классный час, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЮНОГО
ГЕРОЯ-АНТИФАШИСТА «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»
Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.
Учитель: Каждое утро над Землей встает солнце, и каждый вечер оно заходит. Кажется, так было и будет вечно. Каждый день на Земле рождаются тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное. Каждый день, прожив большую, полную побед и неудач жизнь, уходят из нее люди. И никто и ничто не вправе менять эти законы, установленные самой природой.
-Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"
Ребята, мы собрались сегодня в этом классе на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале – этот месяц полон памятных дат: 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля – День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Наш классный час мы сегодня посвятим детям войны, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.
Чтец: Остановлюсь.
И вздрогнет солнце,
Когда почудится в глазах
Двухгодовалого младенца
Печаль, похожая на страх.
Как будто он такое слышит,
Что не могу представить я.
Земля огнем смертельным дышит.
Ни человека. Ни зверья.
И некому утрат измерить.
Слепые окна. Едкий дым…
Глазам детей нельзя не верить,
Еще больнее – верить им.
Они глядят и словно судят.
На дне бездонных этих глаз –
И правда тех, кто после будет,
И горечь тех, кто был до нас.
- Наш классный час посвящён Дню памяти юного героя-антифашиста.
Мальчишкам и девчонкам всех стран мира, тем, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им общее имя – орлята.
Орлята – это значит отважные, смелые. Им орлятам всех стран и народов, которые боролись и погибли, посвящается 8 февраля – День памяти юных героев.
1ученик
Я никогда не была в Париже – Ни в этот день, ни раньше. Но я сегодня так ясно вижу Его бульвары, мосты и башни.
2 ученик
Молчалив и суров Париж. Плачут безлюдные улицы, Роняя тяжёлые капли с крыш. От боли дома сутулятся.
3 ученик
Цветы и снова цветы, Чёрные ленты горя. Франция, это сегодня ты Провожаешь юных героев.
4 ученик
По виллам, по дворцам расползается страх Как перед боем, тревожная тишь. Вдруг, как набат, миллионный шаг. Это идёт рабочий Париж.
5 ученик
Кровью спаенные ряды. Всё ниже каштаны склоняются. Франция, их не забудешь ты – Кровь с мостовых не смывается.
6 ученик
Пусть она вечно алеет В розах родной земли, Чтобы дети твои в аллеях Спокойно играть могли.
7 ученик Я никогда не была в Париже – Ни в этот день, ни раньше, Но сегодня он стал мне ближе – Его предместья, бульвары, башни.
Учитель: - Эти стихи написала московская школьница Наташа Филиппова. Они посвящены памяти французского мальчика Даниэля Фери.
8 февраля 1962 года. Трудящиеся Парижа вышли на улицы города в знак протеста против разгула фашистов-оасовцев. У площади Бастилии полиция расстреляла демонстрацию – 8 убитых и 250 раненых. Среди убитых был и Даниэль Фери.
Даниэль родился в большой и дружной рабочей семье. Он рано начал работать. Надо было помогать семье. В день 8 февраля он участвовал вместе с товарищами в демонстрации и погиб от пули. Рабочие снова на улицах города. Они провожают в последний путь своих товарищей. Гробы покрыты чёрным крепом и только один, тот, в котором лежал Даниэль Фери, был покрыт белым холстом, таков обычай народа Франции. Даниэль умер несовершеннолетним. Юного героя, будут помнить не только французы, но и все те, кто борется за мир, счастье и справедливость.
-Прошёл год с того дня, когда был убит Даниэль Фери. 8 февраля 1963 года. В этот день в другой стране – Ираке умер от пыток другой мальчик, юный подпольщик, Фадил Джамаль.
У Фадила родители были подпольщиками. Он рано стал им помогать в их справедливой борьбе. Вместе с родителями Фадил боролся за свободу и счастье своего народа. Вместе с родителями мальчик скрывался в подполье. Но их выдали. В тюрьме Фадила и его маму подвергли страшным пыткам. Сначала пытали Фадила на глазах матери. Он терял сознание, его приводили в чувство и тогда начинали пытать мать. От Фадила требовали имена и адреса товарищей-подпольщиков. Он молчал. 8 февраля 1963 года Фадил Джамаль умер от пыток.
Ученик:
-8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции....
Учитель:
Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.
- 8 февраля 1962 года и 8 февраля 1963 года в разных странах погибли 2 мальчика, их имена будут всегда помнить те, кому дорого счастье и свобода. Клуб интернациональной дружбы города Москвы предложил всем ребятам нашей страны учредить 8 февраля – День памяти юных героев. Им орлятам всех стран мира посвящён этот день.
Учитель:
- Как вы понимаете слово «фашист»?
Фашист - сторонник и последователь фашизма, член фашистской партии.
-А что такое "фашизм"?
Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. Это форма открытой террористической диктатуры, направленная на уничтожение и подавление других рас и национальностей и национальностей, на подготовку агрессивных войн.
-Как вы понимаете слово «антифашист»?
Враг фашизма, борец против фашизма. Противник фашизма, борец с фашизмом.
Ученик:
Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они? (С. Щипачев)
Учитель:
- В 1941 г., когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» В первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. 1418 дней и ночей бушевала война. Это были дни и месяцы, и годы всенародного подвига. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Тысячи мальчишек и девчонок в красных галстуках встали в шеренги бойцов - вместе с отцами и старшими братьями, со взрослыми на защиту Родины. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. И ни на миг не дрогнули юные сердца.
Ученик:
-До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: "Все для фронта - все для победы".
Учитель:
-Им, юным мальчишкам и девчонкам всех стран мира, детям, которые боролись и умирали за свободу, демократию, равенство и счастье людей, за светлые идеалы, посвящается этот день 8 февраля - День юного героя-антифашиста.
-Они ушли из жизни, когда им еще не было 18. Они любили эту жизнь и это солнце. Им хотелось видеть свой дом - Землю под чистым небом, не испачканным взрывами.
Ученик:
Война - жесточе нет слова. Война - печальней нет слова.
Война - святее нет слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет... (Александр Твардовский)
Ученик:
75 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники и младше. Дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Учитель:
-Почему?
-Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.
Ученик:
В годы войны за свободу и справедливость,
За счастье на земле боролись люди.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями. (Р.Рождественский)
Ученик:
В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, помогали раненным в госпиталях, были партизанами в тылу врага, занимались выпусками информационных бюллетеней, стенгазет, которые рассказывали о борьбе молодежи в разных странах мира против неравенства и несправедливости, против фашистских режимов.
Много юных героев погибло в борьбе. Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – орлята. Орлята – это значит, отважные, смелые.
Ученик: «Их называли орлятами»
-Их называли орлятами
В годы последней войны.
-Были орлята солдатами
Отчей своей стороны.
-Были они партизанами
В те незабвенные дни,
И над лесами туманными
Песню вздымали они.
-Слышали дали полесские
Славных ребят голоса.
-Видели топи полесские
Их озорные глаза.
-Их боевое содружество
Шкурой почувствовал враг.
-Зрело высокое мужество
В юных горячих сердцах.
-Стали те годы былинными,
Годы побед и утрат,
Стали седыми мужчинами
Сотни отважных орлят.
Исполняется учениками песня «Орлёнок».
Учитель:
Их было много, детей- героев, и все они были разные, каждый со своим характером, привычками. Что же роднит этих детей? Преданность Родине, моральная чистота, готовность к подвигу.
Краткие рассказы о жизни и подвигах детей.
Зина Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова, вместе с младшей сестренкой Галей, в июне 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». В 1943 году стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала.
Морозным декабрьским днем пробиралась партизанская разведчица из леса в Оболь. Командование отряда поручило ей выяснить причину провала подпольной комсомольской организации, установить новые связи. Когда Зина, выполнив задание, спешила обратно в отряд, ее выследили и схватили. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. Выдержка и бесстрашие девушки приводили гитлеровцев в ярость. Ни льстивые уговоры, ни пытки не сломили воли советской патриотки. Ее били сапогами и прикладами, выламывали руки, морили голодом, но она не проронила ни слова, не выдала товарищей. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее снова схватили. Январским утром 1944 года после ужасных пыток Зину казнили.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко—фашистскими захватчиками Зинаиде Мартыновне Портновой присвоено почетное звание Героя Советского Союза.
Марат Казей
-Марат Казей родился в деревне Станьково Дзержинского района в 1929 году. Сельский паренек в годы Великой Отечественной войны проявил лучшие человеческие качества, жизнью и смертью своей доказал преданность Родине.
Белорусскому школьнику Марату Казею, было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Неуловимый маленький партизан проникал во вражеские гарнизоны, участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Марат поднялся во весь рост. Слетела с головы шапка. Он не нагнулся, чтобы её поднять. Со всех сторон наступали фашисты. Последний раз огрызнулся автомат Марата и замолчал. А круг фашистов всё сужался и сужался. Марат бросил гранату, потом другую и бросился вперёд в надежде прорваться в лес. Но перед ним опять стальные каски. Марат упал на одно колено, поднял последнюю гранату высоко над головою и как будто застыл. Солдаты отошли назад, а потом вновь бросились к нему. В этот момент послышалось, как в лесу заржали кони. Высоко в небе запел жаворонок. Марат взглянул на зелёную травку, на синие глазки подснежников…. Он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Взрыв. Послышались стоны. А на горке остался лежать Марат Казей. С затылка текла кровь, а большие синие глаза, казалось, смотрели на близкий лес, где ржали кони, цвели цветы, пели свои песни птицы.
Он не сдался живым. За мужество и бесстрашие, проявленные в борьбе с фашистами Марату Казею посмертно присвоено почетное звание Героя Советского Союза.
Валя Котик
-А этот мальчик из украинского города Шепетовки. Валя Котик. Можно подумать. Что мальчик с такой фамилией должен быть мягким, слабым. Котик… Но фамилия обманчива.Он стал разведчиком в партизанском отряде, бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железно-дорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. А кто расклеивал листовки в городе под носом немецкого часового? Кто перевозил в корзине, привязанной к велосипеду, оружия? Кто перерезал спрятанный в земле телефонный кабель? Кто взрывал вражеские поезда? Все он – Валя Котик. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель:
-В годы войны одна шестилетняя девочка, эвакуированная в Сибирь, написала письмо в газету «Омская правда»:
«Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой…»
Это письмо девочки вызвало горячий отклик у тысяч ребят. Дети Сибири прислали небольшие переводы на танк. Удалось собрать 179 тысяч рублей. На эти средства и был построен танк «Малютка». На нём сражалась Катя Петлюк.
Ученик:
-Как тяжело, когда идёт война.
-Солдаты гибнут, умирают дети.
-Я не хочу, чтобы она была
-ни в телевизоре, ни на планете.
Учитель:
-Героями в годы ВОВ стали многие девочки и мальчики, но не все вернулись домой с этой войны. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Ребята, давайте почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете.
Минута молчания.
Ученик:
-Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там стоящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Учитель:
-Сегодня мы учимся у них верности, беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
-И сейчас на нашей планете неспокойно. Вспомним Афганистан, Ирак, Беслан, когда 1 сентября школьники оказались в заложниках у бандитов, наш многострадальный Донбасс… Дети продолжают гибнуть.
Ученики:
-Я хочу, чтобы не умирали дети,
Чтобы солнца дым не затмил…
Чтоб на самой прекрасной планете
Навсегда утвердился мир!
-Так давайте же вместе,
Все дети Земли,
Дружно руки поднимем!
Мы – против войны!
-Ради счастья и мира на свете
Да не будет войны на планете.
Никогда! Никогда! Никогда! (Все вместе)
-Чтоб солнце светило для всех на Земле,
И поэтому: «Нет!» - говорим мы войне!
Нет! Нет! Нет! (Все вместе)
Ученики:
-Пускай сердца, волнуясь, замирают,
Когда в дорогу горны позовут.
Герои никогда не умирают
Герои в нашей памяти живут.
-Помните! Через века, через года
-Помните! О тех, кто уже не придёт Никогда
-Помните!
- Всем честным людям Земли нужен мир. За мир во всём мире сегодня борется всё прогрессивное человечество. Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце».
Лёня Голиков
-Лёня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель:
-Героями в годы ВОВ стали многие девочки и мальчики.
Давайте еще раз по очереди назовем имена некоторых из них:
Зина Портнова Марат Казей
Витя Хоменко Витя Коробков
Валя Дончик Олег Кошевой
Любовь Шевцова Витя Пашкевич
Виктор Субботин Валя Зенкина
Лида Матвеева Дмитрий Огурцов
Саша Колесников (Сан Саныч) Лара Михеенко
Миша Куприн Саша Бородулин
Надя Богданова Зоя Космодемьянская
Леня Голиков Галя Комлева
Тихон Баран Витя Кучерявый
Володя Дубинин Валя Котик
1) Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал
Он на листке
И подписал в уголке:
Припев: Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
2) Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устаёт повторять:
Припев:
3) Тише, солдат,
Слышишь, солдат,
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз
В небо глядят,
Губы упрямо твердят:
Припев:
4) Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце навек,
Счастье навек –
Так повелел человек!
Припев: Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.