В.В.Малиновский, ГУО «СШ № 14 г. Молодечно» Минской области
Тема. А. И. Куприн. «Белый пудель»: по страницам дневника главного героя рассказа
Цель: определить основные черты характера Серёжи, смысл названия, тему и идею рассказа «Белый пудель».
Задачи:
показать своеобразие и особенности характера Серёжи, раскрыть смысл названия «Белый пудель»;
содействовать формированию умений составлять характеристику художественного образа героя произведения через его визуализацию, использование цитат из художественного текста, трансляцию личного опыта;
способствовать развитию социальных и коммуникативных компетенций учащихся, их речи, творческой мыследеятельности;
воспитывать такие чувства, как доброта, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям, животным, культуру поведения во время групповой работы и выступлений.
Оборудование: аудиофрагмент из радиоспектакля «Белый пудель» (1974), четыре листа АЗ, тематические картинки-ассоциации, фломастеры, маркеры, лесенка личностного роста героя, карточки программы Plickers, выход на сайт menti.com.
Тип урока: урок-путешествие по страницам дневника главного героя.
Ход урока
Индукция.
Звучит аудиофрагмент из радиоспектакля «Белый пудель» (1974).
— Так начинали своё выступление дедушка Лодыжкин, Серёжа и Арто. А я хочу начать наш урок с пожелания успешной и плодотворной работы, реализации творческих идей и личностного роста каждого.
Самоконструкция.
Учащиеся выполняют тест с помощью программы Plickers.
Кто из перечисленных литературных героев является для вас главным в рассказе «Белый пудель»:
а) Арто; b) дедушка Лодыжкин; с) мальчик Серёжа; d) Трилли?
Определите основную тему рассказа «Белый пудель»:
а) о братьях наших меньших — животных; b) о взаимоотношении людей и животных; с) о дружбе и преданности; d) о тяжёлом труде цирковых артистов.
Какова идея (основная мысль) этого произведения:
а) добиваться цели нужно любыми способами; b) купить можно всё, были бы деньги; с) преданность, верность, дружба — это самое главное в жизни человека?
Опираясь на свои ответы, попробуйте сформулировать тему урока.
Учащиеся называют разные варианты, но чёткое определение темы, урока у них вызывает затруднение.
Социоконструкция. Афиширование.
Ребята, как вы считаете, уместно ли на уроке литературы говорить о развитии личности героя? Почему?
Развитие личности какого героя, на ваш взгляд, мы видим в рассказе? (Серёжи.)
Поможет ли нам работа над образом Серёжи определить тему и идею (основную мысль) рассказа «Белый пудель»?
Ребята, как вы думаете, где можно прочитать о внутренних переживаниях человека, его размышления? (В его личном дневнике.)
Ведёт ли кто-нибудь из вас дневник?
Ко мне в руки случайным образом попал дневник Серёжи, только в нём вырваны некоторые страницы, которые мы постараемся восстановить.
На доске размещаются листы АЗ в виде дневника, каждый лист имеет своё название.
Наш урок мы так и назовём — «По страницам дневника главного героя».
Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Ответы учащихся.)
Я предлагаю вам на некоторое время побыть в образе Серёжи и заполнить страницы его дневника. Но для этого вам необходимо объединиться в группы. (Учащиеся собирают пазл, с помощью которого объединяются в группы.)
Задание. Каждая страница дневника — это определённый этап жизни Серёжи, который учащимся необходимо восстановить с помощью картинок, цитат, собственных выдуманных историй и умозаключений (скетчноутинг). Листы заполняются от первого лица.
Группа 1. Жизнь Серёжи с отцом.
Опишите, какая могла бы быть жизнь Серёжи с отцом (до знакомства с дедушкой Лодыжкиным) в форме цитат, высказываний. Подберите соответствующие иллюстрации. Напишите, какие черты характера Серёжи проявляются в этот период.
Группа 2. Жизнь Серёжи с дедушкой Лодыжкиным и Арто.
Опишите жизнь Серёжи с дедушкой Лодыжкиным, Арто (до кражи Арто) в форме цитат, высказываний. Подберите соответствующие иллюстрации. Напишите, какие черты характера Серёжи проявляются в этот период.
Группа 3. Спасение Серёжей Арто.
Опишите, как Серёжа спасает Арто. Используйте при этом цитаты, свои размышления. Подберите иллюстрации. Напишите, какие черты характера Серёжи проявляются в этот период.
Группа 4. Серёжа после окончания рассказа.
Опишите, каким вы видите Серёжу после окончания рассказа. Используйте при этом цитаты, свои размышления. Подберите иллюстрации. Напишите, какие черты характера Серёжи проявляются в этот период.
Группы презентуют свои работы. Во время афиширования результатов остальные учащиеся готовят вопросы (приём «Карта дополнения»).
— Дополните работу группы цветовой палитрой. Какие цвета вы бы использовали и почему?
— Дополните работу группы звуковым сопровождением. Какие звуки вы слышите?
— В каких произведениях может встретиться подобный сюжет? (Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», В. Г. Короленко. «Дети подземелья», В. А. Белов. «Скворцы», X. К. Андерсен. «Снежная королева», С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев», К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб».)
— Дополните работу группы ассоциативными эмоциями.
По ходу презентации группами своих работ учащиеся размещают силуэт мальчика на «лестнице личностного роста» (в зависимости от желания учеников). Учителю необходимо подвести их к тому, что в произведении постепенно наблюдается личностный, моральный, духовный рост главного героя.
— Как меняется Серёжа к концу рассказа?
Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя, самостоятельная работа в течение 2-3 минут.
В начале рассказа | В конце рассказа |
Беззаботный, весёлый | Решительный, смелый, серьёзный, чувствует ответственность за других, взрослеет |
— Что заставляет Серёжу спасать собаку? (Любовь к собаке, старику, осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию, что он повзрослел и может принимать самостоятельные решения.)
Разрыв.
Мы сегодня много говорили о Серёже, но рассказ назван «Белый пудель». Почему?
Примерный ответ.
Рассказ Куприна нельзя считать повествованием о собаке. Это прежде всего разговор о человеческих отношениях, вечных истинах: что такое добро, что такое зло — нравственное и социальное. Как раз с Арто связаны самые важные события в рассказе. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечная торговля богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступная кража Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа — бедных и богатых, сытых и голодных, живущих по разным социальным и нравственным законам. Отношение к белому пуделю позволяет выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.
Помог ли герой рассказа, пудель, понять читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность, смелость?
Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Все ли они реализованы? Какова тема и идея произведения? (Тема: «Дружба и преданность», идея: преданность, верность, дружба — это самое главное в жизни человека.)
Рефлексия.
— Чему же учит это произведение? (Быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает чёрствость и бездушие людей.)
— Напишите два качества Серёжи, которыми бы вы хотели обладать.
Задание выполняется в программе menti. сот.
— Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.
Моя отметка | |
Отметка лидера группы | |
Отметка учителя | |
— В завершении нашего урока я бы хотел прочитать следующие строки:
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемящей запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!
Т. Мухаметшина
Домашнее задание.
Подготовить устное высказывание на тему «Чему меня научил рассказ “Белый пудель”? ».