Массовая культура
Продукты массовой культуры
«Цивилизации грозит оглупление в дурмане массовой культуры» А. Сахаров.
«Круто! Ты попал на TV, Ты звезда,…» И. Матвиенко
1. Культурное многообразие
В XIX в. английский археолог Дж.Томсон придумал слово «фольклор» (от английского folk - народ, lore - знания, мудрость). Это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т.е. народного искусства.
Народное искусство включает ценности не только «Потребляемые», но и творимые , создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда.
1. Культурное многообразие
Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хореография (танцы), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также
прикладное искусство (вышивка, игрушка).
1. Культурное многообразие
Народное искусство развивалось в рамках обычаев и традиций, чаще существовало в бесписьменной форме. Этот вид искусства разнообразен по жанрам. Произведения народного искусства, как правило, анонимны, являются результатом коллективного творчества.
1. Культурное многообразие
Произведения высокого (элитарного) искусства отличаются высокой сложностью выразительных форм и содержания, что делает их практически недоступными для иных групп общества.
1. Культурное многообразие
Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве.
1. Культурное многообразие
Высокое искусство предполагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя, создаваемую торжественным, пышным оформлением тех помещений, в которых происходит восприятие
искусства: музеев, концертных залов, театров.
1. Культурное многообразие
Культура не является чем то монолитным и единым.
Культурные интересы и ценности отличаются у представителей разных народов. Внутри одного народа также есть культурные различия: - не является культура стариков одинаковой с молодежью, культура больших городов не равнозначна культуре деревень, культура артистов Большого театра не идентична культуре работников автомобильного завода или продуктового рынка.
2. Массовое общество и человек массы
Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества . Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему производство
товаров. Начался процесс стандартизации не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды. Процессы стандартизации затронули и духовную культуру.
2. Массовое общество и человек массы
Использование в производстве новых технологий потребовали развития образования, прежде всего начального. В 1870-е гг. в Великобритании было введено обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, а в конце столетия отменена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория,
а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.
2. Массовое общество и человек массы
На рубеже XIX-XX вв. «культура для образованных» стала уступать место «культуре для всех». Первыми появляются произведения на бумажных носителях (беллетристика, комиксы, бульварная пресса).
2. Массовое общество и человек массы
Массовое общество породило его типичного представителя - человека массы, главного потребителя массовой культуры. Философы начала ХХ в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица».
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет с массовым человеком связывает кризис высокой европейской культуры,
сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет
элитарное меньшинство («людей с особыми качествами»)
с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать
свои условия, свои взгляды, свои вкусы.
2. Массовое общество и человек массы
Элитарное меньшинство - те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ничего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами массового человека Ортега считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную неблагодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет.
В середине ХХ в. массового человека стали соотносить со вполне благонамеренной частью общества - со средним классом. Их стандарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы принимаются обществом как нормальные, всеобщие. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера.
В работах социологов появилось выражение « общество массового среднего класса ».
2. Массовое общество и человек массы
Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием технического прогресса, механизации труда, секуляризацией культуры, урбанизации, распространении рыночных отношений, становления системы всеобщего образования.
Особенности массовой культуры
Средства трансляции массовой культуры
4. Массовая культура в России
Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы.
Распространяются литературные издания таких жанров, как детектив, приключенческая повесть, любовный роман.
У фабричной молодежи, мещан становятся популярными такие танцы, как кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.
4. Массовая культура в России
В 1920-1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе
начала новая власть. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности «бедноты». Отвергался набор ценностей западного общества - достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность.
Формирующаяся в СССР разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного
общества - уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.
4. Массовая культура в России
В 1920-1950-е гг. в СССР были созданы массовое общество мобилизационного типа и соответствующая
этому обществу массовая культура.
4. Массовая культура в России
В 1960 г. в СССР сравнялась численность
сельского и городского населения, стало развиваться массовое телевещание, в семьях холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных - личный автотранспорт. Благодаря этому население
становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой – более зависимым от рынка товаров массового потребления.
В стране шел активный процесс перехода к массовому, индустриальному, потребительскому
обществу.
4. Массовая культура в России
Общим в развитии массовой культуры на Западе и в России является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры). К особенностям развития массовой культуры в России относится слабое использование преимуществ новейшей компьютерной
культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных городах.
4. Массовая культура в России
Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим
ростом культуры труда.
Реклама в ряде случаев не действует по прямому
назначению, не несет потребителю полезной информации о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются в расчете на среднего потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как признаки элитарности.
5. СМИ и массовая культура
СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, кино, интернет) проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества. СМИ выполняют не только информационные, но и другие значимые социальные функции.
5. СМИ и массовая культура
В XVII в. во многих европейских странах появились первые газеты и журналы. 2 января 1703 г. по указу Петра I в России начала выходить газета «Ведомости». В XIX веке пресса разделилась на качественную и массовую.
5. СМИ и массовая культура
В ХХ веке появилась «жёлтая пресса» - издания делающие ставку на дутые сенсации, скандальные материалы, не связывающие себя этическими нормами и ограничениями. Одна из разновидностей таких изданий получила название «таблоид».
5. СМИ и массовая культура
В ХХ веке появились радио, телевидение, в конце века – Интернет. Неуклонно возрастает влияние СМИ на массовое сознание (первое выступление «Битлз» в США смотрели по телевидению 73 млн.чел (1964 г.), высадка американских астронавтов на Луну в 1969 г. транслировалась в прямом эфире на весь мир (кроме СССР и КНР).
5. СМИ и массовая культура
В XXI веке Интернет охватил практически весь мир. Спутниковое телевидение доступно в самых отдаленных точках мира.
Плюсы и минусы массовой культуры | Sides.su
Массовая культура - вырождение общества?
Среди творцов массовой культуры есть выдающиеся деятели искусства
Истина или ложь?
1. Массовая культура сформировалась в Западной Европе в середине ХХ века.
2. Продукты массовой культуры может потреблять лишь определенная группа людей.
3. Массовая культура – это культура повседневной жизни.
4. Появление массовой культуры связано с процессами демократизации, урбанизации и научно-технического прогресса.
5. Весь современный кинематограф – это явление только массовой культуры.
6. Массовая культура имеет ярко выраженный коммерческий характер.
7. Гламурно одеваются люди, обладающие безупречным вкусом.
Кто Я –
человек массовой культуры
или
человек в массовой культуре..?
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» (Демокрит)
«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М. Горький)