СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Дети – герои Великой Отечественной войны» (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: – воспитание у детей чувства патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

 Задачи:

  • обогащать знания детей о героическом прошлом своего народа, страны;
  • вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
  • показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;
  • вызвать у детей чувство гордости за свой народ;
  • воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакат.

 Ход занятия.

Прослушивание аудиозаписи голоса Левитана об объявлении войны.

Воспитатель: Скажите, о чем объявил диктор Левитан? (ответы детей)

Звучит «Священная война»

- Как вы думаете для чего вы должны это знать?

- А почему важно не забывать тех, кто победил в этой великой войне?

Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

- Как вы понимаете эти слова?

- Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года фашистски полчища вероломно нарушили границы нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война, которая длилась 4 года.  (Показ слайда)

 Июнь клонился к вечеру закат

И белой ночи развевалось море,

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м, в мае.

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких - то 5 минут осталось.

- Какой праздник отмечает вся страна 9 мая?

- В каком году началась и закончилась ВОВ? (22июня- 9 мая 1945 г.)

Воспитатель: Много лет, как окончилась эта война, но мы с вами должны знать и помнить какой ценой завоёвана эта победа. И сегодня мы будем с вами говорить о Великой Отечественной войне, о её героях.

«В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею мы с вами сильны!»

- Герои минувшей войны, кого вы считаете героями?

- Как вы думаете, а дети могли быть героями?

- Чтобы стать героями, что должны были они сделать?

- Посмотрите на фотографии на доске. Как вы думаете кто это?

- Вот об этом мы сегодня будем говорить, о героях, которые были ещё детьми, чуть постарше вас. Тема нашего занятия «Дети - герои».

Они – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Им до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из теплой полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и

Они ночами с бабушками шли.

Они слез тогда уже не лили,

Они знали вкус полынь - травы

И с взрослыми всю беду делили,

Как с ними хлеб делили вы.

 Война, рассказать можно о многом: о разных битвах, о блокадном Ленинграде, о партизанском движении, о концлагерях, о том, как в тылу ковалась победа. Дети рано стали взрослыми, они заменили взрослых на заводах, в полях. Воевали в действующей армии и в партизанских отрядах. (Показ слайда)

«Вчера мы писали диктанты,

 Чертили на досках круги,

 А утром уже интенданты,

 Нам выдали сапоги…»

  Дети сражались, совершали подвиги, и были награждены орденами и медалями, удостоены званиями героя Советского Союза. Многие из них награждены посмертно.

Сегодня мы узнаем о судьбах обыкновенных мальчишек и девчонок, которые бегали, прыгали, учились, играли, разбивали носы и коленки, их имена знали только близкие родственники да друзья. Но пришел час, и они показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны сражались рядом со взрослыми: отцами и братьями, сражались повсюду. их повзрослевшее  детство было наполнено испытаниями, что придумай их, даже самый талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было в нашей истории страны, было в судьбах маленьких граждан. Поэтому люди называют их героями. (Показ слайда)

Детей-героев было много, обо всех мы вам не сможем рассказать. Но с судьбами некоторых хотели бы вас познакомить.

            ЛЁНЯ ГОЛИКОВ. (Показ слайда)

Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

Бесстрашное имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистского зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

 МАРАТ КАЗЕЙ. (Показ слайда)

Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.  Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

ЗИНА ПОРТНОВА. (Показ слайда)

Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки.

Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой.  Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

ВАЛЯ КОТИК. (Показ слайда)

Он родился в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области.  Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин.

- Вы услышали одни из многих рассказов о ребятах, которые сражались за Родину.  Они погибли до 9 мая 1945 года. Они не видели парада победы на Красной площади в Москве, не разделили общего народного счастья. Но своим подвигом маленькие герои приблизили победу. Сколько было таких героев, точно не знает никто.

 Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь              

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь

То сними свою шляпу, товарищ!

 - Их имена и лица мы должны помнить, и поэтому сегодня мы вместе создадим коллаж из фотографий детей-героев.  Давайте разместим фотографии героев, о которых мы узнали сейчас.

- А вы бы смогли бы стать такими же героями, как эти ребята?

- Каким нужно быть, чтобы стать героем?

- За какие поступки и подвиги человека можно назвать героем  в наше время?

В каждом городе в каждом селе поставлены памятники и обелиски солдатам, защищавшим свою Родину против фашистов. Среди них и много памятников детям-героям. (Показ слайда)

Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас, горит Вечный огонь.

Давайте и мы с вами «зажжем» свой Вечный Огонь в память о героях Великой Отечественной войн.  (Каждый ребёнок приклеивает язычки пламени на плакат)

 Воспитатель: Ребята, это не все герои, о которых вы услышали. Их очень много. Но я надеюсь, что эти имена останутся надолго в ваших сердцах. Они станут для вас настоящим примером мужества и отваги. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)

1 ребенок. Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю все это пришлось-

Тревоги, голод, холод и разлуки.

2 ребенок. Страшнее слова нету, чем война,

Которая уносит все святое.

Когда зловеще давит тишина,

Когда не возвратился друг из боя…

 3 ребенок. Спасибо Вам за солнца яркий свет,

за радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля, цветущие ромашек.

4 ребенок. Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас,

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Воспитатель: Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно?

Дети. Мир.

Воспитатель А как вы представляете, что такое «мир»?

1ребенок. Мир - это солнечное утро.

2ребенок. Мир - это когда день полон забот.

3 ребенок. Мир - это золотые поля и цветущие сады.

4ребенок. Мир - это когда открыты двери школ и садов.

5 ребенок. Мир - это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки.

6 ребенок. Мир - это когда папа, мама и я рядом.

Все. Мир - это жизнь!

 Наше занятие хочется закончить словами Роберта Рождественского:

«Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны. (Показ слайда)

Люди! Покуда сердца стучатся, - Помните! Какой ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните!»

Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся друзья

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Дети – герои Великой Отечественной войны» (подготовительная группа)»

Конспект тематического занятия, посвящённого Дню Победы для детей подготовительной группы по теме: «Дети войны».

Подготовила: воспитатель Высшей квалификационной категории Катакова Марина Юрьевна.

Цель: Познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны. Воспитывать у детей, чувство патриотизма и любви к своей Родине

Задачи: Воспитывать нравственные чувства сопереживания и благодарности.

Дать представление о понятии «блокада», «оккупация», «эвакуация».

Ход занятия:

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снарядов, пулей свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Война — сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове.

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие.

Сегодня наша беседа о детях войны.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Про детей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «Это люди с украденным детством».

Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву лебеду, часто отравляясь, поедая очистки, поскольку и лекарств в то время не хватало.

Детей никто не призывал воевать, никто не заставлял работать, но так случилось, что они должны были взять на себя равную со старшими меру ответственности.

Дети работали на полях вместе с женщинами и стариками потому, что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и армии, и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, что колоски подбирали 5-летние дети, а семилетние дети пасли коров, на которых и пахали, так как лошадей забрали на войну.

Во время войны училась только небольшая часть детей. И даже после войны много школьников не посещали занятия только потому, что не имели одежды или обуви, а гораздо большее число их сверстников занимались в школе от случая к случаю, поскольку вынуждены были зарабатывать на жизнь. Трудно представить, но игрушек у детей тогда не было. Иногда дети сами делали игрушки из глины. Девочки делали себе тряпичных кукол, из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду. Ещё дети играли в камешки.

Дети работали на заводах и фабриках, они становились за рабочие станки вместо ушедших на фронт взрослых. Часто из-за маленького роста дети не доставали до станков, и им под ноги ставили скамеечки. Но дети работали. Они знали, что помогают своим отцам и братьям.

Там, где раньше изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы для ручных гранат, сигнальные ракеты, дымовые шашки.

Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для них теплые носки и варежки. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые солдаты, ухаживали за ними, писали письма их родным,Устраивали для них концерты: пели песни, читали стихи.

Помогали дети и почтальонам. В почтовых отделениях они разбирали письма с фронта и разносили их по домам.

Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах.

Были и такие случаи, когда дети воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка».

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами - теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли детей в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Детей отбирали у матерей, погружали в эшелоны и увозили. Дети попадали в концлагеря, которые называли фабриками смерти. Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, особенно страдали дети без своих родителей, они погибли при бомбежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких.

Очень тяжело было выживать детям в блокадном Ленинграде. Немцы окружили город, люди умирали с голоду и от бомбежек. Я хочу вам рассказать об одной ленинградской девочке. Её звали - Таня Савичева.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное блокадное время.

Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы.

В её дневнике были написаны такие последние строчки: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома, тонкая как былиночка от голода. Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но спасти девочку уже было нельзя.

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом,

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

Но война очень жестока, она не щадила ни взрослых, ни детей. И дети очень рано становились взрослыми, они должны были помогать своим отцам и матерям бороться с фашизмом, чтобы выжить, чтобы выжила страна.

-Ребята, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были? (Ответы детей).

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если вы, сегодняшнее поколение, будете помнить о том, что пережил наш народ в годы войны и расскажите о подвиге нашего народа своим детям, когда станете родителями. И если на вашем пути встретится это зло, я уверенна, что вы выберете верный путь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!