Родина Татьяна Григорьевна
педагог- библиотекарь МБОУ Михайловская СОШ
Муслюмовского муниципального района РТ
Методическая разработка библиотечного мероприятия по теме: «Маленькие герои большой войны»
(по повести Э.Веркина "Облачный полк")
приуроченного к 80-й
годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Помните, через века,
через года помните...»
Аннотация
Сегодня писать о войне - о той самой, Великой Отечественной, - сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи... Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.
Ключевые слова: пионеры-герои, Леня Голиков, патриотизм, нравственность, дети и война.
Цель мероприятия:
расширение знаний о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.;
осмысление истоков героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений современной русской литературы;
формирование активной жизненной позиции, общечеловеческих ценностей, чувства гордости за славные подвиги во имя Отечества;
воспитание мужества, патриотизма, ответственности на примерах подвигов сверстников в годы войны;
Форма проведения мероприятия - библиотечный урок.
Эпиграфы к мероприятию:
Мы будем вас помнить, и в сердце хранить героев своих имена.
Вы — жили, сражались, смогли победить, чтоб вами гордилась страна!
И. Ларина
Оборудование: портрет Э.Н.Веркина, экран, проектор, презентация по теме.
Ход мероприятия:
Слайд 1(Название мероприятия)
Библиотекарь: Дети и война – несовместимые понятия. Сколько их пострадало во время Великой Отечественной войны! Голод и разруха, страдания и слезы, героические подвиги и самоотверженный труд во имя грядущей Победы, как много испытаний пришлось пережить им, совсем юным гражданам нашей страны. В живых картинах мы расскажем о детях войны.
Они бежали на фронт, совсем ещё юные, безусые мальчишки, добавляли себе лет в метрике, уговаривали солдат и командиров записать их на войну сыном полка или просто так, вольнонаемным.
Сценка: (Военком за столом, перед ним мальчик)
Мальчик: Дяденька военком, вы не смотрите на меня, что я маленький. Я сильный! Я по физкультуре на одни пятерки учусь!
Военком: Вот и продолжай учиться. В армию после восемнадцати лет призывают.
Мальчик: А я хочу Родину защищать. Батька мой под Москвой в 41 погиб и старший брат тоже. Я смогу снаряды носить, и наблюдателем... Мне бы только бинокль выдать…
Военком: Мал ты еще, сынок, куда тебе в такое пекло! Молоко на губах не обсохло, а ты снаряды носить собираешься!
Мальчик: А еще я на трубе играть умею. Может быть пригодится?!
Военком (думает): Куда ж такой годится маленький? Ну, разве только в трубачи?! (ПАУЗА) Ну, хорошо, в трубачи, так в трубачи. Иди, собирайся!
Мальчик: Спасибо, товарищ командир. Не подведу!
Все выступающие выходят на сцену:
Слайд 2-7 (идут фотографии пионеров –героев ВОВ)
Ученик 1: Многие дети приняли мученическую смерть во вражеских застенках совершая подвиги. Вспомним их имена. Лара Михеенко, 14 лет, –расстреляна за помощь партизанам.
Ученик 2: Зина Портнова была выдана предателем, на допросе неожиданно выбила пистолет из рук начальника гестапо и застрелила его, после месяца пыток была расстреляна.
Ученик 3: Марат Казей во время неравного боя был окружён гитлеровцами, взорвал гранатой себя и их…
Ученик 4: Витя Коробков – разведчик партизанского отряда, талантливый художник, был выдан предателем и расстрелян в застенках гестапо, не выдав своих товарищей…
Ученик 5: Валя Котик – бесстрашный партизан и разведчик, погиб при защите склада боеприпасов, ему было 14 лет…
Ученик 6: Лёня Голиков в 14 лет стал героем Советского Союза, принял участие в 27 партизанских боях, погиб смертью храбрых в неравном бою.
Библиотекарь: Обычные мальчишки и девчонки… Весёлые и озорные, непоседливые и серьёзные. Они учились, дружили, ссорились и мирились, смеялись и грустили, пели песни, танцевали, бегали по улицам, играли.
Но беззаботное, счастливое и полное надежд детство оборвалось 22 июня 1941 года, когда в самый обычный воскресный день началась Великая Отечественная война.
Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, на переднем крае и в глубоком тылу. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Мальчишки и девчонки повзрослели. В один строй вместе с отцами и матерями, старшими сёстрами и братьями встали они на защиту Отечества, как настоящие бойцы. Разведчики, санитарки, связисты, минёры… Сыны полков, юные партизаны и просто «тимуровцы»… На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. Война огнём опалила их детство, разучила плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания и лишения. Они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Не все они дожили до теплого мая 1945 года. Во время Второй мировой войны погибло 13 000 000 детей. 20 000 ребят в годы Великой Отечественной войны получили ордена и медали.
Слайд 8-9 (Идет видеоряд книг и детях- героях ВОВ)
Ведущий 1: О маленьких героях большой войны мы узнаем из художественных и документальных фильмов, на классных часах и беседах в школе нас знакомят с нелегкими судьбами детей: участников и героев самой страшной войны. И, конечно же, очень много художественных книг, посвященных детям войны.
Ведущий 2: Давайте вспомним их. Это книга Анны Печерской «Дети – герои Великой Отечественной войны». В книге А. Н. Печерской мы знакомимся с правдивыми историями подвигов Героев Советского Союза - партизан Лёни Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Зины Портновой. Никого не могут оставить равнодушными судьбы казнённой фашистами Лары Михеенко; спасшей советских пленных и награждённой орденом Красной Звезды, едва дожившей до Победы Тани Морозовой.
Ведущий 1: О подвигах детей –героев можно узнать, читая рассказы Ю.М. Королькова Ю.М, повесть «Партизанка Лара» Надеждиной Н.А., повесть Катаева В.П. «Сын полка», повесть Кассиля Л.А., «Улица младшего сына» и многие другие книги.
Слайд 10 ( Фото Э.Н.Веркина)
Ведущий 2: Среди лучших произведений о войне для подростков— повесть Э.Веркина «Облачный полк». В 2012 году «Облачный полк» стал лауреатом конкурса детской и подростковой литературы «Книгуру», где победители выбираются прямым читательским голосованием.
Ведущий 1: Несколько слов об Эдуарде Николаевиче Веркине, — авторе полудесятка романов и более 25 повестей для детей и подростков. Родился в Воркуте в 1975 году. Окончил исторический факультет Сыктывкарского государственного университета. Лауреат литературной премии «Заветная мечта», победитель конкурса им. Сергея Михалкова и конкурса «Книгуру», премий им. П. Бажова и им. В. Крапивина.
Ведущий 2: Писать о войне с фашизмом в 21 веке – задача, которую можно назвать очень сложной для писателя. Однако «Облачный полк» – это та книга, которую современный писатель Веркин написал так, точно сам был участником тех событий. Эдуард Николаевич провёл большую исследовательскую работу, создавая своё произведение. Книга «Облачный полк» — единственная из созданных им произведений посвящена войне. Эта книга заняла в конкурсе Книгуру I место. Это книжная премия, в которой книгу оценивают и взрослые, и дети.
Ведущий 1: «Облачный полк» – это произведение о Лёне Голикове, пионере-герое Великой Отечественной войны, но об этом мы узнаем лишь в конце повести. Писатель изображает своего Саныча (так зовут Голикова в партизанском отряде) не в героическом ореоле, а рисует обаятельный характер болтливого, неунывающего парня, хорошо ориентирующегося в лесу, привыкшего к тяготам военной жизни в партизанском лагере.
Ведущий 2: «Чего я хотел добиться свой книжкой? – говорит автор повести, - тут всё просто. Я хотел сказать, что был такой человек – Леонид Александрович Голиков, Герой Советского Союза, в шестнадцать лет погибший в бою, прикрывая отход своих товарищей. Реальный Герой. При встречах с читателями провожу опять же простой эксперимент: спрашиваю – а кто помнит? Лучший результат – один человек из тридцати. Если после «Полка» про него будут знать хотя бы трое, то я свою задачу выполнил.»
Библиотекарь: Сюжет повести таков: Дмитрий, от лица которого ведется повествование, вспоминает военное детство – страшную зиму 1943 года – жизнь в партизанском отряде. В течение трех последних месяцев из полутора лет Димка бродил по пояс в грязи и снегу, конвоировал перепуганных до истерики полицаев, отчаянно хотел отогреться и наесться, а еще больше — открыть наконец счет убитым фрицам.
А опекал его эти полтора года Саныч, дерзкий пацан, трепло и боец от бога, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, представленный к Герою и боящийся всего трех вещей: предательства, торфяного топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины.
В книге широко раскрыта тема войны. Вот как об этом говорят герои книги, тот самый Димка, теперь уже прадед Вовки отвечает на его вопрос.
Ученик 1: (Зачитывает отрывок повести)
"А на что похожа война? – снова спрашивает Вовка. – По ощущениям?
Сразу я не отвечаю, какое-то время думаю, стараясь подобрать слова. Вовка ждет...
– Война похожа на болезнь, – отвечаю я.
Вовка шевелит бровями.
– На грипп. Когда болеешь гриппом, поднимается температура. Вот когда ты в феврале болел, у тебя было тридцать девять и пять. Что помнишь?
– Как пришибленный себя чувствуешь. Как будто… – теперь думает уже Вовка, вслух. – Как будто все происходит не с тобой, а рядом. В параллельном мире… Так?
– Примерно.
Я беру аппарат. Камера тридцать девятого года кажется сегодня игрушкой.
– И есть все время охота.
– Когда болеешь, есть неохота, – возражает Вовка. – Охота спать.
– Спать тоже охота, почти всегда. И почти всегда холодно, даже летом.
Я прячу аппарат в футляр.
– Понятно. – Вовка снова смотрит на сундук. – В общих чертах. Погано, наверное?
– Наверное. Все время надо куда-то идти, каждый день, и все время ты отчего-то просыпаешься, каждый день по пять раз просыпаешься… Короче, ты больной, с распухшей головой бредешь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться."
Библиотекарь: У Веркина есть ответ: «Война – это болезнь... это вечный понедельник, а вторника может и не быть».
Война – не только подвиги, которые совершали герои книги, – Саныч, Димка, Ковалец.
Это тяжёлый каждодневный труд, голод, холод, боль. А они были мальчишками – дружили, любили, ненавидели фашистов и предателей, очень хотели жить – и отдали эту жизнь, потому что нельзя было иначе.
Ведущий 1: Повествование идет от лица еще толком не оправившегося после контузии подростка Димки, к тому же с постоянными воспминаниями о первых днях и даже месяцах войны, и здорово передано восприятие им мира — плывущее, лихорадочное, словно сотканное из ярких вспышек-фрагментов. Вечное горячечное настоящее без прошлого и без будущего, больной, перекошенный мир — и больное, надломленное сознание.
Ученик 2: (Зачитывает отрывок повести)
«Я никак не мог понять эту свою жизнь, пытаться бросил. А первое время все старался. Вот ты живешь в городе, на втором этаже с балконом, ходишь в фотографический кружок, а вечером подтягиваешься на косяке, и уже семь раз, почти ГТО, и отец уезжает каждое утро на свой завод, а мать печет голландские пирожки на один укус, и сестра… а потом раз – мельтешенье какое-то, грохот, сирены, огонь, и я уже иду через лес, и прячусь в канаве, в руке нож, и никакого промежутка, все другое.»
Ведущий 2: В книге присутствуют элементы сверхъестественного. Их очень мало, и они только глубже подчеркивают ужас происходящего: страшная сказка соседствует с жестокой былью. Например, в книге есть сцена, где Димка и Саныч ночуют в заброшенной деревне, за которой закрепилась слава «дурного места». К сверхъестественному можно отнести и «заговоренность» одного из главных героев, Саныча, которого невозможно было снять на фотопленку. Есть и главный символ повести - размытое, недосказанное предание о людях, которые после смерти становятся в ряды «облачного полка» «Когда придет большая беда, поднимутся павшие за други своя…. – говорит автор. Он словно вторит Высоцкому, у которого есть такие строки: «Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие – как часовые» .
Библиотекарь: Критики отмечают полнейшую бескомпромиссность Веркина в изображении «той стороны», немцев, «врага», «фашиста». Герои-подростки ненавидят немцев, убивают их , ведут счёт убитым. Герои не воспринимают их как людей и порой удивляются, что выглядят те по-человечески.
«Немец свистнул в ответ. И рукой помахал. У меня чуть глаза не высыпались. Они нам руками машут. Моя сестра стояла на балконе, рукой махала, и когда огонь начал жечь ей волосы, она прыгнула, а я не сумел ее поймать…».
Герой-рассказчик продолжает ненавидеть врагов спустя много лет после войны. Послушайте диалог того самого Димки, теперь уже деда с правнуком Вовкой.
Ученик 3: (Зачитывает отрывок повести)
– Я считаю, что все еще не закончено, – сказал я. – У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто родится даже, каждый немец нам должен.
– Ну да, за то, что они у нас тут сделали…
-Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали.
Ведущий 1: Думается, в этом отрывке - попытка вернуть и удержать, насколько это возможно, память о том времени.
Библиотекарь: А теперь – о названии книги. Почему она называется «Облачный полк?» В одном из эпизодов герои Дима и Саныч попадают в дом художника, который пишет странные картины. Одна из них очень сильно затронула героев.(Чтение отрывка):
«Саныч поежился.
— Так вот, люди какие-то. Одеты странно, вроде все в рубахах белых, а если присмотреться, то и нет –из под рубах другое просвечивает. У некоторых мундиры старинные, у других кольчуги, и в форме тоже есть. И это...
Саныч опять оглянулся.
— Темно, конечно, было... Но они как живые. Словно покачиваются. И сколько их непонятно, вроде немного, но если долго смотреть... На самом деле может и полк.»
В конце книги уже правнук Димы рассматривает эту же картину:
«Он снова подносит к носу лупу: — Известная... Наиболее известная картина мастера... Тысяча девятьсот сорок третий год... Ого! Сорок третий! Ты как раз воевал тогда... А называется-то как... Heaven Host... Heaven, это небо, Host это...
Вовка кусает губу.
— В компьютере есть хост, только не помню, как он переводится. Host... Небесный хост, короче. А кто все эти люди, а? Ничего себе народу, тысяча, наверное... И сзади еще тени. Будто выступают...
Он приближает лупу к бумаге, разглядывает пристальнее изображение, водит стеклом, бормочет.
— Как будто фотография сделана, как живые все... А некоторые как мертвые... Вот у этого вся тельняшка в дырках от пуль, а на ногах стоит. Улыбается еще. А вот этот еще... Стой-ка... Это же Гагарин... Точно, Гагарин! И шнурки развязались!
Вовка уже не смеется, лицо серьезное, напряженное, губами шевелит.
— Гагарина знаю... А почему это? Почему тут Гагарин? Написано же — сорок третий?»
Отсюда можно сделать вывод о том, что «Облачный полк» — это все те люди, которые в разные времена отдавали свои жизни за нашу Родину.
Про эту книгу писатель Шамиль Идиатуллин сказал: «Облачный полк» необходимо прочесть каждому, кто читает по-русски». И я с ним согласна. Выберите время для чтения. Вы должны знать, что пережили ваши сверстники в суровые военные годы. Это наша история.