СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маленькое чудо в Рождество.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока  не только проанализировать текст, но и донести до учащихся  идею этого рассказа:страдание человека, оглушенного горем, меняет видение мира,но важно уметь преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни(рождение бабочки) как подарок судьбы.

Просмотр содержимого документа
«Маленькое чудо в Рождество.»


Раздел

Мораль, этика, ценности

ТЕМА УРОКА№ 58:

Маленькое чудо в Рождество.

ФИО педагога

Дата:


Класс 7

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

7.2.4.1анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев

7.2.5.1характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста

7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях

7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию


План

Этап урока/

время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I. Оргмомент.

0–2 мин

Учитель приветствует учеников.

Отвечают на приветствие учителя


Учебник.


Середина урока.

II. Работа над новым материалом.



Актуализация знаний.

Учитель организует работу

используя метод “Двухчастный дневник”, который дает возможность соотнести содержание текста с личным опытом.

Цитата

Комментарий







В левой части дневника уча-ся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, огорчили их, вызвали несогласие, радость, удивление, грусть и др. Справа они должны дать комментарий: почему они их записали именно эту цитату.

Дескрипторы.

Самост. находят в тексте и выразитель но читают наизусть цитаты, фрагменты пр-ия, связанные с хар-кой образа-персо нажа; дают свои коммента рии

Учебник.


Организует работу над открытием нового. Учитель предлагает определить тему урока — “Маленькое чудо в Рождество”.

Выполняют задание

Похвала учителя


Учебник.


На уроке учитель организует работу по выявлению основных идей, проблематики рассказа Набокова “Рождество”, смысла названия произведения.

Тема Рождества в рассказе.

Учитель: Владимир Набоков назвал свой рассказ “Рождество”. Но почему печальная история названа именем самого яркого и светлого христианского праздника? Давайте подумаем над этим.

Отвечают на вопросы.

Похвала учителя


Учебник.


Предлагает прочитать статью учебника.


Чтение статьи учебника “Праздник Рождества”.

Похвала учителя


Учебник.


Организует демонстрацию компьютерной презентации на тему “Чудеса в Рождество” (было домашнее задание для группы учащихся).

Демонстрируют презентацию.

Похвала учителя


Учебник.


Организует работу Анализ финальной сцены рассказа. — Какое чудо происходит в рассказе Набокова?

Как вы думаете, что потеряло бы произведение, если бы в нем не было эпизода рождения бабочки?

  • Пересказ близко к тексту процесса рождения бабочки (проверка домашнего задания).

1— “...Смерть”, — тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение”.

- Что противопоставлено слову смерть в самом финале рассказа?

  • Прием “Шесть шляп”.

- “Почему рассказ Набокова о смерти назван “Рождество”?” Попробуем ответить на этот проблемный вопрос.

Для этого обратимся к приему “Шесть шляп”, который подробно описан в учебнике.


Выполняют задание

Дескрипторы.

АИ 4. Анализируют в прозаическом, произведении эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.


Учебник.



Сформулируйте идею произведения.

Главный герой рассказа, тяжело переживая смерть сына, не видел смысла жить.

Но происходит маленькое чудо: созерцание рождающейся бабочки как бы отвлекает его умирающую душу и дает ей новое рождение. Ожившая на глазах бабочка возвращает героя к жизни.

События происходят в Рождество — главный христианский праздник. Он напоминает человеку о родившемся Христе, о непрекращающейся жизни, о победе жизни над смертью.

Страдание не только потрясает человека, но и странным образом обостряет восприятие мира, окружающей красоты. В свою очередь, невиданная красота, родившаяся на глазах, снимает боль и облегчает страдание героя


  • Чтение стихотворения Набокова «Бабочка». Сопоставить с образом бабочки в рассказе «Рождество»







Обобщение по рассказу:


- Почему рассказ о смерти называется "Рождество"? Только ли потому, что события в рассказе происходят накануне Рождества?

- Почему в качестве спасительницы выступает бабочка, а никакое другое насекомое?








Ученики придут к главной мысли рассказа — торжество жизни над смертью.

Выполняют задание

Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,

вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой

сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен

вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.

Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,

то припадая к коре, то обращаясь к лучам...

О, как ликуют они, как мерцают божественно!

Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.

Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!

Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.

Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,

крылья узнаю твои, этот священный узор. 1917-1922

Учащиеся отвечают на вопросы, обобщают сказанное ранее.

- Заново рождается Слепцов, он возрождается к жизни.

- Бабочка - символ духовного совершен ства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой, символизиру ющей воскресение и возрождение).

Бабочка - возрождение души героя.

Дескрипторы.

Пересказывают краткосодержание произведения; выражают свое мнение о героях и событиях.


Учебник.



Конец урока


Рефлексия:

- О чем вы задумались после проведенного урока?


- Произошло ли чудо, характерное для святочных рассказов?


- Каковы тема и идея произведения?


Тема жизни и смерти. Идея: Жизнь - величайшая ценность.


Учитель подводит итог сказанному.

Каждый человек уникален и неповторим. Жизнь - величайшая ценность. Со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдется выход. Когда случается беда, рядом должны быть близкие и родные, которые помогут пережить горе.


Задание : составить синквейн по произведению Набокова «Рождество»







Домашнее задание :

Напишите письмо Слепцову на тему “Вера в чудеса возвращает человека к жизни”, "Что и кто может помочь пережить горе" или "Чудеса в нашей жизни" (на выбор).

В нем опишите свои чувства, выразите свое отношение к происходящим событиям.










Учащиеся обобщают свои знания об идейном смысле рассказа в форме синквейна.


Бабочка

Красивая, хрупкая, загадочная

Летает, украшает, спасает

Символ воскресения и возрождения.

Красота спасет мир.

Слепцов

Добрый, честный

Страдает, любит, верит

Жизнь - величайшая ценность.

Из любой ситуации найдется выход.


Сын

Искренний, доброжелательный

Радовался, увлекался, любил

Навсегда останется в памяти родных

Несправедливо, когда умирают дети.

(Дети не должны уходить раньше родителей).



Записывают домашнее задание



Дескрипторы.

Определяют отношение автора к главному герою, аргументируют свою позицию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!