СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Малые языки России. Ненецкий язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит интересные факты о ненецком языке, видных литераторах и исследователях ненецкого языка.

Просмотр содержимого документа
«Малые языки России. Ненецкий язык.»

Малые языки России  Ненецкий язык Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html  Бесплатно и без регистрации.

Малые языки России Ненецкий язык

Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html

Бесплатно и без регистрации.

Содержание 1 Справка 2 Важные ненецкие слова 3 Литература 4 Средства массовой информации 5 Исследователи

Содержание

1

Справка

2

Важные ненецкие слова

3

Литература

4

Средства массовой информации

5

Исследователи

Ненецкий язык Носители 18 500 Ареал: Ненецкий автономный округ, республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край Семья уральские языки

Ненецкий язык

  • Носители 18 500
  • Ареал: Ненецкий автономный округ, республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край
  • Семья уральские языки
Генеалогия   Ненецкий тундровый язык относится к северносамодийской группе самодийской ветви уральской семьи языков. Его ближайшие родственники – лесной ненецкий, энецкий и нганасанский языки. Ненецкий тундровый язык распадается на западную и восточную группы говоров. К западным говорам относятся канинский, тиманский и колгуевский и малоземельский, к восточным – приуральский, ямальский, гыданский, тазовский, надымский и таймырский. Промежуточное географическое положение между западными и восточными говорами занимает большеземельский говор, распространенный в восточной части Ненецкого автономного округа.

Генеалогия

Ненецкий тундровый язык относится к северносамодийской группе самодийской ветви уральской семьи языков. Его ближайшие родственники – лесной ненецкий, энецкий и нганасанский языки.

Ненецкий тундровый язык распадается на западную и восточную группы говоров. К западным говорам относятся канинский, тиманский и колгуевский и малоземельский, к восточным – приуральский, ямальский, гыданский, тазовский, надымский и таймырский. Промежуточное географическое положение между западными и восточными говорами занимает большеземельский говор, распространенный в восточной части Ненецкого автономного округа.

 Ненецкий язык распространён на обширной территории от Кольского полуострова до Енисея .

Ненецкий язык распространён на обширной территории от Кольского полуострова до Енисея .

Важные ненецкие слова Антрополог Елена Лярская и учитель род­ного (ненецкого) языка из ямаль­ского посел­ка Сё-Яха Алла Вануйто поговорили с ямаль­скими юношами и девушка­ми  о том, какие, с их точки зрения, ненецкие слова и стоя­щие за ними реалии особенно важны для понима­ния жизни в тундре. В получив­шийся список попали те слова, которые были названы большинством собеседников.

Важные ненецкие слова

Антрополог Елена Лярская и учитель род­ного (ненецкого) языка из ямаль­ского посел­ка Сё-Яха Алла Вануйто поговорили с ямаль­скими юношами и девушка­ми 

о том, какие, с их точки зрения, ненецкие слова и стоя­щие за ними реалии особенно важны для понима­ния жизни в тундре. В получив­шийся список попали те слова, которые были названы большинством собеседников.

1. Ямдась  Кочевать Еще в начале XX века исследователи отмеча­ли, что, с ненецкой точки зрения, кочевая жизнь интереснее оседлой. Если человек вынужден «осесть», потеряв оленей, это расценивается как великая неудача, и он, конечно, мечтает снова начать кочевать, или, как здесь говорят, «каслать». Сегодняшние дети оленеводов полностью разделяют такое мнение

1. Ямдась Кочевать

Еще в начале XX века исследователи отмеча­ли, что, с ненецкой точки зрения, кочевая жизнь интереснее оседлой. Если человек вынужден «осесть», потеряв оленей, это расценивается как великая неудача, и он, конечно, мечтает снова начать кочевать, или, как здесь говорят, «каслать». Сегодняшние дети оленеводов полностью разделяют такое мнение

2. Туˮ  Костер, очаг К огню относятся очень серьезно. С самого раннего возраста детей учат почи­тать огонь: нельзя переступать через пламя и топтать золу, в огонь нельзя плевать, нельзя ругаться на него, тыкать в него палкой, играть с ним. Суще­ствуют строгие правила, где и в каких случаях можно и нельзя разводить огонь. Кроме того, огонь используют в обряде очищения, разжигают на священ­ных местах, а также во время похорон и на поминках.

2. Туˮ Костер, очаг

К огню относятся очень серьезно. С самого раннего возраста детей учат почи­тать огонь: нельзя переступать через пламя и топтать золу, в огонь нельзя плевать, нельзя ругаться на него, тыкать в него палкой, играть с ним. Суще­ствуют строгие правила, где и в каких случаях можно и нельзя разводить огонь. Кроме того, огонь используют в обряде очищения, разжигают на священ­ных местах, а также во время похорон и на поминках.

3. Мяд’тер  Семья (буквально «то, что содержится в чуме») Отвечая на вопрос, почему семья важна для жителей тундры, ямальцы удивлялись этой формулировке: с ненецкой точки зрения, если у человека нет семьи, то он по боль­шому счету не состоялся.

3. Мяд’тер Семья (буквально «то, что содержится в чуме»)

Отвечая на вопрос, почему семья важна для жителей тундры, ямальцы удивлялись этой формулировке: с ненецкой точки зрения, если у человека нет семьи, то он по боль­шому счету не состоялся.

4. Нярцу  Мох сфагнум Мох сфагнум очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидными свойствами, поэтому в тундре его применяют постоянно и для самых разных целей. Во-первых, мох кладут в детскую люльку: в суровом климате Арктики, когда младенец переме­щается с роди­телями по тундре при темпе­ратуре ниже 40 градусов, сухость в люльке — это уже вопрос не столько комфорта, сколько выживания, так что северным кочевникам пришлось изобрести памперс куда раньше, чем он появил­ся у европейцев. Во-вторых, нярцу используют в меди­цинских целях.

4. Нярцу Мох сфагнум

Мох сфагнум очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидными свойствами, поэтому в тундре его применяют постоянно и для самых разных целей. Во-первых, мох кладут в детскую люльку: в суровом климате Арктики, когда младенец переме­щается с роди­телями по тундре при темпе­ратуре ниже 40 градусов, сухость в люльке — это уже вопрос не столько комфорта, сколько выживания, так что северным кочевникам пришлось изобрести памперс куда раньше, чем он появил­ся у европейцев. Во-вторых, нярцу используют в меди­цинских целях.

5. Ңавка  Ручной олень В каждой семье есть истории о том, как ңавка (по-русски авка) помог вернуть домой отколовшуюся часть стада или выручил хозяина, когда других оленей поблизости не было. Люди сохраняют привязанность к своему выросшему олененку : они любят его, берегут и угощают разными лакомствами.

5. Ңавка Ручной олень

В каждой семье есть истории о том, как ңавка (по-русски авка) помог вернуть домой отколовшуюся часть стада или выручил хозяина, когда других оленей поблизости не было. Люди сохраняют привязанность к своему выросшему олененку : они любят его, берегут и угощают разными лакомствами.

6. Вэнеко  Собака В каждом ямальском чуме живет несколь­ко собак. Собаки — помощ­ники и друзья тундровиков: они помогают управлять стадом и соби­рать оленей, нужны на охоте, предупреждают об опасности, сопровождают человека во время дальних путешествий.

6. Вэнеко Собака

В каждом ямальском чуме живет несколь­ко собак. Собаки — помощ­ники и друзья тундровиков: они помогают управлять стадом и соби­рать оленей, нужны на охоте, предупреждают об опасности, сопровождают человека во время дальних путешествий.

7. Мядонзэй  Подарок гостю  По ненецким обычаям не принято, чтобы гость привозил с собой подарки хозяевам. Напротив, это хозяева должны дарить подарок гостю, который покидает их чум. К выбору такого подарка подходят очень основа­тельно: тут важны статусы и гостя, и хозяина. В качестве обычных подарков могут преподнести чай, посуду, платки, пояса, украшения для рукоделия (например, пряжки или колокольчики), подвески для шапок и многое другое.

7. Мядонзэй Подарок гостю

По ненецким обычаям не принято, чтобы гость привозил с собой подарки хозяевам. Напротив, это хозяева должны дарить подарок гостю, который покидает их чум. К выбору такого подарка подходят очень основа­тельно: тут важны статусы и гостя, и хозяина. В качестве обычных подарков могут преподнести чай, посуду, платки, пояса, украшения для рукоделия (например, пряжки или колокольчики), подвески для шапок и многое другое.

8. Нибтăрава  Обряд очищения от особого рода сакральной нечистоты Проводить нибтăрава могут регуляр­но (раз в месяц), а могут в отдельных случаях: например, перед посещением священных мест, после посещения кладбища, после возвращения из даль­ней дороги — иногда после того, как дети вернутся из интерната. Прово­дят очищение и в том случае, когда, к примеру, женщина случайно пересту­пила через аркан для оленя, оленью упряжь, сетку для ловли рыбы, муж­скую или детскую вещь и т. д.

8. Нибтăрава Обряд очищения от особого рода сакральной нечистоты

Проводить нибтăрава могут регуляр­но (раз в месяц), а могут в отдельных случаях: например, перед посещением священных мест, после посещения кладбища, после возвращения из даль­ней дороги — иногда после того, как дети вернутся из интерната. Прово­дят очищение и в том случае, когда, к примеру, женщина случайно пересту­пила через аркан для оленя, оленью упряжь, сетку для ловли рыбы, муж­скую или детскую вещь и т. д.

9. Ярколава  Ловля арканом Ямальские оленеводы устраивают ярколава практически каждый день. Стадо оленей пригоняют к стойбищу, часть сразу попадает в загон, а другая (в том числе много стропти­вых бычков) вначале остается на свободе. Пастухи с соба­ками образуют вокруг стойбища кольцо и начинают гонять по нему оленей, вылавливая арканами из проносяще­гося мимо стада тех, кто им нужен. Одна из важных целей этого мероприятия — отловить оленей, которых сегодня собирают­ся запрячь в сани. Кроме того, ярколава во многом нужна для посто­ян­ного контакта животных с человеком.  Олени в больших ненецких стадах хотя и домашние, но далеко не руч­ные.

9. Ярколава Ловля арканом

Ямальские оленеводы устраивают ярколава практически каждый день. Стадо оленей пригоняют к стойбищу, часть сразу попадает в загон, а другая (в том числе много стропти­вых бычков) вначале остается на свободе. Пастухи с соба­ками образуют вокруг стойбища кольцо и начинают гонять по нему оленей, вылавливая арканами из проносяще­гося мимо стада тех, кто им нужен. Одна из важных целей этого мероприятия — отловить оленей, которых сегодня собирают­ся запрячь в сани. Кроме того, ярколава во многом нужна для посто­ян­ного контакта животных с человеком. 

Олени в больших ненецких стадах хотя и домашние, но далеко не руч­ные.

10. Сава сёнзя ӈэя!  Хорошая душа! (буквально «Хорошего нутра тебе!») Часто это пожелание произносят при проща­нии. Оно означает, что вам желают всего самого хорошего: и хорошего здоровья, и хоро­шей жизни, и счастливой дороги. Это же выражение теперь используется у ненцев и в качестве тоста.

10. Сава сёнзя ӈэя! Хорошая душа! (буквально «Хорошего нутра тебе!»)

Часто это пожелание произносят при проща­нии. Оно означает, что вам желают всего самого хорошего: и хорошего здоровья, и хоро­шей жизни, и счастливой дороги. Это же выражение теперь используется у ненцев и в качестве тоста.

Ненецкий алфавит Ненецкий алфавит 1931—1937 годов. Запятая под буквой обозначает её смягчение. Первые книги на ненецком языке были выпущены в конце XIX века. В них использовался русский алфавит без нескольких букв. В 1931 году был создан ненецкий алфавит на латинской основе, началось массовое издание учебников, газет, художественной литературы. В 1937-38 годах ненецкий алфавит, как и алфавиты других народов СССР, был переведён на кириллицу.

Ненецкий алфавит

  • Ненецкий алфавит 1931—1937 годов. Запятая под буквой обозначает её смягчение.
  • Первые книги на ненецком языке были выпущены в конце XIX века. В них использовался русский алфавит без нескольких букв. В 1931 году был создан ненецкий алфавит на латинской основе, началось массовое издание учебников, газет, художественной литературы. В 1937-38 годах ненецкий алфавит, как и алфавиты других народов СССР, был переведён на кириллицу.
Современный ненецкий алфавит   А а  Б б  В в  Г г  Д д  Е е  Ё ё  Ж ж З з  И и  Й й  К к  Л л  М м  Н н  Ӈ ӈ О о П п  Р р  С с  Т т  У у  Ф ф  Х х Ц ц Ч ч  Ш ш  Щ щ  Ъ ъ  Ы ы  Ь ь  Э э Ю ю  Я я  ʼ  ʼʼ

Современный ненецкий алфавит

  • А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж
  • З з И и Й й К к Л л М м Н н Ӈ ӈ
  • О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х
  • Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э
  • Ю ю Я я ʼ ʼʼ
Литература Начиная с 1930-х годов на ненецком языке писал ряд писателей и поэтов. Среди них выделяются следующие: Истомин, Иван Григорьевич (1917—1988) Лапцуй, Леонид Васильевич (1932—1982) Ледков, Василий Николаевич (1933—2002) Ненянг, Любовь (Комарова, Любовь Прокопьевна) (1931—1996) Неркаги, Анна Павловна (1953) Пырерка, Антон Петрович (1905—1941) Явтысый, Прокопий Андреевич (1932—2005)

Литература

  • Начиная с 1930-х годов на ненецком языке писал ряд писателей и поэтов. Среди них выделяются следующие:
  • Истомин, Иван Григорьевич (1917—1988)
  • Лапцуй, Леонид Васильевич (1932—1982)
  • Ледков, Василий Николаевич (1933—2002)
  • Ненянг, Любовь (Комарова, Любовь Прокопьевна) (1931—1996)
  • Неркаги, Анна Павловна (1953)
  • Пырерка, Антон Петрович (1905—1941)
  • Явтысый, Прокопий Андреевич (1932—2005)
Тыко Вылка  Советский художник, сказитель Ненецкий советский художник, сказитель, общественно-политический деятель. Стоял у истоков ненецкой литературы. Автор эпических сказаний.

Тыко Вылка Советский художник, сказитель

  • Ненецкий советский художник, сказитель, общественно-политический деятель. Стоял у истоков ненецкой литературы. Автор эпических сказаний.
Антон Петрович Пырерка  Учёный, литератор Первый ненецкий учёный-лингвист, переводчик, фольклорист, литератор. Участвовал в основании Ненецкого национального округа.

Антон Петрович Пырерка Учёный, литератор

  • Первый ненецкий учёный-лингвист, переводчик, фольклорист, литератор. Участвовал в основании Ненецкого национального округа.
Леонид Васильевич Лапцуй  Советский писатель   28 февраля 1932 года родился первый ненецкий писатель Леонид Лапцуй. Он тонкий лирик и любящий сын суровой земли своего края. В разных издательствах страны вышло более 30 книг на русском и ненецком языках. Произведения Л. Лапцуя переведены на иностранные языки и языки многих народов Советского Союза. 

Леонид Васильевич Лапцуй Советский писатель

  • 28 февраля 1932 года родился первый ненецкий писатель Леонид Лапцуй. Он тонкий лирик и любящий сын суровой земли своего края. В разных издательствах страны вышло более 30 книг на русском и ненецком языках. Произведения Л. Лапцуя переведены на иностранные языки и языки многих народов Советского Союза. 
Иван Григорьевич Истомин  Советский писатель Истомин Иван Григорьевич (1917-1988) - коми-ненецкий писатель, поэт, драматург и живописец, один из основоположников литературы коренных народов Севера.

Иван Григорьевич Истомин Советский писатель

  • Истомин Иван Григорьевич (1917-1988) - коми-ненецкий писатель, поэт, драматург и живописец, один из основоположников литературы коренных народов Севера.
Анна Павловна Неркаги  Российская писательница Пишет на русском языке. Литературное творчество Неркаги делится на три периода, разделенных большим перерывом. Неркаги размышляет о судьбе своего народа и о судьбе человечества, создавшего бесчеловечную цивилизацию ХХ века. В 1977—1979 гг. вышли повести «Анико из рода Ного» и «Илир». Позднее обе повести переиздавались. Повесть «Белый ягель» вышла в 1995 (сокращённая версия) и в 1996 (полная версия) гг. В 1996 году вышла повесть «Молчащий». В 2014—2015 гг. появились 4 нон фикшн произведения Неркаги. Также занимается петроглифическим творчеством.

Анна Павловна Неркаги Российская писательница

  • Пишет на русском языке. Литературное творчество Неркаги делится на три периода, разделенных большим перерывом. Неркаги размышляет о судьбе своего народа и о судьбе человечества, создавшего бесчеловечную цивилизацию ХХ века.
  • В 1977—1979 гг. вышли повести «Анико из рода Ного» и «Илир». Позднее обе повести переиздавались.
  • Повесть «Белый ягель» вышла в 1995 (сокращённая версия) и в 1996 (полная версия) гг. В 1996 году вышла повесть «Молчащий».
  • В 2014—2015 гг. появились 4 нон фикшн произведения Неркаги. Также занимается петроглифическим творчеством.
Средства массовой информации «Няръяна вындер» (Красный тундровик) — окружная газета Ненецкого АО. Выходит с 7 ноября 1929 года. Издавалась сначала в Тельвиске, а с 1931 года — в Нарьян-Маре. Большая часть материалов печатается на русском языке. Ненецкие материалы в газете публиковались в 1932—1935, 1939, 1942, 1949, 1951—1963 годах и с 1989 года по настоящее время (2011). По состоянию на 2011 год раз в неделю в газете печатается 1 страница на ненецком языке (Ялумдʼʼ).

Средства массовой информации

«Няръяна вындер» (Красный тундровик) — окружная газета Ненецкого АО. Выходит с 7 ноября 1929 года. Издавалась сначала в Тельвиске, а с 1931 года — в Нарьян-Маре. Большая часть материалов печатается на русском языке. Ненецкие материалы в газете публиковались в 1932—1935, 1939, 1942, 1949, 1951—1963 годах и с 1989 года по настоящее время (2011). По состоянию на 2011 год раз в неделю в газете печатается 1 страница на ненецком языке (Ялумдʼʼ).

«Едэй вада» (Новое слово) — выходит в Ненецком АО с 2002 года на русском языке. 2 раза в месяц в газете печатается полоса на ненецком языке. «Едэй ил» (Новая жизнь) — газета Пуровского района Ямало-Ненецкого АО. Выходила на русском языке в 1941—1960 годах. В 1941 году в газете публиковались ненецкие тексты.
  • «Едэй вада» (Новое слово) — выходит в Ненецком АО с 2002 года на русском языке. 2 раза в месяц в газете печатается полоса на ненецком языке.
  • «Едэй ил» (Новая жизнь) — газета Пуровского района Ямало-Ненецкого АО. Выходила на русском языке в 1941—1960 годах. В 1941 году в газете публиковались ненецкие тексты.
«Няръяна Ӈэрм» (Красный север) — окружная газета Ямало-Ненецкого АО. Выходит с 19 апреля 1931 года. Первоначально отдельной ненецкоязычной газеты на Ямале не было, а ненецкие материалы в 1933—1941 и 1950—1951 годах публиковаись в русскоязычной газете Красный Север. С 1953 года Няръяна Ӈэрм стала отдельной полностью ненецкоязычной газетой. В 1990 году часть материалов (обычно около половины) стала вновь пбликоваться на русском. Выходит 1 раз в неделю.

«Няръяна Ӈэрм» (Красный север) — окружная газета Ямало-Ненецкого АО. Выходит с 19 апреля 1931 года. Первоначально отдельной ненецкоязычной газеты на Ямале не было, а ненецкие материалы в 1933—1941 и 1950—1951 годах публиковаись в русскоязычной газете Красный Север. С 1953 года Няръяна Ӈэрм стала отдельной полностью ненецкоязычной газетой. В 1990 году часть материалов (обычно около половины) стала вновь пбликоваться на русском. Выходит 1 раз в неделю.

Пример текста на ненецком языке Текст Всемирной Декларации Прав Человека на ненецком языке: Ет хибяри ненэць соямариянта хуркари правада тнява, ӈобой ненэця ниду нись токалба, ӈыбтамба илевату тара. (Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.) Пример предложений: ӈанонд мюʼ сиʼʼми тибтеʼʼ — посади меня в свою лодку сиднаʼʼ нянандаʼʼ содадаʼʼ ӈэсыхындаʼʼ хэванʼ харваваʼʼ — возьми нас с собой, мы хотим ехать в ваш поселок нанда сырʼʼ, сита тотревʼ пэрт — смотри на него, делай как он таӈган танявы ӈэбʼʼ тюку книгам толаивась — если бы у меня было время, прочла бы эту книгу

Пример текста на ненецком языке

  • Текст Всемирной Декларации Прав Человека на ненецком языке:
  • Ет хибяри ненэць соямариянта хуркари правада тнява, ӈобой ненэця ниду нись токалба, ӈыбтамба илевату тара. (Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.)
  • Пример предложений:
  • ӈанонд мюʼ сиʼʼми тибтеʼʼ — посади меня в свою лодку
  • сиднаʼʼ нянандаʼʼ содадаʼʼ ӈэсыхындаʼʼ хэванʼ харваваʼʼ — возьми нас с собой, мы хотим ехать в ваш поселок
  • нанда сырʼʼ, сита тотревʼ пэрт — смотри на него, делай как он
  • таӈган танявы ӈэбʼʼ тюку книгам толаивась — если бы у меня было время, прочла бы эту книгу
Исследователи ненецкого языка История Ненецкой письменности История изучения ненецкого языка. Первые сведения о ненецком языке относятся к XVIII в. В 1787 в журнале «Новые ежемесячные сочинения» была опубликована ненецкая сказка «Вада хасаво». На основании её анализа И. С. Фатер попытался в 1911 составить грамматику ненецкого языка. Отдельные ненецкие слова во время своих путешествий по европейскому С. и Сибири записывали И. Лепёхин, П. С. Паллас, В. Зуев (ХVIII в.), Г. Спасский (начало ХIХ в.).

Исследователи ненецкого языка

  • История Ненецкой письменности История изучения ненецкого языка. Первые сведения о ненецком языке относятся к XVIII в. В 1787 в журнале «Новые ежемесячные сочинения» была опубликована ненецкая сказка «Вада хасаво». На основании её анализа И. С. Фатер попытался в 1911 составить грамматику ненецкого языка. Отдельные ненецкие слова во время своих путешествий по европейскому С. и Сибири записывали И. Лепёхин, П. С. Паллас, В. Зуев (ХVIII в.), Г. Спасский (начало ХIХ в.).
Григорий Давыдович Вербов Имя Григория Вербова знает любой ненец. В начале 30-х годов он создавал письменность для коренных ямальцев. Родился 1909 году в городе Москва. Окончил Институт народов Севера, после Ленинградский университет на этнографическом отделении. В 1930 году работал в Ненецком автономном округе и руководил деятельностью «Красного чума». В 1931 году заведовал учебной частью педагогического техникума, который располагался в селе Оксино Ненецкого автономного округа.

Григорий Давыдович Вербов

  • Имя Григория Вербова знает любой ненец. В начале 30-х годов он создавал письменность для коренных ямальцев. Родился 1909 году в городе Москва. Окончил Институт народов Севера, после Ленинградский университет на этнографическом отделении. В 1930 году работал в Ненецком автономном округе и руководил деятельностью «Красного чума». В 1931 году заведовал учебной частью педагогического техникума, который располагался в селе Оксино Ненецкого автономного округа.
В 1937 году издал «Краткий ненэцко-русский и русско-ненэцкий словарь». С 1940 года — доцент на кафедре этнографии филологического факультета Ленинградского государственного университета. Погиб в июле 1942 года при обороне Ленинграда, умер на станции Понтонная (ныне Колпинский район Санкт-Петербург).

В 1937 году издал «Краткий ненэцко-русский и русско-ненэцкий словарь». С 1940 года — доцент на кафедре этнографии филологического факультета Ленинградского государственного университета. Погиб в июле 1942 года при обороне Ленинграда, умер на станции Понтонная (ныне Колпинский район Санкт-Петербург).

Гео́ргий Никола́евич Проко́фьев Гео́ргий Никола́евич Проко́фьев (1897—1942) советский лингвист и этнограф, учёный-северовед, исследователь языков и создатель письменности самодийских народов, педагог (теоретик и практик).

Гео́ргий Никола́евич Проко́фьев

Гео́ргий Никола́евич Проко́фьев (1897—1942) советский лингвист и этнограф, учёный-северовед, исследователь языков и создатель письменности самодийских народов,

педагог (теоретик и практик).

Первая ненецкая книга Первая ненецкая книга В 1932 году на этом алфавите вышла первая ненецкая книга — букварь Jadəj wada (Новое слово). Графической особенностью этого, а также некоторых других ненецких изданий, стало отображение мягких согласных — вместо запятой под буквой использовалась запятая после буквы: t, вместо ț, n, вместо ņ и т. д. Также в учебных изданиях путём добавления черту сверху дополнительно обозначалась долгота гласных (ā, ē, ә̄, ī, ō, ū, ь̄)[5].

Первая ненецкая книга

Первая ненецкая книга В 1932 году на этом алфавите вышла первая ненецкая книга — букварь Jadəj wada (Новое слово). Графической особенностью этого, а также некоторых других ненецких изданий, стало отображение мягких согласных — вместо запятой под буквой использовалась запятая после буквы: t, вместо ț, n, вместо ņ и т. д. Также в учебных изданиях путём добавления черту сверху дополнительно обозначалась долгота гласных (ā, ē, ә̄, ī, ō, ū, ь̄)[5].

Числительные Число  Название 1  ӈопой 2  сидя 3  няхарʼ 4  тет 5  самляӈг 6  матʼ 7  сиʼʼив 8  сидндет 9  хасую 10  юʼʼ 11  ӈопой яӈгня 20  сидя юʼʼ 21  сидя юʼʼ ӈопой 100  юрʼʼ 1000  ёнарˮ

Числительные

  • Число Название
  • 1 ӈопой
  • 2 сидя
  • 3 няхарʼ
  • 4 тет
  • 5 самляӈг
  • 6 матʼ
  • 7 сиʼʼив
  • 8 сидндет
  • 9 хасую
  • 10 юʼʼ
  • 11 ӈопой яӈгня
  • 20 сидя юʼʼ
  • 21 сидя юʼʼ ӈопой
  • 100 юрʼʼ
  • 1000 ёнарˮ
Источники: Оригинальные шаблоны для презентаций:  https :// presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html  Тематический материал: https:// minlang.iling-ran.ru/lang/neneckiy-yazyk  https:// arzamas.academy/materials/1725 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17681#. D0.9F.D0.B8.D1.81.D1.8C.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C https:// infourok.ru/prezentaciya-issledovateli-neneckogo-yazika-3700424.html Hardscarf at nl.wikipedia, CC BY-SA 3.0, https:// commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3257133 Картинки из открытых источников сети интернет

Источники:

  • Оригинальные шаблоны для презентаций: https :// presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
  • Тематический материал:
  • https:// minlang.iling-ran.ru/lang/neneckiy-yazyk
  • https:// arzamas.academy/materials/1725
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17681#. D0.9F.D0.B8.D1.81.D1.8C.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C
  • https:// infourok.ru/prezentaciya-issledovateli-neneckogo-yazika-3700424.html
  • Hardscarf at nl.wikipedia, CC BY-SA 3.0, https:// commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3257133
  • Картинки из открытых источников сети интернет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!