СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Маленькие патриоты» Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом пособии представлены конспекты внеурочных занятий, направленные на гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Разработки включают в себя проектные работы совместно с родителями, викторины и беседы, которые помогут учащимся повысить свои знания в истории своей Родины, изучить символику государства и повысить уровень активной гражданской позиции. Методическое пособие адресовано педагогическим работникам и студентам образовательных учреждений.

 

Просмотр содержимого документа
««Маленькие патриоты» Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»









«Маленькие патриоты»

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников

















Набережные Челны 2022 г.



ББК 74.200.50

П 78

Автор-составитель:

Галиева Э. И., студентка 4 курса, ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж», педагогического отделения: специальность Преподавание в начальных классах.

Редактор:

Русина Лариса Евгеньевна.

Аннотация:

В методическом пособии представлены конспекты внеурочных занятий, направленные на гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Разработки включают в себя проектные работы совместно с родителями, викторины и беседы, которые помогут учащимся повысить свои знания в истории своей Родины, изучить символику государства и повысить уровень активной гражданской позиции. Методическое пособие адресовано педагогическим работникам и студентам образовательных учреждений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ПЛАН-КОНСПЕКТ 1 8

ПЛАН-КОНСПЕКТ 2 10

ПЛАН-КОНСПЕКТ 3 13

ПЛАН-КОНСПЕКТ 4 16

ПЛАН-КОНСПЕКТ 5 20

ПЛАН-КОНСПЕКТ 6 22

ПЛАН-КОНСПЕКТ 7 24

ПЛАН-КОНСПЕКТ 8 27

ПЛАН-КОНСПЕКТ 9 29

ПЛАН-КОНСПЕКТ 10 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35








ВВЕДЕНИЕ

Ключевой задачей образования в России является формирование духовных и нравственных ценностей, а именно развитие гражданской идентичности личности.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

У детей младшего школьного возраста четко выражена тяга к новым знаниям, они активно и позитивно перенимают опыт других людей. Именно на этой стадии развития личности существует возможность развить личностные нравственные качества и вложить основы поведения в обществе.

В связи с этим возникает потребность в создании программы, способствующей удовлетворить потребности общества в воспитании молодого поколения.

Актуальность нашей программы обусловлена проблемой формирования основ гражданской идентичности в младшей школе, так как, существует необходимость развития нравственности младших школьников для предотвращения деградации общества.

Данная программа призвана сформировать у младших школьников интерес к изучению культуры страны, привить любовь и гордость за государство, а также учит любви к ближнему и семье.

Наша программа окажет поддержку учителю в организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предусматривает широкий спектр видов и форм деятельности младших школьников. Появляется ряд возможностей для целенаправленной и активной работы со всеми учащимися. Каждое мероприятие, тест, экскурсия, находящиеся в программе «Маленькие патриоты» поможет каждому ребенку в индивидуальном порядке раскрыть свои способности и понять себя как личность.

Цель программы: повышение уровня основ гражданской идентичности у младших школьников, воспитание патриотизма.

Воспитательные цели:

1. Формирование духовно-нравственных качеств у детей на исторических примерах и жизненного опыта.

2. Укрепление положительных чувств и эмоций по отношению к родителям и близким родственникам.

3. Заинтересованность в изучении культуры и наследия своей страны и малой Родины.

Задачи программы:

1. Знакомство с традициями России, ее прошлым и культура межнациональных отношений.

2. Формирование ответственного и бережного отношения к Родине и природе.

3. Воспитание о защите и любви к гражданам страны, родителям и близким.

Новизна разработанной программы «Маленькие патриоты» заключается в применении инновационных и современных методов и форм обучения младших школьников во внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Формирование устойчивого интереса к истории России и малой родины.

2. Бережное отношение к природе.

3. Формирование в сознание ребенка ценности и взгляды, основанные на уважении и любви к окружающему миру и государству.

Основные направления программы:

1. Взаимоотношения в семье и обществе.

2. Историко-краеведческое.

3. Военно-патриотическое.

4. Спортивное.

Педагогические условия формирования гражданской идентичности:

1. Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию.

2. Создание в сознание ребенка ценности и взгляды, основанные на уважении и любви к окружающему миру и государству.

3. Повышение качествагражданственности и патриотизма через организаторскую деятельность с целью дальнейшего его развития.

Методы формирования гражданской идентичности:

1. Метод формирования сознания личности (убеждение, беседы, внушение).

2. Организация деятельности и формирование гражданского поведения (поручения, коллективные творческие дела, работа в команде).

3. Метод стимулирования деятельности и поведения (соревнования, взаимная поддержка, наказания и поощрения).

Используемые виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досуг, творчество, приобщение к труду, туристическая, спортивно-оздоровительная и проблемно-ценностное общение.

Формы проведения мероприятий:

1. Экскурсии и игры-путешествия по городу (краеведческий музей, исторические памятники и храмы, места культурного наследия).

2. Коллективно-творческие дела.

3. Народные праздники, праздники, посвященные памятным историческим датам и героям (День защитника отечества, День Победы).

4. Выставки рисунков и поделок («Родной край»; «Мой герой»).

5. Викторины на знание символике государства, профессии родителей.

6. Круглый стол (Тематика: права и обязанности; труд человека).

7. Беседа.

8. Просмотр видеофильмов.

9. Спортивные соревнования.

Прогнозируемые результаты программы:

1. Формирование устойчивого интереса к истории и традициям родной страны.

2. Осознанное стремление к бережному отношению к природе.

3. Понимание ответственности за свои поступки, самостоятельность.

4. Создание потребности ведение здорового образа жизни.

План мероприятий программы «Маленькие патриоты»

№ ПЛАН-КОНСПЕКТА

ФОРМА РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1

Творческая работа

с родителями

«Семейное древо».

2

Праздник

«День Победы – я могу гордиться за страну».

3

Наглядная педагогическая информация

Тематическая выставка «Природа родного края».

4

Беседа

Понятие большая и малая родина. Беседа о Государственных символах России.

5

Творческая работа

с родителями

«Великие люди Татарстана».

6

Фильмография

Просмотр исторического фильма «Если это случиться с тобой», сочинение-рецензия о фильме.

7

Беседа

Уроки мужества

8

Экскурсия

Экскурсия в Историко-краеведческий музей.

9

Конкурс

Конкурс стихов «С любовью к природе».

10

Игра-викторина

Историческая викторина на тему

«Спасибо за Победу».

11

Наглядная педагогическая информация

Конкурс рисунков «Лучший день из жизни в моей семье».




ПЛАН-КОНСПЕКТ 1

Тема: «Семейное древо»

Цель:формирование представлений о семейном наследии, родословной и создание условий для работы в семье.

Задачи:

1. Способствовать формированию воспитания любви и привязанности к семье и ближним.

2. Способствовать формированию заинтересованности к истории своего рода.

3. Способствовать формированию развития чувства терпимости, понимания, взаимопомощи, гордости.

Подготовка к уроку: дети совместно с родителями готовят генеалогическое древо на атласах/альбомных листах, используя фотографии и рисунки, подготавливают речь для выступления. На уроке происходит демонстрация своей работы каждого ребенка перед всей группой.

Материалы:схема генеалогического древа, фотографии.

Методы и приемы: художественное слово, беседа, наглядный обзор фотографий, объяснение.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Добрый день ребята. Сегодня каждый из вас расскажет о вашей семье. Приготовьте ваши работы, которые вы принесли из дома. Скажите, кого называют родственниками?

Правильно! Родственниками называют близких по родству людей.

- Можно ли назвать людей, близких родственников семьей? (да)

- А как возникла первая семья? (предположения детей). Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные.

Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Дети готовятся к рабочему процессу.

Отвечают на вопрос учителя: Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев.

2.Основная часть

30 мин.

В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка.


Тема нашего собрания: Генеалогическое древо и было бы неправильно, если я на своем примере не покажу вам его.

Учитель прикрепляет свое древо к доске.

Генеалогия – наука о родословного человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

 

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

- Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.

Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей, 
мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.


Каждый из вас готовил свое видение о семье с родителями или бабушкой и дедушкой. Для начала хочу спросить у вас, кто самый главный член семьи? А кого вы больше любите? А есть ли в вашем древе ваши прабабушки или прадедушки, которые были чем-то знамениты?

Сейчас, по очереди, вы расскажите о вашей семье и чем ваш род знаменит, как жили и кем были ваши предки.

Поочередно учитель вызывает детей (по желанию) к доске для ответа (2-3 чел.)

Физкультминутка

3-4 мин.

Давайте с вами разомнемся и немного подвигаемся.

Включается видео «Кукутики-зарядка» https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=kZUTrLqDJVQ&feature=emb_logo


2.Основная часть


Отдохнули, размялись, можно продолжить. Кто еще хочет рассказать о своем роде?(по желанию) к доске для ответа (4-5 чел.)

Поочередно учитель вызывает детей

3.Заключительная часть

5 мин.

Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Предлагаю два варианта на выбор, мы можете оставить свои работы у себя и повесить их дома, или же мы можем развесить их на стене нашего класса на память о том, какой наш мир огромный и сколько всего на свете людей.

Каждый ребенок делает свой выбор.


ПЛАН-КОНСПЕКТ 2

Тема: «День Победы – я могу гордиться за страну»

Цель: обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны; воспитывать патриотические чувства, гордость за подвиги героев войны, чувства любви к Родине.

Задачи:

1. Познакомить с важными событиями и фактами о ВОВ.

2. Способствовать формированию элементарных знаний о войне и конкретных исторических фактов.

3. Способствовать формированию создания положительных эмоций при прослушивании музыкальных произведений о ВОВ, развитие чувства гордости и сочувствия.

Материалы и оборудование:медиа-файлы и колонка для прослушивания песен военных лет, подборка стихов на военную тематику, картон, ножницы, клей, мольберт.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5-10мин

Включается песня: «С чего начинается Родина»

Ребята, возьмите ближайшего соседа по парте за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаем друг другу частичку себя, теплоту своего сердца и души! А теперь закроем глаза и послушаем песню.

Было время, когда наша страна содрогалась от залпов оружия, взрывов, но сейчас, по пришествию лет, мы здесь и сейчас с вами, благодаря героям.

Выполняют напутствие учителя.

2.Основная часть

25 мин.

Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Что же это за праздник?

Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом. Скоро мы будем отмечать светлый и скорбный праздник — День Победы.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А кто скажет, что это была за война и когда она началась?

Показывается ролик «Это страшное слово война»

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма.


Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон. Если бы камни могли говорить. Они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники!

А сейчас, сыграем с вами в игру «Как я вижу воина»

-Как мы можем назвать человека, каким словом, который является воином?


Это праздник солдатов, которые победили в войне, они одержали победу над врагом.


Война была в июне 1941 года.














Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют качества воина (храбрый, смелый, отважный и т.д.)

Физкультминутка

3-4 мин.

Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Давайте с вами вспомним военные песни. Кто знает песню «Смуглянка».

Предлагаю вам спеть одну из предложенных песен.

Дети высказывают свои мысли, коллективно выбирается песня.

2.Основная часть


Практическая часть - дети выполняют композицию «Салют»

Суть задания: заранее подготовлены картон разного цвета, ножницы, клей и мольберт. Детям предложено вырезать по 6-8 кружков разного цвета и сделать цветочки. Далее все дети клеят на общий лист все на мольберт.

По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает:


Пышные букеты

В небе расцветают

Словно искры света,

Лепестки сверкают

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными

Синими, лиловыми

Каждый раз всё новыми.

А потом рекою

Золотой текут

Что это такое?



Праздничный салют! Ура-Ура-Ура!.

3.Заключительная часть

5 мин.

418 дней продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез былаомыта за эти нескончаемо долгие годы наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим кто прошел через эти времена и восхищаемся ими. Мы благодарим их.

Песня «День Победы» (Лев Лещенко)










ПЛАН-КОНСПЕКТ 3

Тема: «Природа родного края»

Цель: создание условий для обобщения знаний детей младшего возраста о природе Татарстана.

Задачи:

1. Образовательная:

- Способствовать формированию у детей представления о природе нашего края.

- Способствовать формированию потребности заботливого отношения к природе.

2. Развивающая:

-Развиватьинтерес к родному краю, его природе.

- Развиватьчувства красоты природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на нее.

3. Воспитательная:

- Воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство гордости за свою страну и родной край.

- Воспитыватьбережное отношение к родной природе.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5 мин

Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!

Ребята, скажите, как называется наша Республика? (Ответы)

 Правильно, молодцы, мы с вами живём в Республике Татарстан.

Давайте посмотрим, какая она –наша земля родная.

Видео о природе Татарстана

https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=C3maeyjmjJQ&feature=emb_logo



2.Основная часть

20 мин.

Каждый из вас наверно любит гулять, играть на свежем воздухе. Давайте поговорим, где вы отдыхали летом? (ответы)

А мне очень нравиться гулять на природе. Природа удивительна и красочна.


Природа может быть и другом, и врагом. Другом — когда ты знаешь ее, врагом — когда относишься к ней плохо! Мы уже с вами знаем, что в природе есть много растений, ягод и грибов, очень похожих на съедобные, а на самом деле они очень ядовитые, опасные для жизни человека. Хотя ядовитые растения очень нужны в природе, их используют в медицине, они — лекарства для животных, птиц.


Ребята, каких животных вы встречали в нашем крае? (ответы)

Далее следуют слайды презентации, где показаны наиболее популярные животные Татарстана (волки, лисицы, ежи обыкновенные, лоси, медведи, рыси, куницы, горностаи, колонки, бурундуки, зайцы-беляки, белки, сони, выдры, норки, ондатры, тушканчики, сурки, слепушонки, зайцы-русак)


Многих узнали? А давайте с вами подумаем, где живут такие животные. (большая часть живет в лесной области)

Так что такое лес? Правильно, лес – это место в природе, где растет много-много разных растений, деревьев хвойных и лиственных, лиан, место обитания лесных животных и птиц.

- А какие бывают леса? (хвойные, смешанные, лиственные)

- Почему лес называют хвойным? (смешанным, лиственным).


А сейчас я загадаю вам загадки о лесах, проверим, как хорошо вы все знаете.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)


Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (дуб)

Пахучим сладким цветом

Ты каждый год цветешь.

И мед свой жарким летом

Ты пчелам отдаешь. (липа)


Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой... (елочка)


Когда будет лето

В полном разгаре,

Нам дерево это «Снежинки» подарит. (тополь)


Физкультминутка

3-4 мин.

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты, о чем шумишь листовою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)


2.Основная часть

10 мин

Дети, какое значение для нас имеет лес?    Лес даёт нам тёплый воздух, необходимый для всего живого на земле. Нет в лесу ничего бесполезного и лишнего. Лес называют лёгкими нашей планеты. Он производит кислород, которым дышим мы и всё живое. Мы делаем вывод: нужно охранять и беречь нашу природу.

Фотоколлаж. У меня имеется много картинок лесов и природы. Давайте вместе составим картину «Легкие природы». Сейчас я раздам вам листочки с рисунком легких (все помнят, как наши с вами легкие выглядят? Кто хочет нарисовать?)

Создайте коллаж из фото по форме легких и опишите, что чувствуете при взгляде на вашу композицию.

На доске ученик рисует как по его мнению выглядит орган – легкие.

3.Заключительная часть

5 мин.

Сегодня мы с вами говорили о красоте природы родного края, что надо беречь и охранять ее.

- А что нового и интересного вы узнали сегодня? Какое задание для вас было самым интересным, а сложным?





ПЛАН-КОНСПЕКТ 4

Тема: Государственные символы России.

Цель: формирование уважительногоотношения к государственным символам России.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с государственными символами России – флагом, гимном, гербом.

2. Познакомить с историей Российского флага и его цветовой символикой.

3. Познакомить со значением символов герба.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Введение в тему.

- На прошлом собрании мы с вами говорили о наших родных: о родителях, родственниках, делали древо семьи. Сегодня мы продолжим разговор о том, что является для нас родным.

- Что такое Родина? (место, где мы родились и живем, наша страна)

Перед вами – карта нашей страны.

- Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Россия – самая большая в мире страна. Она богата своей природой, полезными ископаемыми, народом, культурой.

- Как называется столица нашего государства? (Москва)

- У всех государств мира есть свои государственные символы. Государственные символы России – тема нашего урока.


2.Основная часть

30 мин.

- Какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн)

Государственный флаг – официальный отличительный знак государства.

Герб – официальная эмблема государства.

Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства.


Сегодня мы узнаем много нового и интересного о государственных символах нашей страны.

- Какие цвета у нашего флага? (белый, синий, красный)


- Почему же именно так выглядит наш флаг?

Расположение полос отражает древнерусское понимание мира: внизу мир физический (природный) – красный, выше – небесный, голубой, еще выше – мир Божественный, белый.

Эти цвета имеют и свои символические значения: красный – мужество, сила; синий – честность, верность; белый – чистота, благородство.


- Как вы думаете, наш флаг всегда выглядел таким, как сейчас? (ответ)

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение – «стягивать» к себе, т. е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.


Современный флаг утвердил великий русский царь Петр Первый. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.


Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?

Часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна - красна, белый свет.

Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.

Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Этот цвет огня, солнца, тепла, радости.

Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Основа герба России – темно-красный щит.


Как вы думаете, почему щит? (Щит – это защита от врагов, это древнее вооружение воина)


В центре щита мы видим золотого двуглавого орла – давний символ царской России. Почему именно орел? (орел – гордая, свободная птица, высоко летает). Орёл – символ могущества государства.


- Почему орел двуглавый? Двуглавость орла – символ единства России: запад и восток, Европа и Азия.


- На головах орла – три короны. Раньше 3 короны означали 3 царства: Сибирское, Астраханское и Казанское. А теперь символизируют суверенитет всей Российской Федерации и единство ее частей.


- Держава и скипетр (символы царской власти) символизируют единую власть и единое государство.


- На груди орла – герб Москвы. Почему именно Москвы? (Москва – столица России).

Что такое гимн? (песня)

Гимн – это торжественная песня, славящая Отчизну. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

Современный гимн России был принят в 2000 году. Слова гимна написал Сергей Михалков, музыку – Александр Александров.

- Как слушают и исполняют гимн? (стоя)

Гимн слушают стоя, мужчины без головных уборов. Если при этом поднимают государственный флаг, все присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Давайте прослушаем (исполним) гимн нашей страны.


Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

3-4 мин.

"Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и

выполняют соответствующие

движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали


2.Основная часть


Ребята, я хочу узнать, кто сегодня был самым внимательным и у кого хорошая память. Я убираю изображение флага России. Перед вами листы белой бумаги. На них три полосы. Закрасьте их так, чтобы ваш листок бумаги стал похож на российский флаг.



3.Заключительная часть

5 мин.

-Наша встреча подходит к концу. Проверим, что мы усвоили.

Блиц-опрос.

  1. Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, печатях. (Герб)

  2. Его можно увидеть над правительственными зданиями, на автомобилях послов. (Флаг)

  3. Торжественная песня. (Гимн)

  4. Он изображен на одной из сторон монеты. (Герб)

Звучит при встрече президентов. (Гимн)





ПЛАН-КОНСПЕКТ 5

Тема : Творческое задание «Знаменитые люди Татарстана»

Цель: Расширение кругозора у детей младшего школьного возраста.

Задачи: знакомство с культурой и татарскими народным музыкальным инструментом – курай. Расширение знаний о знаменитых людях Республики. Взаимодействие с родителями, улучшение отношений в их коммуникации. Воспитание любви к родине, к искусству

Организация занятия: Разделение на несколько групп для работы по общему проекту. Распределение ролей между детьми. Каждая группа получила одного из известных людей Татарстана:

1. Габдулла Тукай – писатель.

2. Муса Джалиль – поэт.

3. Чулпан Хаматова – актриса и общественный деятель.

4. Хасан Туфан –поэт.

5. Салих Сайдашев –композитор.

Цель задания – подготовить презентацию о знаменитости, рисунки, подготовить доклад, выбрать иллюстрации и фотографии, по желанию выучить стих или спеть песню. Работа с родителями и сверстниками.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Играет музыка в исполнении Р.Юлдашева на курае.

А вы слышите эту прекрасную мелодию? А что бы вы хотели делать под такую волшебную прекрасную музыку? (Ответы детей). Ребята, сегодня мы с вами перенесемся в удивительный и прекрасный мир творчества, побываем в гостях у разных знаменитостей

Исэнмесез, балалар!

Может кто-то вспомнит, как называется инструмент, на котором играли в песне? Вы знакомы с кураем? А какого знаменитого, современного исполнителя музыки на курае вы знаете? ( Роберт Юлдашев)

Дети: Ответы детей

Курай — национальный духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Он отличается своеобразным звуком и очень мелодичен.


2.Основная часть

30 мин.

- Теперь, когда мы с вами окунулись в атмосферу творчества и искусства. Давайте начнем наш вечер искусства. Каждый из вас подготовил нам рассказ о знаменитом человеке. Не просто человеке. Все они выросли в Татарстане, они наша гордость. Слушаем внимательно рассказчиков.

Каждая группа готовиться отвечать. Учитель задает вопросы детям, которые слушали рассказчикам по прослушанным докладам. Приветствуется дополнения или рассказы о событиях из жизни.

Все слушают, докладчики выступают.

Физкультминутка

3-4 мин.

Песенно-танцевальная игра «Бар матур бакча»

Учитель: Ребята, рецепт есть, но нет овощей, чтобы приготовить салат, давайте отправимся в овощной магазин за покупками. 

Дети ходят по кругу, показывают движения, соответствующие словам песни. Персонаж, которого позвали, выходит в центр и танцует, дети хлопают.Потом два ребёнка делают “ворота”, другие дети уходят через эти “ворота”.

1) Бар матур бакча,

Андакишер (суган, кыяр) үсә (түгәрәктәйөриләр).

Менәшундыйкишер (суган, кыяр) зур, (хәрәкәтбеләнкүрсәтәләр)

Менәшундыйкечкенә.

Кушымта:

Кишер, кишер, (суган, кыяр) кил әле, (1 бала “кишер” уртагачыга, бии)

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-лә, әллә-лә, (балаларкулчабалар)

Биеп, биеп кит әле.

2) суган

3) кыяр

4) Шофер, шофер, кил әле, (1 бала “шофер” уртагачыга, бии)

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-лә, әллә-лә,

Биеп, биеп кит әле.(балаларны “капкадан” алыпчыгыпкитә)


2.Основная часть


Продолжение основной часть. Рассказывают остальные группы.


3.Заключительная часть

5 мин.

Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? А расскажете об этом дома? Умницы! Мне тоже очень понравилось, я очень рада и довольна! Саубулыгыз!


ПЛАН-КОНСПЕКТ 6

Тема: Просмотр фильма «Если это случиться с тобой» (1973 год) (реж. Игорь Николаев).

Цель:

1. Учебная: знакомство детей с жанром драма и приключения.

2.Коррекционная: развитие мышления, памяти, словарного запаса. Развитие социальной компетентности: осознание себя как гражданина России.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к Советскому кино. Воспитание чувства патриотизма, сострадания и гордости за людей, переживших войну.

Оборудование: компьютер, звуковая система, проектор.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Краткий рассказ о смысле фильма.


Сегодня посмотрим фильм-драму о ВОВ. Этот фильм о страшном периоде в нашей истории — о Великой Отечественной войне. Однако война в фильме почти не показана — она стоит за судьбами людей, за страхами и тревогами в словах. Эта история-размышление о войне от лица детей-подростков, не знавших ничего о пережитом прошлом.


-Во время похода по местам боевой славы, школьники размышляют, как бы они повели себя, оказавшись на месте солдат Второй мировой войны. И вдруг они в самом деле оказываются в том времени.

-Во время просмотра фильма обратите внимание:

• на образы и поведение героев фильма, которые для вас неприемлемы и на положительные стороны;

• на эмоциональные переживания героев.


2.Основная часть

30 мин.

Просмотр фильма

Слушают и запоминают


3.Заключительная часть

5 мин.

Цель: Обучение анализу и оценка успешности.

-Какие чувства и впечатления у вас остались от просмотра фильма?


С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству








ПЛАН-КОНСПЕКТ 7

Тема: Классный час «Уроки мужества»

Цель: формирование представления о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.

Задачи:

1) Способствовать формированию восстановления в памяти героических и трагических страниц истории Отечества.

2) Способствовать формированию чувств уважения молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.

3) Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

1) Изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».

2) Диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

3) Составление презентации.

Оборудование: высказывания великих людей о героизме, благородстве, перчатки и мусорные пакеты.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.


Учащиеся:

- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.


2.Основная часть

10 мин.

Кто готов рассказать о Великой Отечественной Войне (ответ одного учащегося)

Если дети не смогут рассказать факты о войне Афганистана и Чечни, то учитель самостоятельно информирует ребят.

- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:

Примеры:

1. Подготовка подарков.

2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).

3. Организация встреч ветеранов.

- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.


2.Основная часть

Практическая

20-25 мин.

Для того, чтобы попросту не говорить. Слова – это важно. Мы совершим небольшую прогулку и поможем нашей природе стать чище.

Небольшая прогулка вблизи школы. Помощь в уборке «Чистота – залог здоровья»


3.Заключительная часть

5 мин.

Ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилось с сегодняшнего собрания? Какие вы для себя сделали выводы?

Хочу завершить наше занятие одним стихом:

- И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания.






ПЛАН-КОНСПЕКТ 8

Тема занятия:экскурсия в Историко-краеведческий музей г. Набережные Челны

Цели:

1. Способствовать формированию знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города.

2. Познакомить детей с жизнью наших предков.

3. Способствовать формированию чувства гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с историей возникновения города Набережные Челны.

2. Формирование «образ музея», приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.

3. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.

Ход экскурсии

1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

- Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).

- Сегодня мы побываем в Историко-краеведческом музее Набережных Челнов и посмотрим выставку экспонатов. Нас ждет тематическая экскурсия на тему "Участие Челнинцев в Великой Отечественной войне, в военных действиях в Афганистане и Чечне" А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)

Да, выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.

- А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).

- Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

2. Основная часть. Экскурсия

- Перед тем, как мы зайдем внутрь музея. Хочу сказать пару слов. Историко-краеведческий музей (прежнее название - Музей истории города Набережные Челны) - единственный в городе музей историко-краеведческого профиля. Был создан решением Набережночелнинского горисполкома № 135 от 10 апреля 1972 года. Торжественное открытие музея состоялось 17 апреля 1973 года.

Современная экспозиция была открыта 26 апреля 2008 г. после того, как в 2005 году музею было выделено отдельное здание – бывший кинотеатр «Чулпан». Мы с вами посмотрим тематические экспонаты. "Участие Челнинцев в Великой Отечественной войне, в военных действиях в Афганистане и Чечне". В витринах представлены личные вещи участников войны, предметы быта, смертные медальоны солдат. В разделе отведено место для расположения образцов оружия, военных предметов. Также на стендах размещены фотографии солдат, погибших во время войны в Афганистане и в Чеченских конфликтах. Слушайте внимательно. После экскурсии вас ждем домашнее задание

3. Заключительный этап.

- Дети, давайте скажем спасибо экскурсоводу за замечательный рассказ и за то, что мы смогли окунуться в историю нашего края. Помним про правила поведения, собираемся.

Как и обещала, домашнее задание - сочинение на тему «Что вызывает у меня чувство гордости».



ПЛАН-КОНСПЕКТ 9

Тема: Конкурс стихов «С любовью к природе»

Цель: повышение речевой активности детей, повышение уровня выразительности чтения стихов.

Задачи:способствовать формированию умения рассказывать и слушать стихи, которые читают другие дети; развить навык эмоционального отклика на стихи; способствовать формированию рассказывать стихи эмоционально, громко, с выражением; вызывать у детей радостный, эмоциональный настрой.

Подготовительная работа: стихи подбирали и разучивали воспитатели, родители с детьми.

Критерии оценки и требования к выступлениям:

1. Возрастное соответствие текста.

2. Грамотность речи.

3. Выразительность исполнения.

4. Безошибочность.

5. Сценическая культура исполнения.

Подведение итогов конкурса:

Участники конкурса награждаются грамотами и призами, победители конкурса, занявшие 1- е, 2 - е и 3 – места, награждаются – дипломами и призами.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Сегодня прекрасный день, на улице светит солнце и поют птицы. Давайте подарим друг другу такие же теплые чувства, как и природа нам. Конкурс чтецов объявляется открытым. Каждого участника объявляют по ФИО и называют его стих.



2.Основная часть

30 мин.

Чтение стихов


3.Заключительная часть

5 мин.

Подведение итогов. Награждение





Список выбранных стихов для разучивания:

Автор

Название произведения

Афанасий Фет

Я пришел к тебе с приветом

Михаил Лермонтов

Осень

Иван Бунин

Детство

Алексей Плещеев

Травка зеленеет, солнышко блестит

Саша Черный

Летом

Алексей Толстой

Земля цвела

Алексей Плещеев

Дети и птички

И. А. Белоусов

Первый снежок

Алексей Толстой

Колокольчики мои

А.А. Фет

Летний вечер

В. Орлов

Родное

С. Маршак

Круглый год: Январь

С. Маршак

Круглый год: Февраль

С. Маршак

Круглый год: Март

С. Маршак

Круглый год: Апрель

С. Маршак

Круглый год: Май

С. Маршак

Круглый год: Июнь

С. Маршак

Круглый год: Август

С. Маршак

Круглый год: Сентябрь

С. Маршак

Круглый год: Октябрь

С. Маршак

Круглый год: Ноябрь

С. Маршак

Круглый год: Декабрь

С. Маршак

Круглый год: Июль

ФанияФарраховаТухватуллина

Давайте беречь природу (на татарском языке)

Муса Джалиль

Тик булсаидеИрек

Владимир Соловьев

Стая туч на горизонте

Ф.Тютчев

Сияет солнце, воды блещут

Агния Барто

Холодная весна

Валентин Берестов

То рекою, то мелкою речушкой

Агния Барто

Я знаю, что надо придумать




ПЛАН-КОНСПЕКТ 10

Тема: Викторина «Спасибо за Победу»

Цель: формирование чувства патриотизма и активной гражданской позиции, общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

Задачи:

1.Способствовать формированию у детей любви к своей Родине, к своему Отечеству.

2.Способствовать формированию воспитанию чувства гордости за героическую историю нашей страны.

3.Способствовать формированию расширения представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве советского народа.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход классного часа:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вступительная часть

5мин

Каждая наша встреча открывала для вас новые знания. Для закрепления нашего материала предлагаю вам поучаствовать в викторине.

Для начала разделитесь на две группы, с одинаковым количеством участников.

Предлагаю вам продумать название вашей команды и небольшой девиз, а также решите кто будет вашим капитаном.


2.Основная часть

30 мин.

Итак, мы начинаем с вами историческую викторину, посвященную Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. 

1 часть викторины. Вопросы с одним верным ответом. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл команде.

2 часть викторины. Соотнеси картинки с вариантами ответов. За верное завершение задания начисляется 2 бала. За каждую ошибку из 4 ответов вычитается по 0.5 балла.

3 часть викторины. Сложные вопросы, с несколькими ответами. За каждый правильный ответ начисляется 1 бал.


3.Заключительная часть

5 мин.

Подведение итогов. Подсчет баллов. Присуждение грамоты победителю. Вручение сладких подарков каждому участнику.

- Вот и подошла к концу наша увлекательная историческая викторина. Вы все показали себя отлично. Спасибо вам.




Структура викторины:

1 часть викторины. Вопросы с одним верным ответом. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл команде.

Вопрос

Правильный ответ

1

Когда началась Великая отечественная война?

22 июня 1941 года

2

Во время нападения Германии СССР возглавлял Иосиф Сталин, а кто был главой государства, когда война закончилась?

Иосиф Сталин

3

Что такое «Дорога жизни»

Дорога из Ленинграда по льду Ладожского озера, через которую вывозили горожан и привозили продукты

4

В каком городе состоялся первый Парад Победы?

В столице России - Москве

5

Сколько продолжалась блокада Ленинграда?

872 дня

6

Какой крупной битвой закончилась Великая Отечественная война?

Битва за Берлин

7

Что во время Великой Отечественной Войны называли «катюшами»?

Ракетные установки

2 часть викторины. Соотнеси картинки с вариантами ответов. За верное завершение задания начисляется 2 бала. За каждую ошибку из 4 ответов вычитается по 0.5 балла.

Вопрос

Иллюстрации

Варианты ответов

Правильные ответы

1

Соотнеси изображение памятников с их названием

1.

2.

3.

4.

А.28 героев – панфиловцев

Б.Памятник Воину-освободителю

В. Могила неизвестного солдата

Г.Родина-мать


1-А

2. Б

3. В

4-Г

2

Присвоить каждому имя

1.

2.

3.

А. Алексей Матросов (советский герой)

Б–Зоя Космодемьянская

В-Иосиф Сталин

1-Б

2-В

3-А


3

Подбери название каждой символике

1.

2.

3.

4.

А. Флаг Германии

Б. Флаг СССР

В. Герб СССР

Г. Атрибутика СССР


1-Б

2-В

3-А

4-Г



3 часть викторины. Сложные вопросы, с несколькими ответами. За каждый правильный ответ начисляется 1 бал.

Вопрос

Правильные ответы

1

Назови города-герои

Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой

2

Назови медали, присужденные за подвиги в ВОВ

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «За взятие Будапешта»

Медаль за отвагу

Медаль «За доблестный труд»

Медаль «За оборону Ленинграда» и т.д.

3

Назови военные операции 1941-1945 гг.

План Барбаросса

Операция «Багратион»

«Рельсовая война»

Операция «Тайфун»

План «Ост»

Пражская операция

4

Назовите крупные битвы Великой Отечественной войны?

Оборона Бреста, Блокада Ленинграда, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Берлин

5

Что изображено на картинке?

Ров (окоп)






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018.

2. Аникина, О.Н Внеурочная деятельность как фактор развития воспитательного пространства школы [Текст] / О.Н. Аникина, О.М. Зорина, Е.Е. Сергеева // Пермский педагогический журнал. – 2017. – №7.

3. Ахметшина, Г.Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Г.Х. Ахметшина. - Казань, 2017.

4. Акимова, М.К. Роль гражданской идентичности в структуре социального капитала [Электронный ресурс] / М.К. Акимова, С.В. Персиянцева // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 6.

5.Алексеева С.В. Планируемые результаты начального общего образования/ Л. Л. Алексеева С. В. Анащенкова М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой О. Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2017.

6. Бобылева, Т. Н. Общешкольный классный час «Урок России» / Т. Н. Бобылева. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2020. – № 3.

7.Белякова, И.Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства [Текст] / И.Г. Белякова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2017. – №2 (50).

8. Барсукова Н. Л. Карта успеха. Внеурочная деятельность – старт к достижению успеха / Н. Л. Барсукова // Классный руководитель. 2017. № 4.

9. Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель

внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2017. № 5.

10. Вырщиков А. Н. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография / А. Н. Вырщиков, И. А. Соловцова, Л. И. Столярчук. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2018.

11. Вяземский, Е. Е. Календарь образовательных событий как педагогический инструмент формирования исторической памяти российских школьников / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания вшколе. – 2020. – № 5.

12. Вяземский, Е. Е. Тематические уроки по календарю образовательных событий: педагогические основы подготовки и проведения / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Текст: непосредственный // Школьные технологии. – 2020. – № 1.

13. Гаврилюк, В.В. Современные модели российской гражданственности [Текст] / В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков, Т.В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2017. - № 11.

14. Горожанкина, Е. «Азбука юного зрителя»: программа внеурочной

деятельности / Е. Горожанкина // Искусство в школе. 2018. № 3Григорьев Д. От результатов к эффектам: конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2017. № 4.