СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маша Миронова -- нравственная красота героини" (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Маша Миронова -- нравственная красота героини" (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

План
урока по литературе в 8 классе
Тема урока: «Маша Миронова – нравственная красота героини» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели: 1) усвоение нравственных качеств героини, раскрытие смысла названия повести;
2) развитие умений анализировать, обобщать и систематизировать материал;
3) приобщение учащихся к урокам нравственности, умение видеть честь и бесчестие в поступках людей.
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, создание проблемной ситуации, составление кластера, синкана, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Вместе с детьми определяем, какие цели урока ставим и задачи для того, чтобы их достичь, показать нравственную красоту Маши Мироновой.
Для этого нам надо отобрать эпизоды повести, раскрывающие характер героини. 3. Актуализация знаний учащихся.
Домой было дано индивидуальное задание --- словарная работа по важным нравственным понятиям. Перед уроком на доске сделаны записи.
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.
Проводится словарная работа, делаются записи в тетради.
4. Работа по теме урока.
Рассматриваем, как понятие чести соотносится с героями повести -- Машей Мироновой и Петром Гриневым.
На уроке составляем кластер по характеру Маши.
Начинаем с первого впечатления о Маше, мнения ее матери.
Вопросы к классу.
-- Почему Маша отказывается выйти замуж за Гринева ? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?
-- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?
-- Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу.
 В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.

--  Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

Ищем ответ в тексте (чтение по ролям отрывка из главы 12)

-- Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова. «Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».

-- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

-- Какой мы ее увидели в начале повести и в конце? 
-- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
5. Подведение итогов урока.
-- Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

Докажите примерами, что Маша проявила себя как подлинная дочь своего отца.

-- Относится ли эпиграф ко всей повести к Маше Мироновой?
-- Некоторые литературоведы усматривали сходство в образе Маши Мироновой с женами декабристов. Есть ли между ними что-то сходное на ваш взгляд?
-- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Составляем синкан Маша Миронова.
Например:
Маша 
Добрая, благовоспитанная
Любит, страдает, спасает
Героиня самоотверженна и достойна счастья
Верность
6. Оценивание.
7. Домашнее задание.
1) Написать небольшое сочинение: «Докажите, что Маша Миронова -- нравственный идеал Пушкина».
2) Подготовиться с сообщению о Швабрине –антигерое.
Учитель Короткова С.Г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!