«МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ» (ПО СТРАНИЦАМ КНИГИ ПАМЯТИ).
Фролова Надежда Максимовна
ГБПОУ НСО «Купинский межрайонный аграрный лицей»
Погорельцева Ольга Васильевна, преподаватель истории и обществознания
Актуальность темы.
…Листая страницы книги Памяти в канун празднования Великой Победы, я невольно становлюсь соучастницей тех трагических событий и понимаю, насколько сильный отпечаток наложила война на каждого человека, каждую семью - пожалуй, в истории страны не было такого события, которое с такой полнотой показало бы сопричастность людей к истории страны. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек, независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. И в каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны… Знать свои корни, не быть Иванами, не помнящими родства, не забывать уроков истории, на мой взгляд, задача неоспоримой важности, и лично я отношусь к ней с большой ответственностью.
Цель: с 2017-2018 года обучающиеся и преподаватели нашего лицея плодотворно участвуют в социально- значимом проекте « Мы помним! Мы гордимся!» Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, стала планомерная исследовательская и творческая работа, посвященная разработке Книги Памяти «И память о войне нам книга оставляет…». Мы беззаветно уверены в том, что «основной долг всех последующих поколений нашей страны - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне».
Задачи, поставленные мною как участницы проекта, при написании исследовательской работы:
1. Рассмотреть историю судеб участников Великой Отечественной войны
2.Определить их ценностные ориентации, как нетленные каноны, заложившие предпосылки для Победы в войне, а в дальнейшем, как завещание для воспитания поколений.
3. Активизировать свой творческий потенциал.
4. Проникнуться духом той эпохи и отразить его в своей работе.
5.Донести историческую правду, как единственно возможную, ибо это великое поколение, благодаря героическим усилиям, которых страна выстояла и победила.
Объектом моей исследовательской деятельности являются – воспоминания участников проекта «Мы помним! Мы гордимся!» («Книга Памяти»)
Личная значимость. У меня есть свой Солдат – это мой прадедушка Мурашко Нестор Карпович (15.03.1904г.-20.11.1979г). Мне не довелось встретиться с ним, но о нем мне с детства рассказывали мой папа и моя бабушка. В нашей семье хранится семейная реликвия – альбом с фотографиями, воспоминаниями; есть письмо, написанное рукой прадеда уже после войны, а еще, на красной подушечке - орден "Красной Звезды" и медали. Каждый год мы с бабушкой приезжаем к нему на могилу, чтобы навести у прадедушки порядок, положить цветы, конфеты и низко поклониться. Накануне такого большого праздника – 75 летия Великой Победы, я с волнением и гордостью буду участвовать в акции «Бессмертный Полк». Смелый, мужественный, стойкий - он для меня настоящий герой. У меня особое трепетное отношение к воспоминаниям о дедушке – они настолько милые и настоящие, что ими трудно не поделиться.
Говорит Гусева Нина Несторовна, дочь. "Помню, как отец учил меня косить сено. Поставил впереди себя, дал в руки косу, мои руки взял в свои, размахнулся раз, другой, третий, трава была густая, высокая, так и ложилась под взмахом косы. А он говорил: "Вот так и война косила людей". И в дальнейшем, когда мы бывали с ним на покосе, я всегда помнила его слова и воображала, что веду бой с фашистами".
Говорит Мурашко Матрена Максимовна, жена Нестора Карповича, моя прабабушка. Прабабушка любила вспоминать, даже гордилась тем, что воевала вместе с мужем. Ее фотокарточку, как нетленную ценность, он носил с собой в кармане. А она писала ему письма, при всём том, что была неграмотной. "Какую букву не доставлю, «батька» доставит и прочитает" – говорила она.
Из альбомных воспоминаний…Вернувшись с фронта ( уроженец Карасукского района 1941 год был отправлен на Ленинградский фронт, в 1942 году участвовал в битве за Ржев, 28 мая1942 года был ранен осколком снаряда., получил инвалидность) волей- неволей взял на себя обязанности следить за детьми: жена была «от темна до темна» на работе. Учил детей рисовать, читал им книги. Обладал хорошим голосом, мягким, спокойным. Варил, научился доить корову, а позже научил этому и дочерей. «Был мастером на все руки»: катать валенки, мастерить нехитрую мебель, плести корзины; мог починить часы, швейную машину; выложить печи, стричь и красиво выбивал в бубен. Еще при жизни он оставил завещание тем, кто будет жить после него "трудиться и хранить завоевания".
… Тихо с фотографий Книги Памяти смотрят на меня далёкие и близкие родные обучающихся и сотрудников нашего лицея. И нет достойней жизни, чем та, которую прожили они – у кого-то она была короткой, но яркой, как вспышка, а у кого-то как лучи солнца в предрассветном небе.
Из воспоминаний мастера производственного обучения Марухиной Елены Геннадьевны: «Моя прабабушка, Хомец Екатерина Борисовна, (уроженка Белоруссии, волею судьбы оказалась в Купинском районе) работала в тылу. Какую великую силу духа надо было иметь в те годы женщинам, чтобы не впасть в отчаяние, не растеряться, выдержать все лишения.
Безмерная тяжесть забот обрушилась на плечи крестьянки. Чтобы коровы давали много молока, нужно было старательно работать, почти сутками быть на ферме. При необходимости работала в бригаде на полеводческих работах, в пекарне выпекала хлеб…. У тружеников тыла было высочайшее чувство ответственности".
Прабабушка Катя прожила долгую и «красивую» жизнь: мастерица на все руки после войны она пекла чудесные хлеба для всей деревни, «обшивала» и одевала всех в красивые одежды, насколько это было возможно в те годы».
«Совестью нашей фамилии» назвала своих предков обучающаяся лицея Новикова Катя. Вот строки из её воспоминаний: «Мои родные плечом к плечу стали на защиту моей страны. Мне очень мало известно об их будничной жизни, профессиональных навыках, но то что я знаю - для меня это непреходящая ценность.
Мой прадед Беляев Василий Маркович родился в 1920 году, прошел всю Великую Отечественную войну. Был ранен. Ранения были серьезными, поэтому долго находился в госпитале. Победу встретил в Берлине. Войну закончил в офицерском звании. Имел множество медалей. Домой вернулся живой.
У каждого человека есть «своя история» фамилии, семьи, сокровенная, дорогая сердцу…, у всех она своя, но судьба оказалась общей.
Такие люди, толковые, сноровистые, ответственные, умеющие принять то, что дарует человеку судьба или то, чем она его испытывает, все это великое и настоящее поколение оказалось на пороге многотрудного, трагического испытания – Великой Отечественной войны. И пройдя через её горнило, выстояли и победили.
Трудолюбие, патриотизм, верность, основательность, чувство ответственности и вера в справедливость, жажда жизни и бескорыстие – это те ценности человеческого характера советского народа, которые спасли мир.
В заключение хочу сказать словами английского премьер – министра Уинстона Черчилля – они как нельзя лучше характеризуют поколение Победителей «Мы не ищем выгод, не жаждем территорий, не ждем наград и не приемлем компромисса. Именно в таком свете мы желаем быть судимы – сначала нашей совестью, а потом грядущим». И в этом их бессмертная сила! Но именно нам, вопреки фальсификаторам всех времён и народов, необходимо поддержать эту Память «через года, через века». И для меня как никогда становятся актуальными слова моего прадеда – "трудиться и хранить завоевания».
Список используемой литературы: материалы краеведческого музея, воспоминания мастеров и одногрупников.