Перечень нормативных документов и программ, используемых при составлении рабочей программы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования, - 2009, - №2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089».
Письмо Минобразования Ростовской области от 25.04.2018 №24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2018-2019 учебный год»,
Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цель курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области экономических знаний, позволяющих самостоятельно приобретать умения и навыки в искусстве работы в условиях рыночной экономики.
Задачи: развивать интерес к изучению маркетинга и проведению практических заданий, позволяющих почувствовать учащихся маркетологами, управленцами и предпринимателями; создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям девятиклассников, но предоставляет ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа курса содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов, с другой - предполагает изучение таких вопросов экономики, которые не входят в школьный курс.
В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:
самостоятельные исследования;
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
подготовка презентаций;
проведение практических заданий;
работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.
Основное содержание курса
Тема 1. Маркетинг: зачем он нужен? Возникновение и эволюция маркетинга.
Термин «маркетинг». Учебная дисциплина и специальность «маркетинг». Прообразы устной рекламы. Возникновение и эволюция маркетинга. Масштабы современного развития маркетинга. Развитие маркетинга в России.
Практические задания. В исторических документах или художественных произведениях найдите описание методов маркетинга, применявшихся до начала XX в.: рекламы, исследований вкусов и предпочтений потребителей, организации выставок и ярмарок, оформление торговых витрин, нестандартных методов торговли, формирования общественного мнения, создания товарных марок и т.д.
2.Поинтересуйтесь у своих родителей, знают ли они, что такое маркетинг. Спросите их, используют ли они маркетинг на работе и если используют, то для чего и как.
Тема 2. Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга.
Нужда. Потребность. Товар. Обмен. Маркетинг – социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством создания и обмена товаров на рынке. Целевой рынок. Сегментирование.
Комплекс маркетинга - совокупность маркетинговых инструментов, используемых предприятием для получения желаемой реакции рынка. Инструменты влияния на рынок: товар, цена, распространение и продвижение товаров.
Практические задания.
1. Выберите какой-нибудь известный вам и вашим одноклассникам магазин, например книжный, женской одежды или продуктовый. Определите для выбранного магазина два конкурирующих заведения и посетите все три магазина.
На ваш взгляд, имеет ли каждое из конкурирующих заведений свое лицо? Оцените их интерьер. Обсудите поведение покупателей в каждом из магазинов. Сделайте в выбранном магазине небольшую покупку. Обратите внимание на то, какие вопросы вам зададут, и понаблюдайте, как выполняется ваш заказ. Сделайте то же самое в двух других магазинах. Есть ли существенная разница между исполнением вашего заказа в разных магазинах? Проанализируйте деятельность торговых заведений, которые вы посетили, и скажите, в какой степени они реализуют основную цель маркетинга — максимальное удовлетворение потребителя.
2. Предположим, вы решили открыть в районе, где вы проживаете, свое дело: кафе, магазин одежды или продуктовый магазин, мастерскую по ремонту обуви и т. д. Существует ли реальная возможность открыть в этом районе перспективный для вас бизнес? Опишите ваш целевой рынок и то, как вы намереваетесь его обслуживать, чтобы получить конкурентные преимущества.
Какой комплекс маркетинга вы будете использовать?
Тема3. Сегментирование рынка: выбор «своих» потребителей. Позиционирование: создание неповторимого образа товара.
Сегментирование рынка; сегмент рынка.
Критерии, по которым рынок делится на сегменты: место проживания; пол; возраст; уровень доходов; психологические характеристики человека; повод к совершению покупки; выгоды, которые ищут в товаре.
Позиция товара; позиционирование.
Практические задания.
Какие критерии используются при сегментировании рынка потребителей спортивных костюмов? На примере учащихся вашего класса проведите сегментирование рынка
потребителей спортивных костюмов (если хотите, дайте каждой полученной группе особое обозначение). Сколько ярко выраженных сегментов у вас получилось? Посоветуйте производителю спортивных костюмов, на каких сегментах ему стоит сосредоточить свои усилия.
Из множества рекламных роликов, которые транслируются по телевидению, выберите по одному примеру каждой из восьми стратегий позиционирования.
Просмотрите также печатные рекламные сообщения в журналах и газетах и подберите примеры стратегий позиционирования.
Деловая игра. Проведите с группой друзей дегустацию соков, выпускаемых под различными товарными марками.
Для этого приобретите в магазине 5-6 видов одного и того же сока (например, яблочного). Выберите несколько дегустаторов и двух организаторов. Остальные будут в роли наблюдателей.
На первом этапе дегустаторы пробуют все виды соков в любой последовательности. Организаторы записывают впечатления дегустаторов в протокол.
На втором этапе организаторы наливают в пронумерованные стаканчики все виды соков. Дегустаторы не видят, в какие стаканчики какой сок налит. Их задача — дать оценку каждому виду сока и проранжировать соки (известные им только по номерам). Полученные ранги организаторы заносят в протокол, объявляют дегустаторам и наблюдателям, в какие стаканчики какой сок был налит, и выставляют каждому виду сока усредненную оценку, полученную из частных оценок дегустаторов. Исходная позиция третьего этапа — та же, что и второго. Задача дегустаторов на этом этапе — определить, в стаканчик с каким номером какой сок налит. Результаты заносятся организаторами в протокол.
Сделайте вывод о том, насколько разные марки соков отличаются друг от друга, и какова роль созданных их производителями позиций для успешной продажи соков.
Тема 4. Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований.
Принятие маркетингового решения на основе сбора и анализа информации. Этапы маркетингового исследования:
-тип собираемой информации;
- методы исследования (наблюдение, эксперимент, индивидуальное интервью, групповое интервью, опрос по почте, интервью по телефону,Internet);
-инструменты исследования (фиксирующие приборы);
-составление выборки;
Практическое задание.
Предположим, предприятие, производящее безалкогольные напитки, собирается разработать новый напиток для молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет. Руководитель предприятия обратился к вам с просьбой провести маркетинговое исследование с целью изучения вкусов и потребностей данного сегмента.
Вам необходимо разработать план сбора информации; провести маркетинговое исследование с использованием всех известных вам методов исследования; проанализировать собранную информацию; представить результаты исследования и дать рекомендации руководителю предприятия по разработке и продвижению на рынок нового напитка. Начните вашу работу со сбора вторичной информации, относящейся к рынку безалкогольных напитков (статистические материалы, информация в газетах, журналах, на телевидении, данные Internet).
Затем соберите первичную информацию, используя различные методы исследования. Проведите наблюдение за потребителями безалкогольных напитков в продуктовом магазине (10—15 мин). Определите, какие напитки пользуются большей популярностью среди потребителей изучаемого сегмента; к какой ценовой категории относятся популярные напитки (низкой, средней, высокой); в какой таре напитки покупаются чаще всего; напиткам российского или иностранного производства отдается предпочтение и т. д. Попробуйте придумать эксперимент, позволяющий изучить вкусы и потребности данного сегмента, выявить, какими качествами должен обладать будущий безалкогольный напиток.
Составьте анкеты для потенциальных потребителей (одноклассников, товарищей из параллельных классов), а также для торгового персонала продуктовых магазинов. В анкеты обязательно включите вопросы о предпочтениях потребителей относительно различных качеств безалкогольных напитков, количестве потребления напитков в неделю, цене напитка, приверженности к напиткам российского или иностранного производства, представлениях потребителей об идеальном безалкогольном напитке и т.д. Анкета должна состоять из 7-8 вопросов. Используя разработанные анкеты, проведите индивидуальное интервью с торговым персоналом продуктовых магазинов, расположенных в вашем районе; интервью по телефону с товарищами из параллельных классов; групповое интервью с одноклассниками. Проанализируйте полученную информацию. Используя различные наглядные средства, сделайте устный доклад, в ходе которого подробно опишите тип собранной информации, источники и методы ее получения, использованные инструменты исследования, способ составления выборки, способы связи с людьми при проведении опросов; представьте полученные результаты исследования. Дайте рекомендации руководителю предприятия относительно позиционирования нового безалкогольного напитка, его качественных характеристик, названия, упаковки, этикетки, цены, методов распространения и продвижения. Подготовьте письменный отчет о проведенном исследовании.
Тема 5. Товар: что именно предложить потребителю.
Потребительские товары. Товары производственного назначения. Товарный ассортимент. Ассортиментная группа. Расширение товарного ассортимента.
Процесс создания нового товара на современном предприятии:
Товарная марка.
Составляющие товарной марки:
марочное название;
марочный знак;
товарный знак.
Брэнд. Многофункциональная упаковка. Средства маркировки (этикетки, ярлыки). Функции этикеток ярлыков.
Практическое задание.
Придумайте новый потребительский товар, которого именно вам не хватает на рынке. Разработайте для него товарную марку, которая включает в себя марочное название и марочный знак. Какие усилия вы будете предпринимать, чтобы ваша товарная марка стала брэндом? Придумайте упаковку и маркировку для этого товара (определите форму упаковки; материал, из которого она будет выполнена; цвет; функциональные приспособления для удобства пользования товаром; содержание маркировки товара и расположение средств маркировки на товаре или упаковке).
Тема 6. Цена: как правильно её назначить.
Цена. Понятие цены. Издержки: постоянные и переменные издержки.
Факторы, влияющие на цену:
ценообразование, основанное на издержках;
ценообразование, основанное на конкуренции;
ценообразование, основанное на спросе:
-метод престижных цен;
-метод неокруглённых цен;
-метод ценовых линий;
- метод «снятия сливок»;
- метод проникновения на рынок;
- метод пакетного ценообразования;
- количественные скидки;
- скидки постоянным покупателям;
- сезонные скидки;
- клубные скидки;
- скидки на уторговывание.
Практические задания.
1. Предположим, вы продаете:
— лакокрасочные изделия;
— авиабилеты;
— косметику;
— верхнюю одежду;
— услуги тренажерного зала;
— видеокассеты;
— билеты на футбольные матчи. Какие скидки вы могли бы предложить?
2. Предположим, вы открываете предприятие по производству джема. Вы планируете произвести и продать 3 тыс. банок. Финансовый анализ показал, что переменные издержки составят 3,50 р. на одну банку, постоянные издержки — 15 000 р.
Какую цену вы назначите, если хотите получить 20% прибыли от цены продажи? Какая будет прибыль (в рублях) с каждой банки джема? Какой будет общая прибыль после продажи 3 тыс. банок?
Выберите какой-нибудь товар личного пользования, которым вы регулярно пользуетесь. Какова цена этого товара? В чем его преимущества перед товарами-конкурентами? Отражает ли цена все эти преимущества? Означает ли эта цена хорошее качество? Возможно ли, что производитель недооценивает или переоценивает этот товар? Какой метод, на ваш взгляд, лучше применять для установления цены на этот товар?
Тема 7. Распространение: как доставить товар потребителю.
Распространение товара. Канал распространения. Длина канала распространения. Прямой маркетинг. Канал распространения из трёх и четырёх участников распространения. Интенсивное распространения. Эксклюзивное распространение. Избирательное распространение. Система транспортировки.
Основные виды торговых посредников:
- дежурные магазины;
-универсамы;
-супермаркеты;
- специализированные магазины;
- универмаг;
- торговые центры;
- магазины сниженных цен;
- торговые рынки4
- продажи на дому;
- пересылка товаров по почте;
- электронные магазины.
Практические задания.
1. Какие пути распространения товаров, на ваш взгляд, наиболее эффективны для производителя:
а) недорогих пластмассовых шариковых ручек;
б) шоколадных конфет в подарочной упаковке;
в) полиграфического оборудования;
г) изысканных духов;
д) экономической литературы;
е) прохладительных напитков;
ж) спортивного инвентаря;
з) легковых автомобилей?
Какова длина предложенных вами каналов распространения? Сколько их нужно будет задействовать в каждом случае? Каких торговых посредников, и какие виды транспорта вы рекомендуете привлекать для распространения вышеназванных товаров?
2. В московском рекламном еженедельнике «Лидер» помещена реклама нового магазина следующего содержания. «Итак, 10 минут езды от центра, удобный заезд, и вы на месте. Паркуйтесь на большой бесплатной охраняемой стоянке.
Магазин занимает три этажа здания. Надо отдать должное сервису, предоставляемому каждому покупателю:
• камера хранения, где можно оставить свои вещи;
• бар, где вы отдохнете;
• упаковка покупок в изящные фирменные пакеты;
• обменный пункт валюты;
• возможность оплаты кредитными карточками многих банков;
• рекламные буклеты, которые можно получить как презент;
• доставка на дом крупногабаритных товаров, которая осуществляется обслуживающим персоналом;
• бесплатная доставка покупок до места парковки вашего автомобиля;
• предварительные заказы, которые сэкономят ваше время;
• здесь можно купить любые товары от молока до автомобильной покрышки и пылесоса;
• цены не испортят вам настроение». Ответьте на вопросы:
а) К какому из видов предприятий розничной торговли относится описанный магазин?
б)назовите принципиальные отличия разных предприятий розничной торговли.
в) в чём вы видите сильные и слабые стороны опубликованного рекламного текста?
г) А как бы вы построили текст рекламного объявления?
Тема 8. Продвижение: как заявить о себе рынку.
Продвижение товаров.
Комплекс продвижения:
- формирование рекламного бюджета;
- рекламное сообщение;
- выбор средств рекламы (печатные издания, радиореклама, наружная реклама, рассылка почтовых рекламных отправлений, реклама на месте продажи, реклама в Internet).
стимулирование сбыта (торговля в кредит, купоны, бесплатные образцы товара, сувениры, лотереи, конкурсы, ярмарки и выставки);
личная (персональная) продажа;
формирование общественного мнения
Практические задания.
1. Приведите примеры использования четырех основных средств продвижения (рекламы, стимулирования сбыта, личной продажи, формирования общественного мнения) предприятиями, работающими в вашем городе (по 3—4 примера для каждого средства).
Зачётное задание.
1.Составьте план участия вашей школы в региональной выставке образовательных учреждений
( продумайте электронную презентацию, буклеты, календари и т. д.).
2. Презентация по теме курса.
календарно-тематический план по маркетингу 9 класса
№ | Дата | Тема | Основной материал | Количество часов |
1. | | Маркетинг: зачем он нужен. Возникновение и эволюция маркетинга. | Термин «маркетинг». Учебная дисциплина и специальность «маркетинг». Прообразы устной рекламы. Возникновение и эволюция маркетинга. Масштабы современного развития маркетинга. Развитие маркетинга в России. | 2 |
2. | | Основные понятия маркетинга. | Нужда. Потребность. Товар. Обмен. Маркетинг – социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством создания и обмена товаров на рынке. Целевой рынок. Сегментирование. | 1 |
3. | | Комплекс маркетинга. | Комплекс маркетинга - совокупность маркетинговых инструментов, используемых предприятием для получения желаемой реакции рынка. Инструменты влияния на рынок: товар, цена, распространение и продвижение товаров. | 2 |
4. | | Сегментирование рынка: выбор «своих» потребителей. | Критерии, по которым рынок делится на сегменты: место проживания; пол; возраст; уровень доходов; психологические характеристики человека; повод к совершению покупки; выгоды, которые ищут в товаре. | 1 |
5. | | Позиционирование: создание неповторимого образа товара. | Позиция товара; позиционирование. | 1 |
6. | | Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований. | Принятие маркетингового решения на основе сбора и анализа информации. Этапы маркетингового исследования | 2 |
7. | | Понятие и классификация товаров. Разработка товаров. | Потребительские товары. Товары производственного назначения. Товарный ассортимент. Ассортиментная группа. Расширение товарного ассортимента. Процесс создания нового товара на современном предприятии | 2 |
8. | | Цены и их виды. Методы образования. | Цена. Понятие цены. Издержки: постоянные и переменные издержки. Факторы, влияющие на цену | 1 |
9. | | Контрольная работа «Товарная и ценовая политика». | | 1 |
10. | | Понятие и параметры каналов сбыта. Виды торговых предприятий. | Распространение товара. Канал распространения. Длина канала распространения. Прямой маркетинг. Канал распространения из трёх и четырёх участников распространения. Интенсивное, эксклюзивное и избирательное распространение. Система транспортировки. Основные виды торговых посредников: предприятия розничной торговли. | 1 |
11. | | Реклама и пропаганда. | Продвижение товаров. Комплекс продвижения: | 1 |
12. | | Стимулирование сбыта. Техника личной продажи. | Средства стимулирования сбыта. Средства персональной продажи. | 1 |
13. | | Контрольная работа «Продвижение товаров». | | 1 |
| | Всего | | 17 |
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных зада различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения маркетинга на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
Особенности и историю маркетинга как науки управления. Отличительные особенности профессии маркетолога, управленца, предпринимателя.
Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга: товар, цена, распространение и продвижение товаров.
Сегментирование рынка.
Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований.
Уметь:
Использовать приобретённые знания в повседневной жизни и практической деятельности:
оперировать понятиями комплекса маркетинга;
определять цели, планы и методы исследования;
анализировать проблемы и находить решения.
Информация об учащихся
Общая информация об учебных достижениях
Класс | Количество учащихся | Уровень развития | Качество обученности | Прогноз/факт. качества обученности |
Низкий | Ниже ср | Средний | Выше ср | Высокий | Начало года | Итоги 1 четв | Итоги 2 четв | Итоги 3 четв | Итоги 4 четв | Итогиуч.года |
9А | | | | | | | | | | | | | |
2.1. Мониторинг и прогноз учебных достижений учащихся
9А класс
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | 2015 – 2016 учебный год | Сравнение показателей |
Iчетверть | II четверть | III четверть | IVчетверть | Год |
П1 | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | | |
Программно-методическое обеспечение
№ | Учебник (учебное пособие) | Класс | Автор | Год издания | Издательство |
1. | Маркетинг, учебное пособие | Для 8-9 общеобразовательных учреждений. | С.Н. Гудырин | 2005 | Москва, Вита-пресс |
2. | Основы маркетинга, учебное пособие | Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений начального профессионального образования | Н.П. Котерова | 2004 | Москва, ACADEMA |
3. | Маркетинг | Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего образования | Н.М. Мурахтанова, Е.И.Ерёмина | 2003 | Москва, ACADEMA |
4. | Маркетинг | Учебное пособие | И.В.Крылов | 1998 | Москва, Издательство «Центр» |
5. | Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсу «Маркетинг» | | Э.А. Уткин, А.Е. Кочеткова, Л.И. Юликов | 2000 | Москва, «Финансы и статистика» |
1П — прогнозируемая оценка; Ф — фактическая оценка