СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марафон 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по русскому языку для 5 класса, для повторения материла по пройденным темам

Просмотр содержимого документа
«Марафон 5 класс»

Интеллектуальный марафон по русскому языку 5 класс

Мугалимова Альмира Касыймовна

МБОУ СОШ с. Ямады




Языку мы учимся и должны

учиться непрерывно до последних

дней своей жизни..


К.Г. Паустовский


Цели урока:

  • выявить глубину знаний изученного материала;

  • выработать навыки самостоятельной работы;

  • пробудить интерес к изучению русского языка и литературы.



1-й день. Отгадай, кому принадлежат эти вы­сказывания.

(На листе с высказыванием помещается порт­рет автора слов.)

  1. «Русский язык должен стать мировым язы­ком», «Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: нечто приблизительное, невер­ное». (Л.Толстой)

  2. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценней самой вещи». (И.Гоголь)

  3. «Берегите наш язык, наш прекрасный рус­ский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». (И.Тургенев)

  4. «Нам дан во владение самый богатый, мет­кий, могучий и поистине волшебный русский язык». «По отношению каждого человека к свое­му языку можно совершенно точно судить не толь­ко о его культурном уровне, но и о его гражданс­кой ценности».

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Паустовский)

2-й день. Закончи определение.

1. Орфография — это... (раздел науки о языке, который изучает систему правил правописания слов).

  1. Орфограмма — это... (такое написание в сло­ве, которое соответствует определенному орфогра­фическому правилу или традиции письма).

  2. Синтаксис — это... (раздел науки о языке, изу­чающий словосочетание и предложение).

  3. Пунктуация — это... (система знаков препи­нания).

  4. Морфология - это... (раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи).

  5. Фонетика - это... (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог).

  6. Эпитет — это... (определение, придающее вы­ражению образность и эмоциональность, подчер­кивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете).

  7. Гипербола — это... (средство художественного изображения, основанное на преувеличении).


  1. Метафора — это... (переносное значение слова, основанное на уподоблении одного пред­мета или явления другому по сходству или конт­расту).

  2. Сравнение — это... (форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим).

  3. Фольклор — это... (виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы).

Сказка — это... (вид устных повествований с фан­тастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неот­делимым свойством этой фольклорной прозы).


3-й день. Отгадай загадки.

  1. Мужик идет из леса, Зеркало за поясом. (Топор.)

  2. Много соседей Рядом живут,

А никогда не видятся. (Глаза.)

3. Маленький,
Пузатенький

Весь дом бережет. (Замок.)

4. Сквозь потолок

Мужик бабу проволок. (Труба на крыше.)

5. Два братца
Глядятся,

А вместе не сойдутся. (Пол и потолок.)

6. В избе мерзнет,

А на дворе не мерзнет. (Оконное стекло.)

7. Туда-сюда ходит,

А следов не видно. (Ветер.)

8. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

9. Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы.)

10. Ножек четыре, шляпок одна,

Нужен, коль скоро станет обедать семья.

(Стол.)

11. Красна девица
Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковка.)

  1. Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки — Беги без оглядки. (Гусь.)

  2. Золотое решето Черных домков полно, Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

14. Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.

Кто его потянет, Тот и заплачет. (Лук.)

  1. Под кустами, под елками Катится клубок с иголками. (Еж.)

  2. Кафтан на мне зеленый. И сердце, как кумач,

На вкус, как сахар, сладок, На вид похож на мяч. (Арбуз.)

17. Птичка-невеличка,
Носик стальной,

А хвостик льняной. (Иголка.)

18. Кого ни встречает,
Шляпу не снимает.
А ты увидишь —

Сам поклонишься. (Гриб.)

4-й день. Закончи пословицу.

  1. Не ищи правды в других,... (коли ее в тебе нет).

  2. Стыдно сказать, а... (грех утаить).

  3. Сладкая ложь лучше... (горькой правды).

  4. Милость над грехом — что... (вода над огнем).

  5. Слово не воробей, ... (вылетит — не поймаешь.)

  6. Кончил дело — ... (гуляй смело).

  7. Тише едешь — ... (дальше будешь).

  8. Под лежачий камень... (и вода не течет).

  9. Как аукнется, так... (и откликнется).

10. Пашню пашут — ... (руками не машут).


5-й день. Реши ребусы.

Отгадай слова, зашифрованные в данных рисунках.


6-й день. Отгадай, к каким произведениям отно­сятся иллюстрации.

На стенде размещаются иллюстрации к произве­дениям, которые были изучены пятиклассниками.






7-й день. Конкурс шуточных объявлений.

Напишите объявление от лица сказочных персо­нажей, отразив в них вкусы и пристрастия героев. Образцы задания:

Поменяю ступу, бывшую в употреблении, на новый «Мерседес» с доплатой.

БАБА-ЯГА

Срочно меняю поношенную шубу на новую дуб­ленку.

ДЕД МОРОЗ

Куплю «Растишку» от «Данон».

МАЛ ЬЧ И К-С- ПАЛЬЧИК

Меняю старого, помятого Лешего на молодо­го, красивого бой-френда.

КИКИМОРА

Сдам в аренду одну голову для растопки камина.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Устроюсь в модельное агентство манекеном.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Отдам в добрые руки красивого, пушистого, ушастого Чебурашку. Ест все, к туалету приучен.

КРОКОДИЛ ГЕНА

Наши дрова очень хорошо горят.

ПАПА КАРЛО и БУ РАТИ НО

Вы хотите ехать на бал? Но вы к этому не гото­вы? Новый салон «Золушка»!

ДОБРАЯ ФЕЯ

Меняю три ушанки на три кепки в связи с на­ступлением весны.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ



8-й день. Ты и твое имя.

ВИКТОРИНА Вопросы для викторины

  1. Кто больше назовет женских имен с удвоен­ной согласной в корне?

  2. Какие имена можно получить, заменив одну букву?

  3. Какое женское имя состоит из тридцати букв &

  4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен.

  5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: владеть миром; владеть всем; любить мир; свято сла­вить; милая людям.

  6. Вспомните названия растений, которые созвуч­ны с женскими, а также мужскими именами.

Список литературы

  1. В.Волина. Игры с буквами и словами на уро­ках и дома. М.: АСТ-ПРЕСС, 2016.

  2. Предметные недели в школе. Русский язык и литература / Составитель Л.И. Косивцова. Волго­град: Учитель, 2011.