Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области
Тема: «Мама, мамочка!»
Конспект НОД
по речевому развитию детей
в средней группе
г. Волгоград 2016
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Возраст детей: дети 4-5 лет.
Форма занятия (НОД): занятие
Форма организации: группа.
Цель: повышать социальную значимость материнства, показать значимый для ребенка образ мамы. Формирование семейных ценностей.
Задачи:
Образовательные: - Сплотить семьи общей целью, повышать положительный эмоциональный уровень и поддерживать традиции празднования Дня Матери;
- учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать её добрыми делами и поступками.
Развивающие: - развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус;
- развивать речь через рассказывание стихов наизусть.
Воспитательные: - воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
Предварительная работа:
-беседа о семье;
-составление рассказов о своей маме;
-чтение художественных произведений о маме;
-рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников, семейных фотографий;
- нарисовать портреты мам.
Оборудование: краски или гуашь, листы бумаги, салфетки.
Музыкальное сопровождение: «Мама, мамочка» (сл. Е.Лешко, муз. С.Юдиной), «Мама- первое слово» (из к/ф. «Мама» - сл. Ю Энтина, муз. Жерара Буржоа, Темистокле Попа).
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка «Мама-первое слово».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети, о ком эта песня?
Дети: О маме!
Воспитатель: МАМА…Что может быть ближе этого слова для ребенка? Ведь она дала ему жизнь и любит его так, как может любить только одна женщина. Имя ей - мать.
Наверное, в благодарность за эту верную материнскую любовь люди и стали в один из памятных дней чествовать своих матерей и назвали этот праздничный день Днем матери. И сегодняшнее занятие мы посвящаем этому замечательному празднику.
Воспитатель: А начнём мы наше занятие с передачи искорки добра и любви (Упражнение «Искра»). Давайте возьмемся за руки. Искорка будет в виде легкого пожатия руки. Когда искра вернётся ко мне, я сообщу. Беремся за руки, закрываем глаза, я передаю.
Беседа о маме.
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о самом родном, любимом человеке – о маме.
На свете добрых слов живёт немало,
Но всех добрее и важней одно
Из двух слогов простое слово: «Мама».
И нету слов нужнее, чем оно!
И. Мазнин
Давайте сначала скажем, как ласково мы можем называть свою маму?
Дети: Мамочка! Мамулечка! Мамуля! Дорогая! Любимая мамочка!
Воспитатель: Дети, у каждого из вас своя мама и я предлагаю рассказать о своей маме. Какая она?
Дети: Милая, любимая, красивая, добрая, ласковая, заботливая, нежная, ненаглядная и т.д.
Воспитатель: - Почему именно мама так нужна и важна для каждого человека?
Я расскажу вам о этом сказку. А называется она «Сердце матери».
«Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками берёзками.
-Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары – говорила мама Береза, когда палил зной.
-Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваши веточки, - просила мама Берёза, когда дул сильный ветер.
Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкала молния. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать :
-Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу.
В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она стояла.
Только когда гроза прошла, а над умытой землёй засияло солнце, ствол берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». При падении ствол берёзы не задел ни одну из трёх тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьётся материнское сердце».
Воспитатель: - Как будут жить три дружные сестрицы без мамы? В чём поможет им материнское сердце?
Дети: Им будет грустно и тоскливо без мамы. Материнское сердце им поможет жить дальше.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
Дети: Мама любит своих детей.
Воспитатель: - Почему именно мама так нужна и важна для каждого человека?
Дети: Мама самая родное, что есть у ребенка.
Воспитатель: Расскажите, о своей маме, как зовут маму, что она любит, где работает. Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь своей маме, если у неё неприятности и плохое настроение?
Дети: Помочь помыть посуду, убраться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много всего вы рассказали о своих мамах!
Мама вас любит, заботится о вас, даже утром когда вы открываете глаза, то первым делом многие из вас видят маму, её лицо и улыбку.
Воспитатель: А сейчас мы с вами по играем в игру «Подумаем о маме». Встаньте в круг. Я буду поочередно бросать мяч, и задавать какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если вы считаете, что нужно, то ловите мяч; если, по вашему мнению, с мамой советоваться не нужно, то пропускаете мяч.
-Нужно ли скучать по маме?
-Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
-Нужно ли жалеть маму?
-Нужно ли хвалить маму?
-Нужно ли интересовать делами мамы?
-Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать её?
Физкультминутка «Помощники»
Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно помогать маме!
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с
большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: А чем мы можем порадовать маму?
Дети: Нарисовать открытку, убрать игрушки.
Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем «Подарок маме». Ребята, вы можете нарисовать то, что порадует вашу маму: красивый цветок. Я вам предлагаю нарисовать розу. А рисовать мы будем её с помощью наших ладошек. Из каких частей состоит роза? Какого цвета у нее могут быть лепестки?
Дети: Из бутона, стебля и листочков. Розовые, красные, белые.
Воспитатель уточняет значение слова «бутон». Затем проводит пальчиковую гимнастику:
Наши алые цветки Показывает ладони
Распустили лепестки. с раздвинутым пальцами.
Ветерок чуть дышит, Медленно покачивают
Лепестки колышет. ладонями вправо-влево.
Наши алые цветы Медленно сжимают пальцы
Закрывают лепестки. в кулачки.
Тихо засыпают, головой качают. Выполняют кулачками
Движения вверх-вниз.
Воспитатель предлагает начать рисование, показывает и поясняет:
Цветок-кулачок, ребра ладоней (красный цвет);
Стебель-ребро ладони (зеленый цвет);
Листики-ладони с соединенными пальцами (зеленый цвет).
Дети рисуют. Воспитатель наблюдает и помогает.
Воспитатель: Вечером маме скажите ласковые, нежные слова, обнимите её и преподнесите ваш подарок. Я думаю, ваши мамы будут очень рады такому подарку.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. О ком сегодня мы с вами говорили? Что вам особенно запомнилось? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?
Дети: О маме. Рисование подарка. Понравилось играть в игры.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня пойдёт «тепло», то есть я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он - следующему, и так по кругу. И ещё я хочу подарить вам маленькое сердечко в память о нашем занятии.
Всем спасибо!
Список использованной литературы:
1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
2. Лопатина А., Скребцова М. - Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
3.Пазухина И.А. - Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2008.
4.Постоева Л.Д., Лукина Г.А.- Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. «Книголюб», 2000.