Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 7.2.4.1анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев 7.2.5.1характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию |
Середина урока. II. Работа над новым материалом. | Актуализация знаний. Учитель организует работу используя метод “Двухчастный дневник”, который дает возможность соотнести содержание текста с личным опытом. | В левой части дневника уча-ся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, огорчили их, вызвали несогласие, радость, удивление, грусть и др. Справа они должны дать комментарий: почему они их записали именно эту цитату. | Дескрипторы. Самост. находят в тексте и выразитель но читают наизусть цитаты, фрагменты пр-ия, связанные с хар-кой образа-персо нажа; дают свои коммента рии | Учебник. |
Организует работу Анализ финальной сцены рассказа. — Какое чудо происходит в рассказе Набокова? — Как вы думаете, что потеряло бы произведение, если бы в нем не было эпизода рождения бабочки? 1— “...Смерть”, — тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение”. - Что противопоставлено слову смерть в самом финале рассказа? - “Почему рассказ Набокова о смерти назван “Рождество”?” Попробуем ответить на этот проблемный вопрос. Для этого обратимся к приему “Шесть шляп”, который подробно описан в учебнике. | Выполняют задание | Дескрипторы. АИ 4. Анализируют в прозаическом, произведении эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. | Учебник. |
Сформулируйте идею произведения. Главный герой рассказа, тяжело переживая смерть сына, не видел смысла жить. Но происходит маленькое чудо: созерцание рождающейся бабочки как бы отвлекает его умирающую душу и дает ей новое рождение. Ожившая на глазах бабочка возвращает героя к жизни. События происходят в Рождество — главный христианский праздник. Он напоминает человеку о родившемся Христе, о непрекращающейся жизни, о победе жизни над смертью. Страдание не только потрясает человека, но и странным образом обостряет восприятие мира, окружающей красоты. В свою очередь, невиданная красота, родившаяся на глазах, снимает боль и облегчает страдание героя Обобщение по рассказу: - Почему рассказ о смерти называется "Рождество"? Только ли потому, что события в рассказе происходят накануне Рождества? - Почему в качестве спасительницы выступает бабочка, а никакое другое насекомое? | Ученики придут к главной мысли рассказа — торжество жизни над смертью. Выполняют задание Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей, вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь. Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья, то припадая к коре, то обращаясь к лучам... О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь. Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи! Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей. Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье, крылья узнаю твои, этот священный узор. 1917-1922 Учащиеся отвечают на вопросы, обобщают сказанное ранее. - Заново рождается Слепцов, он возрождается к жизни. - Бабочка - символ духовного совершен ства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой, символизиру ющей воскресение и возрождение). Бабочка - возрождение души героя. | Дескрипторы. Пересказывают краткосодержание произведения; выражают свое мнение о героях и событиях. | Учебник. |
Конец урока | Рефлексия: - О чем вы задумались после проведенного урока? - Произошло ли чудо, характерное для святочных рассказов? - Каковы тема и идея произведения? Тема жизни и смерти. Идея: Жизнь - величайшая ценность. Учитель подводит итог сказанному. Каждый человек уникален и неповторим. Жизнь - величайшая ценность. Со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдется выход. Когда случается беда, рядом должны быть близкие и родные, которые помогут пережить горе. Задание : составить синквейн по произведению Набокова «Рождество» Домашнее задание : Напишите письмо Слепцову на тему “Вера в чудеса возвращает человека к жизни”, "Что и кто может помочь пережить горе" или "Чудеса в нашей жизни" (на выбор). В нем опишите свои чувства, выразите свое отношение к происходящим событиям. | Учащиеся обобщают свои знания об идейном смысле рассказа в форме синквейна. Бабочка Красивая, хрупкая, загадочная Летает, украшает, спасает Символ воскресения и возрождения. Красота спасет мир. Слепцов Добрый, честный Страдает, любит, верит Жизнь - величайшая ценность. Из любой ситуации найдется выход. Сын Искренний, доброжелательный Радовался, увлекался, любил Навсегда останется в памяти родных Несправедливо, когда умирают дети. (Дети не должны уходить раньше родителей). Записывают домашнее задание | Дескрипторы. Определяют отношение автора к главному герою, аргументируют свою позицию | |