сестры уходят на фронт. Тысячи женщин влились в рабочие коллективы заводов страны. Дети и подростки, встали к станкам. Сельские школьники объединились в группы и звенья по уборке урожая, заменяя хлеборобов и механизаторов, в команды по охране полевых станов и токов, телефонных линий передач. Пионеры вместе со старшими, обустраивают подвалы домов под бомбоубежища, улицы и дворы под щели и укрытия, строят баррикады, собирая по домам мешки, набивая их песком. С первых дней войны школьники включились в сбор средств в фонд помощи Красной Армии. Дети хотели быть похожими на взрослых, на сражавшихся на фронте отцов и братьев.

XICлайд

Раненые бойцы – особая забота пионеров и старшеклассников. Помогали, чем могли. Собирали для госпиталей теплую одежду, обувь, книги, письменные принадлежности. При тусклых коптилках усердно работали иглами ученики школ. Ими пошито сотни пар рукавиц, фуфаек, шапок-ушанок, связано множество пар теплых носков. Старшеклассники шили для воинов нательное бельё. Приходя в госпиталь, дети пели, плясали, читали письма. Радость у подшефных бойцов была большая, словно привет от своих детей получили они.

XIICлайд

Несмотря на трудное военное положение, дети продолжали учиться в школе. Учиться в то время было трудно. Школы не отапливались, учителей не хватало, чернила замерзали, школьных письменных принадлежностей не стало, исчезли учебники. Остаётся только удивляться, что дети всё же учились на совесть, много читали и помогали друг другу. На детские плечи легли недетские задачи.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.


Фоном звучит песня «Пионеры-герои»


XIIIСлайд

Володя Дубинин


XIVСлайд

Марат Казей


XVСлайд

Аркадий Каманин


XVIСлайд

Валя Котик



XVIIСлайд

Леня Голиков


XVIIIСлайд

Лара Михеенко


XIXСлайд

Боря Кулешин


Зрительная физминутка

«Сорока»

Длиннохвостая сорока

Хлопотунья белобока.

(-проследить глазами за движением птицы «далеко - близко»)

По лесу летает

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево

Все летает то и дело.

(-движение глаз вправо-влево)

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

(-проследить глазами по кругу в одну и другую сторону);

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

(- поморгать и зажмурить глаза).

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.


3) Практическая часть.

Создание «киноленты» (Великая Отечественная Война).

Дети делятся на подгруппы:

1 - «Страна накануне войны»

2 - «Все для фронта, все для победы над врагом!»

3 - «Враг не пройдет, Победа будет за нами"

4 - «Жизнь возрождается»

Каждой подгруппе выдаётся часть киноленты (склеенные горизонтально листы формата А4, копии фотографий военных лет (см. Приложение) и клей.

Задание:

Каждой подгруппе выполнить аппликацию в соответствии с этапом жизни людей во время Великой Отечественной войны.

Во время выполнения задания включаются песни военных лет

(«Дети войны», «День Победы»).

Когда подгруппы выполнят задание, все части склеиваются в одну большую ленту, которая крепится к доске.

Педагог: Ребята, давайте еще раз вглядимся в эти скупые военные снимки. Скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на хронологию событий тех страшных лет. (Высказывания детей)

Педагог: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки,  те,  кто в 41-м на груди с гордостью носил пионерский галстук, и назывались пионерами, совершили бессмертные подвиги.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Война  не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика поднялась на защиту любимой Родины.

Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них  Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портновабыли удостоены за героизм звания Героя Советского Союза. 
В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 1014 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.

Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

4) Минута молчания (Метроном)

Педагог: Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда. Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии.

2.4. Подведение итогов. Рефлексия

- Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об одной из страшных дат из истории нашей Родины.

- Какие чувства вы испытали сегодня на Уроке мужества?

- Чему мы можем научиться у маленьких героев большой войны?

- Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы всегда жить в мире, чтобы всегда было голубое небо над головой и ярко светило солнце?

-Спасибо за работу, мне приятно, что вы прониклись этой темой.

Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.










































Приложение («кадры» для киноленты)



К разделу «Страна накануне войны»:

22 июня 1941 года – начало войны










Улицы мирного города





Городской ЦУМ



Городской сад



Сквер на набережной им. И.В.Стал



Куклы довоенных лет



























ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ НАД ВРАГОМ!



















































«Все на фронт!»





Женщины и дети на строительстве укрепительных сооружений





Ремонт танков в цехах тракторного завода









На оружейном заводе





Комсомольцы-школьники – желанные шефы госпиталей,

Развернувшихся в школьных зданиях 1942 г.





К разделу «Враг не пройдет! Победа будет за нами!»:





















Б



.

омбёжка города Севастополя 23 августа 1942 года

Оборона рубежей Родины





























Мирные жители осажденного города







У развалин родного дома





Панорама разрушенного города







На развалинах домов

К разделу «Жизнь возрождается»:





Разбор баррикад





Возвращение жителей в родной город (зимой)







Возвращение жителей в родной город (весной)













На месте бывшего дома



























































































Игры детей на оставшемся после боёв орудии

























Вечная память защитникам Отечества!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!