Тема урока | Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Домашнее задание |
1. Внутренняя энергия, работа, количество теплоты. | Организационный момент. | | | § 75, 76, 77 с.79- 80 – оставшиеся задачи. |
Целеполагание и мотивация. Проблемная ситуация: опыт «Воздушное огниво», видео «Пьющая птичка» | Сообщает дидактическую цель Рассмотрим опыт и видео. Почему появляется дым и почему птичка так движется? | |
Актуализация. | Вспомните определения и формулы следующих понятий: внутренняя энергия, работа, количество теплоты. | Работают в группах и отвечают на вопрос. |
Первичное усвоение материала. Цепочка рассуждений:  | У нас есть проблема, мы повторили ключевые понятия, теперь определите связь между ними. | Работают в группах и отвечают на вопрос. |
Осознание и осмысление учебной информации. | с. 44 ответить на вопросы 1-5 | Работают в группах и отвечают на вопросы. |
Первичное закрепление учебного материала. | с.79-80 решаем дифференцированные задачи (№1,2,3 – на «3»; №8,9,10-на «4»; №12,13,15-на «5») | Решают задачи |
Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов урока) | Поставьте в оценочных листах оценки себе и другим | Ставят оценки себе и другим. | |
2. Решение задач по теме «Внутренняя энергия, работа, количество теплоты» | Целеполагание и мотивация. | Сообщает дидактическую цель. После каждого этапа поставите само- и взаимооценку. | | с.82-83 дифференцированные задачи |
Актуализация. | Дайте ответы на вопросы: Определение внутренней энергии От чего зависит внутренняя энергия? Внутренняя энергия одноатомного идеального газа Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи Формула работы газа, количества теплоты. | Отвечают на вопросы. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | В группах друг перед другом проговорите опору. Выполните задачу на «3» на с.82 – дифференцировано. | Проговаривают опорные знания. Решают задачи |
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | с.82-83 решаем дифференцированные задачи (№1,2,3 – на «3»; №8,9-на «4»; №14-на «5») | Решают задачи |
Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов урока) | | Ставят оценки себе и другим. |
3. Первый закон термодинамики, применение первого закона термодинамики к различным процессам. Необратимость процессов в природе. Проблема: Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения? | Целеполагание и мотивация. Проблемная ситуация: Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения? | | | § 78, 79, 80 |
Актуализация и первичное усвоение материала.
 Ключевые понятия: Учебная задача: Разрешение проблемной ситуации: | 1. Восстановить всю цепочку наших рассуждений. 2. Проверка правильности выполнения | Работа в группах. По необходимости работайте с учебником §75, 76 и с раздаточным материалом. 1 группа: 1) Термодинамика; 2) Внутренняя энергия. 2 группа: 3) Связь внутренней энергии и температуры; 4) Способы изменения внутренней энергии. 3 группа: 5) работа газа; 6) Количество теплоты. |
Осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление учебного материала. Связь между изменением внутренней энергии, работой и количеством теплоты | 1.Раскройте особенности зависимостей между величинами, входящими в первый закон термодинамики 2.Обоснуйте важность понимания первого закона термодинамики. | Работа в группах. | |
Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов урока) | Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. 1.Как я усвоил материал? - Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов. - Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов. - Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов. 2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? - Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов. - Допустил ошибки – 7 – 8 баллов. - Не справился 4 – 6 баллов. 3.Как работала группа? - Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов. - Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 5 баллов. 5.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания | Ставят само- и взаимооценку. |
4. Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | Целеполагание и мотивация. | У Вас у каждого есть оценочный лист. После каждого этапа вы поставите себе и другим баллы. | | с.79,80,82,83 –оставшиеся задачи. |
Актуализация. | Рассказать о 1 законе термодинамики, используя обобщенный план ответа. Оцените отвечающего. | Отвечают на вопрос. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Параллельное решение задач. Учитель на доске, вместе с учащимися решает пошагово 4 задач (Выполняется 1 шаг для всех 4 задач, затем 2 шаг для всех 4 задач и т. д.) | |
Применение нового знания | Составьте алгоритм решения задач по термодинамике. | Работа в группах по составлению алгоритма – учащиеся. Проверка алгоритма; выявление места и причины затруднения, коррекция по необходимости.3 (Учитель вместе с учениками) |
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | с.79,80,82,83 решаем дифференцированные задачи-оставшиеся. | |
Рефлексия деятельности | Подведит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. | |
5. Принцип действия тепловых двигателей. КПД. Необратимость процессов. | Целеполагание и мотивация. Проблемная ситуация: видеозапись опыта «Принцип работы теплового двигателя» | 1. Сообщает дидактическую цель. 2. Посмотрев видео ответьте на вопрос, что вы наблюдали и почему? | | § 81 |
Актуализация. | 1 группе. Рассказать о применении первого закона термодинамики для для различных процессов. 2 группе. Что называется КПД? Каким символом обозначают? Какова формула? | Выполняют задание в группах. |
Первичное усвоение материала. | Пользуясь текстом § 81 и опорой расскажите в группах о тепловых двигателях, о КПД тепловых двигателей. | Работают в группах. |
Осознание и осмысление учебной информации и первичное закрепление учебного материала. | Ответьте на 7,8 вопросы КВВК. | Отвечают на вопросы. |
Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов урока) | | Ставят оценки себе и другим. |
6. Повторительно – обобщающий урок по теме «Основы термодинамики» | Целеполагание и мотивация. | Сегодня мы будем обобщать имеющиеся у нас знания и приведем их в систему. | | Задачи на с.79,80,82,83 |
Приобретение новых знаний на основе систематизации и обобщения, переосмысливание имеющихся знаний. | Задания группам. Рассмотрите обобщенные таблицы: и подготовьте рассказ, совмещая обобщенный план и таблицу. | Работают в группах. |
Применение теоретических положений при решении задач. | Решите дифференцированные задачи на с.79,80,82,83-оставшиеся. | |
Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги. | |
7. Контрольная работа по теме «Основы термодинамики» | | | | |
тела участвуют в теплообмене.
с ним происходят при теплообмене.
поглощённой.