Решение задач на «уменьшить в несколько раз»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования умений решать задачи на уменьшение в несколько раз
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умений решать задачи на уменьшение числа в несколько раз, на основе знаний о действии деления, раскрыть смысл слов “уменьшение в несколько раз”.
Развивающие: способствовать развитию интуиции, смекалки, вычислительных навыков, правильной математической речи, логического мышления.
Воспитательные: прививать интерес к математике; воспитывать ответственность за выполнение общей работы; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу.
1. Вводно-мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня будет необычный урок, а сказочный. Мы отправимся в путешествие, и на нашем пути будет немало препятствий.
- С каким из героев мы будем путешествовать, узнаем, отгадав загадку:
Он один совсем остался,
Сам не знал, как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать скорее маму.
С хоботом, но не слонёнок,
Кто же это? (МАМОНТЁНОК)
Это мультфильм о том, как мамонтенок искал свою маму. Он хочет искать её в Африке, так как узнал, что там обитают похожие на мамонтов животные. Поможем ему найти маму? Приступаем к теме урока.
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальная работа
- Посмотрите на доску, пред вами корзина идей. Проверим, что в ней (достает из корзины слово - задачи)
- Вспомним, задачи с какими действиями мы выполняли на прошлом уроке? (сложение и умножение)
-Решите устно следующие задачи:
Задача 1. У хозяйки было 2 утенка, а цыплят на 6 больше. Сколько у хозяйки было цыплят?
- Сколько получилось?
- Проверьте по эталону 2+6= 8 (цып.) Ответ: у хозяйки было 8 цыплят.
- Какое действие мы выполняли?
Задача 2. У хозяйки было 2 утенка, а цыплят в 4 раза больше. Сколько было цыплят?
- Решите задачу устно
- Скажите ответ.
- Проверка с эталоном. 2∙4= 8(цып.) Ответ: у хозяйки было 8 цыплят.
- Какое действие выполняли?
Задача 3. У хозяйки было 8 цыплят, а утят на 6 меньше. Сколько утят было у хозяйки?
- Решаем устно
- Скажите ответ.
- Проверьте ответ на слайде 8-6=2(ут.)
- Ответ: у хозяйки было 2 утенка.
- Какое действие мы выполняли?
Прочитайте следующую задачу
Задача 4. У хозяйки было 8 цыплят, а утят в 4 раза
меньше. Сколько было утят у хозяйки?
- Ребята, вы знаете, как решать данную задачу? - У нас возникло затруднение в решении задачи?
- А как вы думаете, почему?
3. Целеполагание
- Посмотрите на наши задачи, какое действие мы еще не выполняли?
- В условии задачи новое понятие «в 4 раз меньше».
- Но мы можем уменьшать не только в 4 раза. Но и 2 раза, 3 раза и т.д. Как тогда будет звучать: “Уменьшение в несколько раз”.
-В корзине еще что-то есть. “Уменьшение в несколько раз”.
- Как будет звучать наша тема урока исходя из наших подсказок?
- Молодцы, сами сформулировали тему урока.
- Определим цель урока. Сформулируйте тему в виде вопроса. На какой вопрос мы сегодня постараемся найти ответ? (Цель: Как научиться решать задачи на уменьшение в несколько раз).
- Где это пригодится? Для чего нужно? (Чтобы быстро, безошибочно решать задачи на уменьшение в несколько раз)
- Наша цель - это выяснить.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Презентация на панели
- Мамонтенок предлагает нам план. Первая точка на карте Пустыня Сахара – там мы узнаем
Узнать …… продолжите приложение (как решать задачи на уменьшение в несколько раз)
Вторая точка – Джунгли. Здесь мы чему научимся?
Научиться …. (решать задачи нового вида)
Последняя точка путешествия Саванна там мы проверим что?
Проверить ….. ( свои знания при решении задач).
- А, чтобы нам не запутаться перед вами листы путешествия. В которых вы будете оценивать себя после выполнения заданий и закрашивать ромашки.
ОСАНКА
- Вот мы с вами и оказались на самом жарком континенте. Первый пункт на карте - пустыня Сахара. Давайте вместе УЗНАЕМ, как решать задачи на уменьшение в несколько раз.
- Итак, посмотрите на задачу
У хозяйки было 8 цыплят, а утят в 4 раза меньше. Сколько было утят у хозяйки?
- Даша выходи к доске
- Для того, чтобы узнать, как ее решить предлагаю нам поработать с кружками. Количество цыплят укажем красными кружками
- Мы знаем, что цыплят было 8. Посмотрите на схему, дано 8 красных кружков.
- А вот, сколько утят – не известно. Зато знаем, что их в 4 раза меньше.
- В 4 раза меньше — это значит надо разделит
ь на 4 равные части. Попробуем изобразить на доске.
- Если в задаче сказано в 4 раз меньше, каким действием решается задача? (деление)
- Как будет звучать решение?
- Запишите решение 8/4=2 (ут) - утенка
- Запишите ответ
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: при решении задач на уменьшение числа в несколько раз, выполняем действие деление.
- Сравним решение с учебником страница 38, правильно решена задача ?
- Молодец, за работу у доски получаешь 5. Остальные закрасьте ромашку с +, если у вас все получилось. Итак, первый пункт на карте мы прошли мы УЗНАЛИ ….
Работа в парах
Продолжаем путешествие в поисках мамы мамонтенка. Следующая точка путешествия – тропический лес, непролазные на планете джунгли. Выполним задание.
- Выполните задание 2 в ваших листах. Работать вы будете в парах. Как только выполняете задание, поднимаете руку. Посмотрев на слайд с правилами работы в паре, можете выполнять задание:
Правила работы в паре:
1. Прислушиваться к мнению друг друга.
2. Не спорить.
3. В работе должны принимать участие оба.
ПАРА № 1
Задание:
1. Прочитайте задачу
2. Составьте схему
3. Выберите правильный ответ
В саду росло 9 яблонь, а слив в 3 раза меньше. Сколько слив росло в саду?
- У нас есть пара, которая готова. Проверим выполненные задания на документкамере (берешь карточку под документкамеру, содержимое выводится на доску).
- Прочитай задачу
- Посмотрите на схему, поднимите руку кто согласен.
- Сколько было яблонь?
- Что сказано про сливы?
- Какое действие выполняется в этой задаче? (деление)
- Что мы узнаем этим действием? (количество слив)
- Сколько слив? (9/3=3) Это правильный ответ
- Какой вывод сделаем? ( Если в задаче звучит уменьшить в несколько раз, то мы делим)
- Закрасьте ромашку, если задание выполнили верно.
- Посмотрите, мы выполнили с вами второй пункт плана (ставишь галочку НАУЧИТЬСЯ)
- Следующая точка маршрута – саванна. Поупражняемся в составлении условия задачи к готовому решению.
Работа в группах
- Выполним задание. Работать будете в группах по три человека
- Посмотрите на слайд перед вами правила работы в группе (читают с доски):
Правила работы в группе:
1. Работайте дружно – вы одна команда.
2. Не бойтесь высказывать своё мнение.
3. Думайте сами, а не рассчитывайте на других.
4. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя.
- Те у кого в рабочих листах записано выражение 10:2=5 будут работать на интерактивной доске, вторая группа работает на интерактивной панели с выражением 6:3=2. Подходите к доске
- Вспомним технику безопасности при работе с интерактивным оборудованием.
- Вы должны немного пофантазировать и придумать условие к готовому решению. В помощь у вас ключевые слова на рабочем поле. Поставьте их в правильном порядке, чтобы получилось условие задачи.
Внимательно посмотрите задание и приступайте к его выполнению.
Задание в Лернинге
1 группа
У Вани 10 конфет, а у Пети в 2 раза меньше. Сколько конфет у Пети?
2группа
У Коли 6 карандашей, а ручек в 3 раза меньше. Сколько ручек у Коли?
- Проверим выполнение заданий. Что необходимо было сделать вашей группе (обращается к группе у доски)?
- Прочитайте решение задачи?
- Прочитайте условие задачи?
- Если вы согласны (обращается к другой группе) – поднимите руку.
- Что необходимо было сделать вашей группе?
- Если вы согласны (обращается к другой группе) – поднимите руку.
- Присаживайтесь.
- Оцените свою работу раскрасив цветок
- Мы прошли всю саванну. Маму мамонтенка видели у водопоя. Отправляемся к водопою.
Физминутка
По саванне в летний зной
Звери шли на водопой (Ходьба на месте)
За мамой-слонихой топал слоненок, (Идут, громко топая)
За мамой-тигрицей крался тигренок, (Крадутся на носочках)
За мамой-косулей скакали козлята, (Скачут на прямых ногах)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут в полуприсяд)
Волчица вела за собою волчат, (Бег на месте)
Все мамы и дети напиться спешат.
- Здорово, ребята, мы отдохнули. Отправляемся к реке Нил.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
3. ПРОВЕРИТЬ
Индивидуальная работа
- Проверим, верны ли ваши знания. Выполните тест.
Тест
1. Если в задаче указано УМЕНЬШИТЬ В НЕСКОЛЬКО РАЗ какое действие необходимо выполнить?
а) умножение
б) деление
в) вычитание
2. Подберите решение к задаче. В саду росло 10 груш, а слив в 5 раз меньше?
а) 10/5
б) 10*5
в) 10-5
- Поменяйтесь работами и сверьте с эталоном
- Оцените свою работу, раскрасив цветок за каждое задание
- Посмотрите, мы выполнили с вами третий пункт плана (ставишь галочку ПРОВЕРИТЬ)
- Карта привела мамонтёнка к большой слонихе, та признала его своим сыном, и они больше не расставались. Вот так закончилось путешествие Мамонтёнка в поисках мамы, а помогли ему в этом вы.
Если мама далеко,
Очень детям нелегко.
Я скажу вам прямо:
Берегите МАМУ!
- Подсчитайте количество раскрашенных цветов и определите, какую оценку себе поставите. Поднимите у кого 5 цветков – оценка 5, у кого 4.
.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Настало время подвести итоги нашего урока.
- На какой вопрос мы сегодня старались с вами найти ответ?
- Все пункты плана мы выполнили?
- У вас на партах цветные карточки:
Если бы вы хотели изменить что-то в нашем путешествии, поднимите желтую карточку.
Если вам все понравилось в нашем путешествии