МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №56» г.о. Самара
Мастер – класс: «Бизиборд, как средство развития детей РАННЕГО возраста» (образовательный проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста»)
Воспитатель: Елизарова
Оксана Валерьевна
Самара
2020
Мастер – класс для педагогов
Цель:
- повысить мотивацию педагогов к изготовлению бизибордов по познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
1.познакомить с бизибордами, как многофункциональным средством развития детей;
2. освоить технологию изготовления развивающего оборудования.
Мастер-класс : «Бизиборд, как средство развития детей раннего дошкольного возраста»
Участники: педагоги ДОУ .
Форма проведения мастер-класса:
- лекция с элементами презентации, практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
Оборудование и материал: основа для двустороннего бизиборда; дверные ручки; резинки разной ширины; зеркала; пластиковые трубки; палочки, шарики, выполненные из разного материала (металл, дерево, пластик); ложки (деревянные, пластиковые, металлические); фонарики разной формы; лотки, металлическая и деревянная подставки для горячего; терка; саморезы; клей-пистолет, шуруповерт.
Структура мастер – класса:
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
Знакомство с бизебортом.
Значение бизеборта для развития ребенка.
Основные этапы выполнения.
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения бизеборта.
4. Подведение итогов.
В соответствии с требованиями ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна быть оснащена средствами обучения и воспитания, обеспечивающими игровую, творческую, познавательную, и исследовательскую активность.
Одним из основных принципов ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, направленное на познание свойств, качеств, предметов и материалов.
Исследовательская деятельность помогает развивать свободную творческую личность ребёнка и решает следующие задачи:
– формирует познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;
– активизирует мыслительные процессы;
– обогащает память;
– способствует формированию коммуникативных навыков;
– формирует предпосылки поисковой деятельности;
– развивает умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– развивает желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу.
Для того, чтобы сформировать познавательно-исследовательскую активность мы используем разные формы работы, в том числе Бизиборды. Для изготовления этого пособия, мы привлекаем и родителей.
Что представляет собой популярная доска бизиборд?
В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит), на которой размещены разнообразные обучающие элементы и детали различных размеров, форм и наполнений. Бизиборд может лежать на столе, крепиться к стене или же стоять на полу с помощью специальной подпорки.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДОУ: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое. И так же может являться формой психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Сегодня мы представляем вашему вниманию бизиборды по познавательно-исследовательской деятельности.
Компоненты бизиборда
- содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д.);
- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
- здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
- эстетически-привлекательный (основной фон естественный; а предметы, наполняющие бизиборд, разных форматов и цветов).
Ожидаемый результат: занимательная доска надолго привлекает внимания детей, и помогает им познавать мир. Во время игры улучшается мелкая моторика, повышается творческий потенциал. Развивается интеллект, внимание, память, логика - это все заслуги Бизиборда. При стимуляции моторных навыков речевой центр активизируется. Развивающая доска — результативная система обучения в игровой форме.
Бизиборд развивает следующие навыки:
- Тренирует моторику. Концентрированные манипуляции с мелкими предметами формируют навыки моторной и сенсорной координации.
- Концентрирует внимание. Юный исследователь, изучая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.
- Развивает воображение. Игровая доска стимулирует ребенка к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире.
этапы выполнения бизиборда
I этап - подготовительный:
Мини-Экскурсия « Предметно - пространственная среда группы »
Информационные беседы с родителями и привлечение родителей к созданию своими руками в группе развивающей доски - «БИЗИБОРД».
Выбор основы для развивающей доски это может быть лист фанеры, ДСП или другой не очень тяжелый материал.
Определение темы модуля и размещения на нём различных предметов, продумать художественное оформление.
II этап - основной:
А теперь чуть больше об элементах бизиборда .
Выключатели, розетки: ребёнку всегда хочется пощелкать выключателем, вставить вилку шнура в розетку, а это не безопасно дадим ему эту возможность поиграть выключателем на бизиборде .
Различные защелки и замочки : это всегда нравится детям, но в быту эти предметы могут быть опасны, учим ими пользоваться на бизиборде .
Крупные бусины, гайки, кольца : всё это очень привлекает ребенка, а когда это можно потрогать и поиграть с этими предметами, тогда можно надолго увлечь ребенка.
Элементы бизиборда
Замки – молния : детям всегда очень трудно застёгивать и расстёгивать куртки или другие вещи. На нашей доске есть замки-молнии, где мы учимся застёгивать и расстёгивать.
Счеты: детям всегда нравится игры со счетами — это простое пособие помогает развивать математические способности у ребенка.
Открой дверцу : ребенку для начала надо справиться со шпингалетом, на который закрыта дверца, а за дверцей его ждет сюрприз.
Элементы бизиборда
Различные движущиеся дверные ручки: детям всегда интересны дверные ручки, ручки, расположенные на дверцах шкафа.
Шнуровка: один из видов развивающих игр для детей .
Циферблат от старого телефона или часы: что может быть интересней подвигать стрелки на чесах и покрутить циферблат телефона.
Резиночки - ребёнок сможет "нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов.
«Краса - длинная коса» - ребёнок заплетает различные косички.
Элементы бизиборда
Клавиатура, калькулятор.
Описание:
1 вариант - Ребёнок нажимает на кнопки произвольно.
2 вариант Ребёнку предлагается нажать на определённые кнопки, сначала по показу, затем называя буквы или цифры.
«Геометрических фигур»
«Умные цифры»
Элементы бизиборда
III этап практическая часть :
Для изготовления доски
1. Необходима основа - панель ( размер 50см на 70см) .
2. Затем необходимо выбрать предметы, которые буду закреплять на поверхности доски (выключатель, кошелёк, розетка и вилка, детальки от конструктора лего, дверная ручка, калькулятор, старый сотовый телефон, ботинок-шнуровка, наклейки для декора и т.п)
3. Понадобятся шуроповёрт, саморезы, для сверления отверстий - коронка (инструмент плотника ,клей, гвозди).
вывод:
Для ребенка нет большей радости, чем играть предметами, которые взрослые запрещают ему трогать ради безопасности. Но с бизибордом сказать «можно» вместо бесконечных «нельзя» - это просто. Кроме того, такая игрушка развивает мелкую моторику, сенсорное восприятие, логику и воображение малыша.
Использование « Бизиборда » является эффективным средством для закрепления навыков самообслуживания, а так же для активизации интеллектуальных способностей и развития речи детей дошкольного возраста.
Вопросы для слушателей
- Для какого возраста бизиборд наиболее интересен?
- Какие навыки и умения развивает?
- Что в нем положительного? Что отрицательного?
- Что для вас сегодня было интересным и полезным?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!