СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марк Твен и «Приключения Гекльберри Финна"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок-исследование в 6 классе. Данный урок давали два учителя: географии и литературы. Каждый педагог ставил свои цели на урок. Требует хорошей подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Марк Твен и «Приключения Гекльберри Финна"»

Урок

Тема: Марк Твен и «Приключения Гекльберри Финна». 6 класс

Тип урока: урок усвоения нового материала и обобщения изученного.

Форма проведения: бинарный урок - исследование.

Цель урока: обобщить знания по теме «Марк Твен и приключения Гекльберри Финна».

Задачи:

Образовательные: вспомнить биографические сведения о зарубежном авторе М.Твене и его произведении; сформировать представление о реке на примере Миссисипи и ее частях; речной системе и ее элементах.

Воспитательные: познавательный интерес к предметам, любовь к зарубежной литературе.

Развивающие: развивать умения и навыки анализировать, обобщать и делать выводы; формировать умения работать с географической картой, составлять описание географического объекта – реки.

Планируемый результат:

Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.

Познавательные: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность, договариваться друг с другом, умение вступать в диалог; владеть письменной и устной речью.

Метапредметные: работать с текстом, выбирать из текста главное, соответственное содержанию вопроса.

Предметные: развивать познавательные интересы, давать понятия терминов.

Методы и приемы: эвристическая беседа, практическая работа.

Оборудование: тексты произведения М.Твена «Приключения Гекльберри Финна», портрет М.Твена, физическая карта полушарий, технологические карты, презентация.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Основные понятия и термины: река, русло, речная долина, устье, исток, главная река, притоки, водораздел.

Личности: М.Твен, Гекльберри Финн.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя.

 

1

II. Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию

Учитель литературы: Наш мир, в котором мы живем, устроен очень гармонично. Все в нем взаимосвязано. Сегодня мы попробуем объединить два таких разных, на первый взгляд предмета, как литература и география. Давайте вспомним, какого автора и его произведение мы изучали в последнее время?

- Это настоящее имя и фамилия автора?

- Как на самом деле зовут автора?

- Откуда родом Марк Твен?

- Что еще вы знаете об этом писателе?

- О чем он пишет свои произведения?

- Кто главные герои произведения М. Твена?

- Ребята, а кто скажет, где было самое любимое место мальчиков? И какую роль сыграло это место в жизни и творчестве самого писателя?


Отвечают на вопросы:

- Мы изучали в последнее время произведение Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».




- Нет, это псевдоним.

- Сэмюэл Ленхгорн Клеменс.

- США, это американский писатель.

- Ответы учащихся.

- О приключениях.

- Мальчики Том Сойер и Гекльберри Финн.

- Река Миссисипи. М. Твен был учеником лоцмана, его детская мечта воплотилась в жизнь «познать реку». И псевдоним Марк Твен взят из выражения лотовых на Миссисипи, обозначающий «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

 

3

III. Изучение нового материала

Учитель географии: А какую роль играют реки в жизни человека? (просмотр видеоряда «Реки»).








Учитель географии: Река Миссисипи тоже имеет второе название. На языке североамериканских индейцев это название означает «Отец вод».

Работа в группах:

1 группа - Работая с учебником и электронным приложением находят определения терминам (технокарта)

2 группа – по учебнику стр. 89-90 определяют зависимость режима реки от ее питания. Знать типы питания, явления реки (паводок, половодье) (технокарта). Просмотр электронного приложения.

3 группа – по учебнику стр. 91-92 выяснить особенности равнинных и горных рек, записывают термины порог, водопад (эл.приложение – разносят характеристики в таблице).

4 группа - Учитель литературы: Давайте выясним, почему на берегах Миссисипи построены города и как использовалась река жителями? Для этого мы проведем исследовательскую работу. У вас на партах лежат карточки с отрывками из произведения, прочитайте и найдите ответ на наш вопрос. Заполните карты исследований.

Учитель географии: предлагаю найти ответы на эти вопросы с географической точки зрения – работа с учебником с. 93.

Предполагаемый ответ: История человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших ее даров – водой. Человек использовался реками как удобными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет тепло. На берегах рек создавались и развивались крупные города, происходили кровопролитные битвы.

Вывод: реки играют важную роль в жизни человека и природы.














- Заполняют карты исследований, затем обмениваются работами внутри групп, выслушиваем ответы и оценивают работу одноклассника.

(Ответы учащихся).

15-20

IV. Закрепление изученного материала

 


Использование технологии «пилы»: группы разбиты по разноцветным карточкам, одна группа – один цвет. В ходе закрепления учитель просит их образовать группу с разными карточками и поделиться информацией.

Учитель литературы: Давайте закрепим изученный материал, выполнив задания по группам. Одна группа вставляет пропущенные слова в текст из произведения. Другая группа находит соответствия термина и его понятия.

Группы собираются по разноцветным карточкам в одну и рассказывают о том, что узнали в ходе своей работы.



Группы выполняют задания, затем обмениваются работами и проверяют друг друга.

10-15

V. Итоги урока

Учитель литературы:

- Что вы вспомнили на уроке?

- Что вы сегодня узнали на уроке?


- Подводят итоги урока (ответы учащихся на вопросы).

2

VI. Рефлексивно-оценочный

- Понравилась ли вам такая форма урока? (красная – «Да», синяя – «Нет»).

- Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

- Выполняют поставленную задачу.

3

VII.Домашнее задание

Комментируют домашнее задание.

Литература: Читать Ж.Верна «Таинственный остров», охарактеризовать героев.

География: п. 23 читать, определения учить, на к\к с.

- Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники.






 Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!






























Задание: вставить в текст пропущенные слова.

Но когда я добрался до …, отца еще не было видно; я завел челнок в … речки, заросшее ивняком и диким виноградом, и тут мне пришло в голову другое; думаю, спрячу его получше, а потом, вместо того чтобы убегать в лес, спущусь вниз … миль на пятьдесят и поживу подольше на одном месте, а то чего ради бедствовать, таскаясь пешком! (Глава 7).

(устье, берега, по реке).

Теперь я был много ниже пристани. Я привстал и милях в двух с половинкой … увидел остров Джексона, весь заросший лесом, - он стоял посредине …, большой, темный и грозный, словно пароход без огней. Выше острова не видно было следов отмели – вся она скрылась теперь …. (Глава 7).

(реки, под водой, ниже по течению).

Нас донесло … до большой излучины (изгиб реки), и тут набежали облака, и ночь сделалась душная. Река здесь была очень широкая, и по обоим ее … стеной стоял густой лес; не видно было не одной прогалины, ни одного огонька. А я сказал, что нам может показаться, будто мы проезжаем мимо … и опять попадаем в ту же самую …. (Глава 6).

(течением, острова, реку, берегам).