Просмотр содержимого документа
«МАШИНОСТРОЕНИЕ России»
Машиностроение РФ
Презентация подготовлена С.А.Курий, учитель географии МБОУ «Макушинская СОШ №1»
Понятие
- Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.
Особенности
- Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 28% стоимости произведенной продукции и почти 38% всех работающих в хозяйстве России, а также около 28% стоимости базовых промышленно-производственных фондов
- Машиностроение создает машины и оборудование, которые применяются в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте.
Главное экономическое назначение продукции машиностроения
- Главное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем оснащения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
3 взаимосвязанные группы
- 1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
- 2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.
- 3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.
состав машиностроительного комплекса
- В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.
- Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
- Станкостроение, отвечающее за выпуск различного рода станков.
- Транспортное машиностроение, включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
- Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.
- Приборостроение, выпуск электротехники и электроники, считающийся точным машиностроением.
- Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.
Основные отрасли Тяжелое машиностроение
- Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (к примеру, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
энергетическое и транспортное машиностроение
- .
- Турбостроение , которое поставляет для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, распространено, в первую очередь, на производственных объединениях «Санкт-Петербургский металлический завод», «Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток», Екатеринбургский турбомоторный завод, «Дальэнергомаш» (Хабаровск).
- Атомным машиностроением занимаются заводы головных производственных объединений «Ижорский завод» (Санкт-Петербург) и «Атоммаш» (Волгодонск). Эти заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
электротехническая промышленность
- Отрасль электротехнической промышленности выпускает изделия около 100 тысяч наименований продукции, потребляет которую практически все народное хозяйство.
- На сегодняшний день основными регионами электротехнического машиностроения являются Северо-Западный, Центральный и Западно-Сибирский районы.
- Старейшими и наиболее известными предприятиями данной отрасли являются Электрозавод имени В.В. Куйбышева, Санкт-Петербургский «Электросила», Екатеринбургский «Уралэлектроаппарат» и Новосибирский трансформаторный завод.
химическое и нефтяное машиностроение
станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение
- Продукцию этой отрасли отличает небольшая материала - и энергоемкость, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах.
- Доля продукции приборостроения в машиностроении составляет примерно 12%. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих - от 1 до 10 тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО «Второй Московский часовой завод», Пензенский часовой завод.
Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности
- Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства, являясь одной из самых популярных товаров в розничной торговле. Более 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт. Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части Российской Федерации с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов.
- К этой группе относятся АМО «ЗИЛ» и АО «Москвич» (Москва), АО «ГАЗ» (Нижний Новгород), АО «ВАЗ» (Тольятти), АО «КамАЗ» (Набережные Челны). Основные районные размещения - Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.
- Основной фактор размещения машиностроения для легкой и пищевой промышленности - близость к потребителю, именно поэтому большинство заводов, и, следовательно, более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне.
Тракторостроение сельскохозяйственное машиностроение
- Предприятия сельскохозяйственного и тракторного машиностроения сосредоточены в основном в Поволжском, Северо-Кавказском, Западно-Сибирском, Центральном, Уральском, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах.
- Предприятия, производящие зерноуборочные комбайны, сконцентрированы на заводе «Ростсельмаш», на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочные предприятия - в Рязани, льноуборочные - в Бежецке. Выпускаются различные типы тракторов во Владимире, Санкт-Петербурге, Липецке, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Брянске, Барнауле, и Чебоксарах.
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.)
При размещении такие отрасли ориентируются на районы с высокой концентрацией населения, а особенно важным фактором является квалификация рабочих и служащих
- Специализация и кооперирование
Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей. Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства.
- Транспортный фактор Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).
- Ориентация на потребителя
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию (из-за большого веса или крупных размеров), размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др. Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.
- Военно-стратегический фактор
Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию. При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен.
проблемы
- критический моральный и физический износ оборудования и технологий;
- острый дефицит квалифицированных кадров
- морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий
- морально устаревшую систему управления предприятиям;
- недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;
- морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей
- недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;
- неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий
Перспективы
- Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:
- развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
- приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;
- формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;
- увеличение темпов обновления и ввода новых основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;
- создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.
ИСТОЧНИКИ
- http ://fb.ru/article/221769/mashinostroitelnyiy-kompleks-rossii
- https:// www.syl.ru/article/286049/new_mashinostroitelnyiy-kompleks-rossii-harakteristika-i-osobennosti
- https:// textbooks.studio/natsionalnaya-ekonomika-uchebnik/mashinostroitelnyiy-kompleks.html