СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маршрутный лист как средство формирования регулятивных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, который был подготоввлен для участия в межрегиональной НПК учителей начальных классов  "Контроль и оценка способов действий младших школьников", 2017 год

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист как средство формирования регулятивных УУД»

Авторская справка

  1. Фамилия, имя, отчество: Таханова Дулма Баировна

  2. Место работы: РБ, Иволгинский район, МОУ «Гурульбинская СОШ»

  3. Должность: учитель начальных классов

  4. Тема: «Маршрутный лист как средство формирования регулятивных УУД»

  5. Контакты: 89024553556, [email protected]

















































Маршрутный лист как комплексное средство формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Анализируя структуру учебной деятельности, можно заметить, что любой самостоятельный новый шаг в ней сопровождается обдумыванием (рефлексией) того, что и как происходит, почему именно так, а не иначе. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться. Очень важно научить детей самостоятельно оценивать процесс и результат учебной работы.

Сформированность регулятивных УУД на уроках русского языка в начальной школе проявляется в следующих умениях:

  • умении использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • умении ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умении выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  • стремлении к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В системно-детельностном подходе в обучении ученик должен выступить субъектом контроля и оценки собственных знаний и действий в продолжение всего урока. Мы разработали такое комплексное средство, помогающее реализовывать технологию деятельностного метода. Это средство – Маршрутный лист, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Это универсальный инструмент, который можно использовать на разных типах урока. Рассмотрим основные цели, характерные для уроков в зависимости от типа [2; 86].

1. Урок открытия нового знания.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Предметная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Предметная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Предметная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Предметная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Мы выбрали наиболее распространенный тип урока в начальной школе – урок открытия нового знания и разработали маршрутный лист для данного типа.

В основу инструмента положены шаги учебной деятельности. На уроке открытия нового знания их 12 [2; 156]. В Маршрутном листе каждый шаг представлен в виде картинки с изображением Смайлика, выполняющего какое-либо действие. Дети легко могут «прочитать» это действие и соотнести с этапом урока, построенного в технологии деятельностного метода.

1. Этап актуализации (объединяет 2 шага учебной деятельности: учащиеся повторяют и обобщают знания, которые могут понадобиться на уроке)

2. Этап пробного действия (объединяет еще 2 шага: предъявление нового задания и пробное действие по его выполнению)

3. Этап фиксации затруднения.

4. Определение причины затруднения.

5. Целеполагание.

6. Планирование деятельности по открытию нового знания.

7. Действие по плану.

8. Обобщение способа действия (с проговариванием во внешней речи)

9. Применение нового знания.

10. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выстраивается план урока понятный младшему школьнику. И опираясь на этот план, дети могут определить, на каком этапе урока они находятся, и что им делать дальше.

В чем заключается уникальность разработанного нами маршрутного листа?

Ценность Маршрутного листа в его комплексности. Во-первых, это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия.

Во-вторых, Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку, потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии. Причем критерии должны обсуждаться вместе с детьми и быть понятны ученикам. Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.

В-третьих, предлагаемое нами средство работает на всех участников образовательных отношений. Для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе. Родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности.

Для школьника Маршрутный лист может стать эталоном для самостоятельной работы дома, если его дополнить схемами, моделями, образцом для выполнения задания. Кроме этого средство поможет выстроить индивидуальную траекторию обучения, чтобы справиться с затруднениями, возникшими на уроке.

И наконец, это системное средство, которое можно использовать в любом классе уровня начального общего образования, начиная уже с 1 класса. Если в первом классе оценивание может осуществляться с помощью оценочных линеечек («Правильно», «Трудно»), во втором классе – с помощью условных знаков («+» – получилось; «-» – не получилось; «!» – работал сам; «?» – требовалась помощь), то в третьем-четвертом классе оценивание опирается на систему критериев.

Таким образом, благодаря такому инструменту ученик становится субъектом контрольной, оценочной и рефлексивной деятельности. Если ребенок освоил этот инструмент, то он может легко применять его не только в учебной деятельности, но и при решении любой жизненно важной задачи. В этом и заключается основная функция регулятивных УУД в начальной школе.


Список литературы:

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М., 2005.

  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М.: Просвещение, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!