СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс (английский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему- Методы и приемы работы с текстом по развитию читательской грамотности учащихся на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс (английский язык)»

Мастер-класс (английский язык) Автор- Чумичкина Наталья Леонидовна,учитель английского языка, МАОУ СОШ №6, го Карпинск Тема- «Методы и приемы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Цель мастер-класса:

Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности как важнейшего фактора успешности учебного занятия

Задачи:

отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах);

продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом;

прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов.


Характеристика планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов:

  1. Сформировать общее понимание текста;

  2. Найти и извлечь необходимую информацию из текста;

  3. Интегрировать и интерпретировать информацию;

  4. Сформировать личностное осмысление и оценку текста;

  5. Использовать информацию из текста для решения практических задач;

  6. Расширить объём словарного запаса.


Оборудование: карточки с заданиями, компьютер + колонки, CD-диск, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные фишки.


Ход мероприятия


1.Вступительное слово

Умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения.

 Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС, что обуславливает актуальность данной проблемы. 

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе и является одним из направлений формирования функциональной грамотности.

Это не просто умение читать, а способность критически осмысливать содержание текста, извлекать из него необходимую информацию, интерпретировать её и использовать для решения различных задач, участвовать в жизни общества.

Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока. На данных уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. А большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

 - умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

 - умение интегрировать и интерпретировать информацию;

 -умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте;

 -умение использовать информацию из текста (для решения практических задач).



Все тексты можно разделить два основных типа:

1.Сплошные тексты (тексты, читаемые в повседневной жизни):
-описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
-повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
-рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
2.Несплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, комиксы и т.д.)


Соответственно мы должны учить детей:
 - Различать сплошные и несплошные тексты
- Извлекать информацию из несплошных текстов
- Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
- Самостоятельно создавать несплошные тексты
- Оценивать полученную информацию


Существует довольно большое количество различных педагогических приемов работы с текстовым материалом. Но сегодня мне бы хотелось рассказать вам о двух приемах подробнее : «Кластер» и «Диаграмма Венна».

Оба этих приема тесно связаны с технологией РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), элементы которой я часто использую на своих уроках.

Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Существуют различные приемы развития критического мышления такие как:

fish bone\рыбная кость

syncvein\синквейн

«за и против»

«преимущества и недостатки »

сluster\кластер

диаграмма Венна и др.


Прием «Кластер»

Кластер – один из эффективных приемов, который я применяю на уроке.

Актуальность применения кластеров состоит в том, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.


  • Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

  • Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

  • Кластер может быть использован на разных этапах урока.

  • Прием позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности.

  • По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

  • Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.

  • Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание,тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Перед вами пример кластера на тему «My house» (слайд)





A living room



A sofa



A bed



A bedroom



TV set



A shelf



My house







A kitchen

A fridge



A hall







A table









А сейчас, уважаемые коллеги , перейдем от слов к делу.

  1. Кластер

Перед вами текст из учебника Ю.Е. Ваулиной Spotlight (для учащихся 9 класса)

Задание:

Разделитесь на группы по 4 человека. Давайте попробуем составить кластер (используйте цветные фишки на столе) , центральным словом которого будет слово «Wild animals»

(см.приложения)





Поменяйтесь в группах по часовой стрелке. А сейчас вашему вниманию представлен текст из учебника Ю.Е. Ваулиной Spotlight (для учащихся 7 класса). Составьте, пожалуйста, кластер из фишек с ключевым словом «Lego».

(см.приложения)



Прием «Кольца Венна»

А сейчас хотелось бы поговорить еще об одном приеме под названием «Диаграмма Венна»

Прием «Кольца Венна» или «Диаграмма Венна» стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Это так же как и кластер графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. Прием назван таким образом по имени английского логика Джона Венна – это графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах.

Необходимость может возникнуть тогда, когда нужно чётко разграничить понятия, представления, знания о чём-либо.

Начинать лучше с общего (средняя часть наложенных кругов). Затем переходить на различия. Диаграмма используется для устного рассказа.

Развиваются познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.



 Многие дети часто не понимают разницу между Великобританией, Англией, Соединенным королевством и Британией. Данная диаграмма четко показывает географические и политические различия этих названий. Тема изучается в 6 классе, модуль1. Желтый круг – Британские острова, синий круг – 2 государства – Северная Ирландия и Соединенное королевство Великобритании. Зеленый круг – остров Ирландия с двумя государствами, причем республика Ирландия не входит в состав Соединенного Королевства. И красный круг – это страны Великобритании: Англия, Шотландия, Уэльс.



  1. Кольца Венна

Задание:

А сейчас давайте попробуем составить подобную диаграмму на интерактивной доске( работают по 2 члена каждой группы) к тексту из учебника Ю.Е. Ваулиной Spotlight (для учащихся 7 класса)

(см. приложения)





Фишбоун( рыбный скелет)

Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.



Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

  • индивидуальным (студентам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);

  • групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;

  • опорного конспекта на уроке;

  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;

  • проектной работы.

Пример использования технологии на уроках английского:















3.Фишбоун

Задание***(повышенной сложности)

6 класс (дополнительный раздел с текстами)

И в итоге нашего занятия давайте попробуем еще один интересный прием Фишбоун. Прослушайте текст (включаю аудиозапись текста на диске).

Составьте схему к тексту (по услышанным ключевым словам) на стр 8 (Free time) из учебника Ю.Е. Ваулиной Spotlight (для учащихся 6 класса)

(см. приложения)



Выводы:

 Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать читательскую грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать, либо составить соответствующие задания. При этом, при составлении заданий на развитие читательской грамотности учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.





Список использованной литературы:

1.Евстигнеева О.А. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка. https://infourok.ru/statya-formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogoyazyka-5687997.html

2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012 - №6.

3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.









































Приложения

1.Wild animals



racoons





Wild animals



lions

crocodiles












bears

snakes















2. Legoland

cars

bricks







castles

LEGOLAND



spaceships

lego



houses































3. Кольца Венна

























4.Фишбоун





freetime







Stamp collecting



Ice skating

hiking

skiing