Мастер-класс
Выступление на практическом семинаре учителей математики по теме «Активные методы обучения на уроках математики»
Разработала:
Учитель математики
Александрова В.А.
2023 учебный год
Цели: объяснить коллегам, что такое активные методы обучения, познакомить коллег с различными видами активных методов обучения.
Ход мастер-класса
Хочется обратиться к древней китайской мудрости, которая гласит, что для того, чтобы научить чему-то детей их нужно вовлечь в деятельность. Активные методы обучения – это те методы, которые может использовать каждый преподаватель в своей работе. Ребенок должен быть рядом с учителем, быть его соратником, он должен взаимодействовать с учителем. Для того чтобы погрузить ребенка в активную деятельность есть много методов и форм, сегодня мы поговорим о некоторых активных методах обучения.
Начать нужно, конечно же, с положительного настроя на работу:
Здесь нам поможет метод: «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этих упражнения.
Сейчас мы поздороваемся, но не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
· объяснить, что такое активные методы обучения;
· отличить виды активных методов обучения от других методов обучения;
· увидеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Для начала давайте определимся с понятием «активные методы обучения».
Для этого применим метод «Инфо-карта».
АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.
Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.
Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
Сектор 2 – этапы урока.
На каких этапах урока можно применять АМО?
Ответы: Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
Сектор 3 – виды АМО.
Запишите виды АМО. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. Какие записали? («Поздоровайся глазами», «Инфо-карта»)
Сектор -4. Цели применения АМО. Ответы.
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Все мы знаем, что математика предмет трудный, но в математике есть своя красота, только красоту математики может понять тот, кто действительно хорошо в ней разбирается, и кто заинтересован ею.
Итак, следующий метод: АМО «Конэрс».
При изучении геометрии очень важно чтобы ученики хорошо знали свойства фигур, сегодня мы с вами вспомним свойства четырехугольников. По углам кабинета расположены название геометрических фигур: параллелограмм, квадрат, ромб, трапеция.
Ваша задача: определиться с геометрической фигурой, передвинуться в её угол, выбрать шаблон этой фигуры.
- четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны называется (параллелограмм);
- параллелограмм у которого все стороны равны, но углы не прямые (ромб);
- параллелограмм у которого все стороны равны, и углы прямые (квадрат);
- четырехугольник у которого только две стороны параллельны (трапеция).
Уважаемые коллеги у кого в руках шаблоны фигур займите место отдельно, вот вам ваши реквизиты и свойства. Еще один коллега на помощь. (дать фигуру и свойства)
Остальные участники мастер класса постараемся заполнить пробелы.
Перед вами на столе специальная карточка «Заполни пробелы» - эта карточка предназначена для групповой работы, ваша задача найти свойства каждой фигуры и наклеить их напротив фигуры, а мы с фигурами Вам поможем.
Итак сказка:
- Собрались как-то четырехугольники на поляне в лесу и стали спорить кто из них главный. Но так ничего решить и не могли, и решили они отправиться в путешествие в страну четырехугольников, и кто первый до нее доберется станет королем.
-На доске висит плакат. Это наша карта. Вот собрались вы в лесу давайте наклеим каждый свою фигуру, это будет означать что мы с Вами отправляемся в путешествие.
- И отправились четырехугольники в путь нелегкий. Встретилась им на пути река, которая сказала, что переплывет ее только тот у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Кто же останется на берегу?
- Уважаемая трапеция прочтите свои свойства. (Сумма моих односторонних углов равна 180 градусов. Если я равнобедренная, то мои угла при основаниях равны. Есть у меня средняя линия, которая равна полу сумме моих оснований, но к сожалению мои диагонали не делятся точкой пересечения пополам).
Уважаемые коллеги давайте заполним пробелы в свойствах трапеции.
- У всех остальных четырехугольников диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, поэтому они благополучно перебрались через реку и отправились дальше.
Давайте наклеим свои фигуры на реке, уважаемые параллелограммы. И отправимся дальше.
А дальше на пути им встретилась гора, которая сказала, что даст ее перейти только тем, у кого диагонали равны. Уважаемые четырехугольники вы уже изучили свои свойства, и знаете, кто может перейти через гору. Это прямоугольник и квадрат.
А вот параллелограмму и ромбу придется остаться у подножия скалы.
Уважаемый ромб, что вы можете сказать о себе? (мои стороны равны, диагонали перпендикулярны. Диагонали являются биссектрисами моих углов, как и у моего брата квадрата. Сумма моих односторонних углов равна 180 градусов, но, к сожалению, мои диагонали не равны, и я не могу продолжить путешествие).
Уважаемый параллелограмм расскажите о себе (мои противолежащие стороны равны и параллельны. Сумма моих односторонних углов равна 180 градусов, мои диагонали точкой пересечения делятся пополам, но, к сожалению, мои диагонали не равны, и я не могу продолжить путешествие).
- Спасибо большое. Займите свои места, а оставшиеся фигуры прямоугольник и квадрат приклеят свои фигурки на вершину горы, поздравляю, вы смогли покорить горы, и отправятся дальше.
Уважаемые коллеги, а Вас попрошу заполнить пробелы в свойствах фигур, которые к вам присоединятся. И, конечно, не забудьте, что у оставшихся фигур диагонали равны.
А дальше перед нами обрыв и очень узкий мост, по которому может перебраться только один, у которого диагонали перпендикулярны:
И Это? Ответ квадрат
А Вас уважаемый прямоугольник попросим рассказать о себе (мои диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, а также у меня прямые углы, но мои диагонали не пересекаются под прямым углом, поэтому я вынужден остаться)
Итак, добрался до царства четырехугольников и стал королем квадрат.
Ну а о короле фигур я попрошу рассказать наших уважаемых коллег, которые заполнили все пробелы.
Квадрат – обладает следующими свойствами: его диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, углы прямые, диагонали равны, являются биссектрисами его углов, и взаимно перпендикулярны. Квадрат признан идеальной геометрической фигурой.
Спасибо уважаемые коллеги.
Таким образом мы с вами за небольшой промежуток времени повторили материал целого раздела четырехугольники и помог нам в этом метод: заполни пробелы.
Мы трудились мы решали и немножечко устали! Возьмите карточки на столах, встаньте пожалуйста, передвигаясь по кабинету, образовывайте пару, задавайте друг другу вопросы, обменяйтесь карточками, и образовывайте новую пару и т.д.
Спасибо. Присядьте пожалуйста. Этот метод называется «Куиз-куиз-трэйд» о нем я рассказывала на методическом семинаре. С помощью этого метода можно повторять или закреплять материал.
(Для организации самостоятельной работы над темой, можно использовать методы «Исследование», «Проектирование», «Экспертиза» на котором я бы хотела остановиться.
Каждому ученику дается карточка, н-р, с уравнением, решённым правильно, с уравнением в котором намеренно сделана ошибка, и с уравнением подобным данным, которое необходимо решить.
Пример карточки вы видите на слайде, т.о. каждый ученик будет работать самостоятельно, кому необходима помощь, он обращается за ней к учителю.
а) 8b – 27 = 5; 8b = 5 + 27; 8b = 32; b = 32 : 8; b = 4. | б) 8b – 27 = –11; 8b = 11 + 27; 8b = 38; b = 38 : 8; b = 4,75. Найди ошибку! | реши уравнение в) 8b – 27 = 13; |
Данный метод хорош тем, что у каждого ученика есть перед глазами пример, задания можно подобрать в соответствии со способностями каждого ученика, каждый сможет самостоятельно выполнить задание. А учитель может каждому ученику поставить оценку.)
Подведение итогов мастер-класса.
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо – карта» и допишите в графу «виды». Какие методами и упражнениями мы сегодня использовали. Назовите пожалуйста.
-что такое активные методы обучения?
-видите ли Вы возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Я надеюсь, что смогла заинтересовать Вас активными методами, и предлагаю вот такую брошюрку, подготовленную мной, в которой собраны некоторые активные методы обучения.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.