СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маршрутный лист ученика по теме" Термодинамика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учителей физики

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист ученика по теме" Термодинамика"»

Маршрутный лист ученика по теме «Основы термодинамики»


Тема урока

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Домашнее задание

1. Внутренняя энергия, работа, количество теплоты.

Организационный момент.





§ 75, 76, 77

с.79- 80 – оставшиеся задачи.

Целеполагание и мотивация.


Проблемная ситуация:

опыт «Воздушное огниво», видео «Пьющая птичка»

Сообщает дидактическую цель

Рассмотрим опыт и видео. Почему появляется дым и почему птичка так движется?


Актуализация.


Вспомните определения и формулы следующих понятий: внутренняя энергия, работа, количество теплоты.


Работают в группах и отвечают на вопрос.

Первичное усвоение материала.


Цепочка рассуждений:

У нас есть проблема, мы повторили ключевые понятия, теперь определите связь между ними.

Работают в группах и отвечают на вопрос.

Осознание и осмысление учебной информации.


с. 44 ответить на вопросы 1-5

Работают в группах и отвечают на вопросы.

Первичное закрепление учебного материала.



с.79-80 решаем дифференцированные задачи (№1,2,3 – на «3»; №8,9,10-на «4»; №12,13,15-на «5»)

Решают задачи

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Поставьте в оценочных листах оценки себе и другим

Ставят оценки себе и другим.


2. Решение задач по теме «Внутренняя энергия, работа, количество теплоты»

Целеполагание и мотивация.


Сообщает дидактическую цель.

После каждого этапа поставите само- и взаимооценку.


с.82-83 дифференцированные задачи

Актуализация.




Дайте ответы на вопросы:

  • Определение внутренней энергии

  • От чего зависит внутренняя энергия?

  • Внутренняя энергия одноатомного идеального газа

  • Способы изменения внутренней энергии.

  • Виды теплопередачи

  • Формула работы газа, количества теплоты.

Отвечают на вопросы.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

В группах друг перед другом проговорите опору.

Выполните задачу на «3» на с.82 – дифференцировано.

Проговаривают опорные знания.

Решают задачи

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

с.82-83 решаем дифференцированные задачи (№1,2,3 – на «3»; №8,9-на «4»; №14-на «5»)

Решают задачи

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)


Ставят оценки себе и другим.

3. Первый закон термодинамики, применение первого закона термодинамики к различным процессам. Необратимость процессов в природе.

Проблема: Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения?



Целеполагание и мотивация.

Проблемная ситуация: Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения?




§ 78, 79, 80

Актуализация и первичное усвоение материала.





Ключевые понятия:








Учебная задача:





Разрешение проблемной ситуации:

1. Восстановить всю цепочку наших рассуждений.


2. Проверка правильности выполнения

Работа в группах. По необходимости работайте с учебником §75, 76 и с раздаточным материалом.

1 группа: 1) Термодинамика; 2) Внутренняя энергия.

2 группа: 3) Связь внутренней энергии и температуры; 4) Способы изменения внутренней энергии.

3 группа: 5) работа газа; 6) Количество теплоты.


Осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление учебного материала.

Связь между изменением внутренней энергии, работой и количеством теплоты



1.Раскройте особенности зависимостей между величинами, входящими в первый закон термодинамики

2.Обоснуйте важность понимания первого закона термодинамики.




Работа в группах.



Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)



Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
1.Как я усвоил материал?
- Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов.
- Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов.
- Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов.
2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов.
- Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.
- Не справился 4 – 6 баллов.
3.Как работала группа?
- Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов.
- Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 5 баллов.
5.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания

Ставят само- и взаимооценку.

4. Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

Целеполагание и мотивация.


У Вас у каждого есть оценочный лист. После каждого этапа вы поставите себе и другим баллы.


с.79,80,82,83 –оставшиеся задачи.

Актуализация.


Рассказать о 1 законе термодинамики, используя обобщенный план ответа.

Оцените отвечающего.

Отвечают на вопрос.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Параллельное решение задач. Учитель на доске, вместе с учащимися решает пошагово 4 задач (Выполняется 1 шаг для всех 4 задач, затем 2 шаг для всех 4 задач и т. д.)


Применение нового знания

Составьте алгоритм решения задач по термодинамике.

Работа в группах по составлению алгоритма – учащиеся.


Проверка алгоритма; выявление места и причины затруднения, коррекция по необходимости.3 (Учитель вместе с учениками)

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

с.79,80,82,83 решаем дифференцированные задачи-оставшиеся.


Рефлексия деятельности

Подведит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.


5. Принцип действия тепловых двигателей. КПД. Необратимость процессов.

Целеполагание и мотивация.

Проблемная ситуация:

видеозапись опыта «Принцип работы теплового двигателя»

1. Сообщает дидактическую цель.

2. Посмотрев видео ответьте на вопрос, что вы наблюдали и почему?


§ 81

Актуализация.


1 группе. Рассказать о применении первого закона термодинамики для для различных процессов.

2 группе. Что называется КПД? Каким символом обозначают? Какова формула?

Выполняют задание в группах.

Первичное усвоение материала.


Пользуясь текстом § 81 и опорой расскажите в группах о тепловых двигателях, о КПД тепловых двигателей.

Работают в группах.

Осознание и осмысление учебной информации и первичное закрепление учебного материала.

Ответьте на 7,8 вопросы КВВК.

Отвечают на вопросы.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)



Ставят оценки себе и другим.

6. Повторительно – обобщающий урок по теме «Основы термодинамики»

Целеполагание и мотивация.


Сегодня мы будем обобщать имеющиеся у нас знания и приведем их в систему.


Задачи на с.79,80,82,83

Приобретение новых знаний на основе систематизации и обобщения, переосмысливание имеющихся знаний.

Задания группам.

Рассмотрите обобщенные таблицы:

  • «Внутренняя энергия»,

  • «Способы изменения внутренней энергии»

  • «Применение 1 закона термодинамики к изопроцессам»

и подготовьте рассказ, совмещая обобщенный план и таблицу.

Работают в группах.

Применение теоретических положений при решении задач.

Решите дифференцированные задачи на с.79,80,82,83-оставшиеся.


Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)


Подводит итоги.


7. Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»
























Алгоритм решения задач по термодинамике

1. Проанализировать условие задачи: проверить

систему тел на замкнутость; определить, какие

тела участвуют в теплообмене.

2. Записать краткое условие задачи в единицах СИ.

3. Определить для каждого тела, какие процессы

с ним происходят при теплообмене.

4. Записать для каждого процесса формулу для

вычисления количества теплоты, выделенной или

поглощённой.

5. Составить уравнение теплового баланса.

6. Вывести формулу для расчёта искомой величины.

7. Вычислить значение искомой величины.

8. Проконтролировать размерность и ответ.