СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАЛИНОВСКИЙ В. В. Урок "А. И. Куприн. «Белый пудель»: по страницам дневника главного героя рассказа" РЯиЛ 2019-5

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МАЛИНОВСКИЙ В. В. Урок "А. И. Куприн. «Белый пудель»: по страницам дневника главного героя рассказа" РЯиЛ 2019-5»

В.В.Малиновский, ГУО «СШ № 14 г. Молодечно» Минской области

Тема. А. И. Куприн. «Белый пудель»: по страницам дневника главного героя рассказа

Цель: определить основные черты харак­тера Серёжи, смысл названия, тему и идею рассказа «Белый пудель».

Задачи:

  • показать своеобразие и особенности ха­рактера Серёжи, раскрыть смысл названия «Белый пудель»;

  • содействовать формированию умений составлять характеристику художественного образа героя произведения через его визуали­зацию, использование цитат из художествен­ного текста, трансляцию личного опыта;

  • способствовать развитию социальных и коммуникативных компетенций учащихся, их речи, творческой мыследеятельности;

  • воспитывать такие чувства, как добро­та, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям, животным, культуру по­ведения во время групповой работы и вы­ступлений.

Оборудование: аудиофрагмент из радио­спектакля «Белый пудель» (1974), четыре ли­ста АЗ, тематические картинки-ассоциации, фломастеры, маркеры, лесенка личностного роста героя, карточки программы Plickers, выход на сайт menti.com.

Тип урока: урок-путешествие по страни­цам дневника главного героя.


Ход урока

  1. Индукция.

Звучит аудиофрагмент из радиоспектак­ля «Белый пудель» (1974).

— Так начинали своё выступление де­душка Лодыжкин, Серёжа и Арто. А я хочу начать наш урок с пожелания успешной и плодотворной работы, реализации творче­ских идей и личностного роста каждого.


  1. Самоконструкция.

  • В начале нашего урока я предлагаю взять свои пликеры и ответить на вопросы.

Учащиеся выполняют тест с помощью программы Plickers.

  1. Кто из перечисленных литературных героев является для вас главным в рассказе «Белый пудель»:

а) Арто; b) дедушка Лодыжкин; с) маль­чик Серёжа; d) Трилли?

  1. Определите основную тему рассказа «Белый пудель»:

а) о братьях наших меньших — живот­ных; b) о взаимоотношении людей и живот­ных; с) о дружбе и преданности; d) о тяжё­лом труде цирковых артистов.

  1. Какова идея (основная мысль) этого произведения:

а) добиваться цели нужно любыми спосо­бами; b) купить можно всё, были бы деньги; с) преданность, верность, дружба — это са­мое главное в жизни человека?

  • Опираясь на свои ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся называют разные варианты, но чёткое определение темы, урока у них вы­зывает затруднение.


  1. Социоконструкция. Афиширование.

  • Ребята, как вы считаете, уместно ли на уроке литературы говорить о развитии личности героя? Почему?

  • Развитие личности какого героя, на ваш взгляд, мы видим в рассказе? (Серёжи.)

  • Поможет ли нам работа над образом Серёжи определить тему и идею (основную мысль) рассказа «Белый пудель»?

Ребята, как вы думаете, где мож­но прочитать о внутренних переживаниях человека, его размышления? (В его личном дневнике.)

  • Ведёт ли кто-нибудь из вас дневник?

  • Ко мне в руки случайным образом по­пал дневник Серёжи, только в нём вырваны некоторые страницы, которые мы постараем­ся восстановить.

На доске размещаются листы АЗ в виде дневника, каждый лист имеет своё назва­ние.

  • Наш урок мы так и назовём — «По страницам дневника главного героя».

  • Какие задачи мы должны решить се­годня на уроке? (Ответы учащихся.)

  • Я предлагаю вам на некоторое время побыть в образе Серёжи и заполнить стра­ницы его дневника. Но для этого вам необ­ходимо объединиться в группы. (Учащиеся собирают пазл, с помощью которого объеди­няются в группы.)


Задание. Каждая страница дневника — это определённый этап жизни Серёжи, ко­торый учащимся необходимо восстановить с помощью картинок, цитат, собственных выду­манных историй и умозаключений (скетчноутинг). Листы заполняются от первого лица.

Группа 1. Жизнь Серёжи с отцом.

Опишите, какая могла бы быть жизнь Серёжи с отцом (до знакомства с дедушкой Лодыжкиным) в форме цитат, высказыва­ний. Подберите соответствующие иллюстра­ции. Напишите, какие черты характера Се­рёжи проявляются в этот период.

Группа 2. Жизнь Серёжи с дедушкой Ло­дыжкиным и Арто.

Опишите жизнь Серёжи с дедушкой Ло­дыжкиным, Арто (до кражи Арто) в форме цитат, высказываний. Подберите соответ­ствующие иллюстрации. Напишите, какие черты характера Серёжи проявляются в этот период.

Группа 3. Спасение Серёжей Арто.

Опишите, как Серёжа спасает Арто. Ис­пользуйте при этом цитаты, свои размыш­ления. Подберите иллюстрации. Напишите, какие черты характера Серёжи проявляются в этот период.

Группа 4. Серёжа после окончания рас­сказа.

Опишите, каким вы видите Серёжу после окончания рассказа. Используйте при этом цитаты, свои размышления. Подберите ил­люстрации. Напишите, какие черты характе­ра Серёжи проявляются в этот период.

Группы презентуют свои работы. Во вре­мя афиширования результатов остальные учащиеся готовят вопросы (приём «Карта дополнения»).


— Дополните работу группы цветовой па­литрой. Какие цвета вы бы использовали и почему?

— Дополните работу группы звуковым со­провождением. Какие звуки вы слышите?

— В каких произведениях может встре­титься подобный сюжет? (Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», В. Г. Короленко. «Дети подземелья», В. А. Белов. «Скворцы», X. К. Ан­дерсен. «Снежная королева», С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев», К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб».)

— Дополните работу группы ассоциатив­ными эмоциями.

По ходу презентации группами своих ра­бот учащиеся размещают силуэт мальчика на «лестнице личностного роста» (в за­висимости от желания учеников). Учите­лю необходимо подвести их к тому, что в произведении постепенно наблюдается лич­ностный, моральный, духовный рост глав­ного героя.

— Как меняется Серёжа к концу рас­сказа?

Ученикам выдаются листы для письмен­ной характеристики героя, самостоятель­ная работа в течение 2-3 минут.

В начале рассказа

В конце рассказа

Беззаботный, весё­лый

Решительный, смелый, серьёзный, чувствует от­ветственность за других, взрослеет

— Что заставляет Серёжу спасать собаку? (Любовь к собаке, старику, осознание того, что теперь только он может изменить си­туацию, что он повзрослел и может прини­мать самостоятельные решения.)


  1. Разрыв.

  • Мы сегодня много говорили о Серёже, но рассказ назван «Белый пудель». Почему?

Примерный ответ.

Рассказ Куприна нельзя считать пове­ствованием о собаке. Это прежде всего раз­говор о человеческих отношениях, вечных истинах: что такое добро, что такое зло — нравственное и социальное. Как раз с Арто связаны самые важные события в рассказе. В центре внимания эпизоды, в которых ре­шается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечная торгов­ля богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступная кража Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкно­вение героев рассказа — бедных и богатых, сытых и голодных, живущих по разным со­циальным и нравственным законам. Отно­шение к белому пуделю позволяет выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступ­ность дворника.

  • Помог ли герой рассказа, пудель, понять читателю, что такое доброта, честность, непод­купность, верность и преданность, смелость?

  • Давайте вернёмся к задачам нашего уро­ка. Все ли они реализованы? Какова тема и идея произведения? (Тема: «Дружба и предан­ность», идея: преданность, верность, дружбаэто самое главное в жизни человека.)


  1. Рефлексия.

— Чему же учит это произведение? (Быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает чёрствость и бездушие людей.)

— Напишите два качества Серёжи, кото­рыми бы вы хотели обладать.


Задание выполняется в программе menti. сот.


— Оцените свою работу на уроке в оце­ночных листах.

Моя отметка


Отметка лидера группы


Отметка учителя


— В завершении нашего урока я бы хотел прочитать следующие строки:

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемящей запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Т. Мухаметшина


  1. Домашнее задание.

Подготовить устное высказывание на тему «Чему меня научил рассказ “Белый пудель”? ».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!