Цели для ученика 1) Познакомиться с понятием «массовая доля химического элемента в соединении». 2) Научиться проводить расчеты, используя формулу для нахождения массовой доли химического элемента. 3) Закрепить умения анализировать свой опыт, заполняя «Карту самоотчета». | Цели для учителя Образовательные: сформировать у учащихся понятие «массовая доля химического элемента в соединении» и умение рассчитывать ее. Развивающие: сформировать умение воспринимать информацию в словесной, символической, образной формах; делать анализ результатов экспериментальной деятельности и решения задач. Воспитательные: сформировать умение эффективно сотрудничать со сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения. |
Тип урока: урок «открытия» нового знания. | Форма урока: традиционный |
Имеющиеся понятия: 1) из курса математики (5 класс) понятие доли как части от целого; 2) относительная атомная масса; 3) относительная молекулярная масса; 4) индекс (в формуле вещества). | Новые понятия: массовая доля химического элемента в веществе и способы ее выражения. |
Формы контроля усвоения предметного содержания: кроссворд; задания с с/проверкой на расчет Мr вещества; задания на нахождение ω(х.э.) в веществе. «Карта самоотчета». | Домашнее задание: дифференцированное индивидуальные задания на нахождение ω(х.э.) в веществе; творческое задание №6 с.40, учебник Химия -8 под редакцией Кузнецовой Н.Е. задание по выбору учащихся №7 с.40, учебник Химия -8 под редакцией Кузнецовой Н.Е. |
Планируемые результаты урока (предметные) | Базовый уровень Обучающийся научится Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию различных химических веществ; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной речи при работе с текстом учебника, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении выполненной работы. |
Средства обучения | Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин; под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 224с.; компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (карты самооценки). |
Информационные источники | Зуева, М.В. Новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы/ М.В. Зуева, Н.Н. Гара. – М.: Дрофа, 2002. - 97с. Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. - М.: Вентана - Граф, 2004. – 150 с. Титова, И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптационно-развивающих диалогов. Комплект дидактических материалов для 8-10 классов общеобразовательной школы/ И.М. Титова. – М.: Вентана – Граф, 2001. - 102с. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности 1-2 мин | Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на продуктивную деятельность Игровой момент урока: найди лишнее на рабочем столе. Быстро опрашивает у кого что лишнее на столах и сколько, желательно, чтобы в ответах прозвучали слова «часть или доля», но не отвечать на возникший у ребят вопрос «А почему не целое яблоко?» | Осознанно подчиняют себя требованиям, предъявляемым к учебной деятельности и выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. Отвечают на вопросы учителя (на столах учащихся «лишние» предметы в чашках Петри (н-р разное количество долек яблока-1/2 часть,1/4,3/4, т.е предметов, которые, отличаются от учебных принадлежностей и не являются целыми). | Формирование умения использовать ассоциативный ряд. |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений 5-7мин | Актуализирует полученные ранее знания, их обобщение, способы действия, знаковую фиксацию. Прием «светофор»- устный опрос по д/з. Фронтальная работа с классом, с использованием интерактивной доски (разгадывание кроссворда и его заполнение), в это же время –индивидуальная работа с учащимся у доски и на рабочих местах. | Фиксируют индивидуальные затруднения. Рефлексия, выход из затруднений через обсуждения затруднений и рассмотрение пути устранения этих затруднений. Разгадывают короткий кроссворд, ключевым словом в котором является слово «доля»: Как называется число, показывающее количество атомов в молекуле? (индекс) Как называется число, обозначающее количество молекул или отдельных атомов? (коэффициент) Условная запись состава вещества в химии? (формула) Как называется масса молекулы? (молекулярная) Индивидуальная работа – один учащийся на доске, а двое на рабочем месте рассчитывают Мr заданных (на карточках) в-в по заданию и с самопроверкой. | Формирование умений структурировать знания, обобщать, анализировать, синтезировать. |
Выявление места и причины затруднений 5 мин | Формулирует наводящие вопросы, создает проблемную ситуацию, используя задание №5 на с.40 учебника: «Из курса ботаники вы знаете, что для роста зеленой массы растений необходим азот. Использование какого минерального удобрения (аммиачная селитра – NH4NO3, калийная селитра – KNO3, мочевина –(NH2)2CO) окажется наиболее эффективным и почему?» | Формулируют проблему. | Формирование умений формулировать проблему, обосновать логические рассуждения, осознавать актуальность (понимание практической значимости знания). |
Построение проекта выхода из затруднений 7 мин | Подводит к теме урока, через полилог с учащимися; способствует определению цели и способов ее достижения, использует для этого прием аналогии: как найти часть от числа в математике? Подберите синоним к слову часть (= доля). | Согласовывают тему урока. Ставят цель и выбирают способы ее достижения. Записывают математически в тетради какую часть составляет каждая часть от представленного в чашках Петри яблока. | Формирование использования знаково-символических средств, умения постановки цели, ведения логических рассуждений, определения основной и второстепенной информации. |
Реализация построенного проекта 5-7 мин | Организует обсуждение вариантов решения проблемы. Фронтально работает с классом, отталкиваясь от текста задачи, побуждает выразить математические действия на языке химии («А теперь попробуйте перевести ваши записи на язык химии в виде формулы, обозначив массовую долю х.э. в виде греческой буквы ω «омега». Почему доля называется «массовой»? В каких единицах измерения можно выразить массовую долю?) | Предлагают варианты нахождения доли химического элемента в веществе, фиксируют в виде формулы на доске и в тетрадях. | Формирование умений самостоятельного создания алгоритма деятельности, использования знаково-символических средств. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 8-10 мин | Организует фронтальную и групповую работу. | Решают исходную задачу у доски, с проговариванием алгоритма решения вслух (один у доски –остальные на местах). Решают типовое задание по определению ω(N) в (NH2)2CO на доске с проговариванием каждого действия вслух. | Формирование умений по поиску необходимой информации, анализа ее, сравнения, обобщения; построения речевых высказываний |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 мин | Организует самостоятельную работу, наблюдает за учащимися, слабо усвоившими материал, организует взаимопомощь м/у учащимися. | Решают два примера с взаимопроверкой по эталону и взаимопомощью. Работают в парах по определению ω (N) в NH4NO3 и KNO3 и проводят самоконтроль по эталону (на слайде презентации к уроку). Рефлексия: ромашка вопросов Блума. Вопросы на лепестках (на интерактивной доске - отвеченные вопросы заливать разными цветами) Что мы сегодня на уроке…) Если я правильно понял, то (ω х.э. –это.) Т.е ты говоришь, что найти (ω х.э можно по формуле…) Почему (ω х.э. не имеет единиц измерения) Я могу ошибаться, но, по-моему, ω (S) в SO2 равна… Для чего еще можно применить … | Формирование общих приемов решения задач, использования знаково-символических средств; построения речевых высказываний; рефлексия способов и условий действий |
Рефлексия учебной деятельности 4 мин | Направляет формирующее самооценивание ч/з «Карту самоотчета» | Анализируют свой опыт, полученный на уроке и делают на основе своих самонаблюдений полезные выводы. Заполняют «Карту самоотчета» Примерные вопросы к карте: Попробовал новые вещи (ответы-никогда/иногда/часто) Работал вместе Спрашивал/помогал Решал проблемы Делал правильный выбор Проверял свою работу Был сосредоточен Поддерживал других Продолжал пытаться, даже если не получалось Делал свое дело хорошо | Формирование приемов контроля и оценки процесса и результатов деятельности, рефлексии. |
Домашнее задание 1-2 мин | Записывает на доске и комментирует домашнее задание (дифференцированное). | Воспринимают информацию и записывают ее в дневник индивидуальные задания на нахождение ω(х.э.) в веществе; 2) творческое задание №6 с.40, учебник Химия -8 под редакцией Кузнецовой Н.Е. задание по выбору учащихся №7 с.40, учебник Химия -8 под редакцией Кузнецовой Н.Е. | |