СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Читательская грамотность в практике»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить участников мастер-класса с разными типами заданий по формированию читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Читательская грамотность в практике»»

Мастер-класс «Читательская грамотность в практике»


Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с разными типами заданий по формированию читательской грамотности.

Задачи:

• познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

• раскрыть содержание мастер-класса через ознакомления с разными типами заданий;

• показать практическую значимость использования разных типов заданий по формированию читательской грамотности.

Ожидаемый результат: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы: диалоговое обучение (работа в парах).

Оборудование: листы для работы с текстом; тексты; листы с записью типов заданий.

Продолжительность проведения: 20-25 минут.

Целевая аудитория: педагоги.

План проведения мастер- класса:

• проведение занятия с педагогами с демонстрацией использования разных типов заданий по формированию читательской грамотности:

* знакомство с предложенными текстами;

* работа в парах по выполнению заданий;

* представление своих наработок;

* обобщение.

• рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса).

Актуальность: читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления требований Федерального государственного образовательного стандарта.


Ход занятия:

Вступительное слово

-Добрый день, коллеги! Предлагаю Вам стать участниками мастер-класса «Читательская грамотность в практике».

Существует множество форм, методов и приемов работы по формированию читательских умений. Сегодня мы поработаем с некоторыми типами заданий, которые я использую в своей работе. Эти задания улучшают навык чтения, стимулируют к познавательной и творческой активности, развивают читательские умения и способствуют формированию читательской грамотности.

Занятие мастер – класса проведу в форме необычного тренировочного урока русского языка. Я буду выступать в роли учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете одновременно играть две роли: учащихся 9-го класса и экспертов.





I этап. Создание мотивации. Сегодня мы поговорим о мёде и пчеловодстве в России.

В Артеке проводится Международный фестиваль мёда. Николаю и Илье поручили подготовить выступление для участников и гостей фестиваля. В интернете они нашли информацию о мёде: статьи «Мёд и пчеловодство на Руси» и «А. М. Бутлеров – учёный-пчеловод России». Помогите ребятам подготовиться к выступлению по предложенным заданиям.

II этап. Работа с текстами, выполнение заданий.

Прочитайте внимательно задания и начинайте работать. У вас 7 минут. Если что-то непонятно, спрашивайте. Итак, работаем.

Задание 1*(1группа - базовый уровень сложности)



Прочитайте текст. Выпишите 3 утверждения, в которых содержится информация об особенностях добычи, производства и о значении мёда в России.

Задание 2**(2группа - повышенный уровень сложности))

Какая наука была основной сферой деятельности А. М. Бутлерова? Свой ответ обоснуйте информацией из текста.


Задание 3**(3группа - повышенный уровень сложности)

В текстах о меде и пчеловодстве найдите следующую информацию: 1) 3 высказывания, которые являются фактами, отражающими историческую хронологию развития пчеловодства; 2) 3 высказывания, которые являются мнениями, иллюстрирующими отношение народа к меду. Найденную информацию запишите в таблицу.


Задание 4**(4группа- повышенный уровень сложности)

Последовательно ответьте на следующие вопросы.

  1. Какова основная идея этих плакатов?

  2. Кому они адресованы?

  3. Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего?

  4. Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?

Задание 5***(5группа - высокий уровень сложности )

Вас пригласили стать организатором крупного международного фестиваля мёда. Придумайте рекламное приглашение для участников и гостей фестиваля. Ответ запишите.


III этап. Представление выполненных заданий.

IV этап. Обобщение

Посмотрите, сколько интересных ответов у нас получилось.

Помогли ребятам подготовиться к выступлению на фестивале по предложенным заданиям.

В системе такая работа поможет учащимся выйти на высший уровень читательских умений, что будет способствовать формированию читательской грамотности.


Применяя в работе данные типы заданий, я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивает активное слушание;

• повышается самооценка.


Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности школьников.

Пожалуйста, задавайте вопросы.

Если у кого-то возникли какие-то другие интересные идеи во время работы – просьба поделиться, высказаться.


5 этап. «Рефлексия».

Благодарю Вас за участие.

Надеюсь, моё выступление было интересным.Прошу вас ответить на вопросы (Приём «Незаконченные предложения»):

  1. Мастер-класс заставил меня задуматься о________________

  2. Для меня была новой информация о ____________________

  3. Меня удивило _____________________________________

  4. Я приобрёл(а)/я научился(ась)__________________________

  5. Мне захотелось использовать в своей работе приём(ы)



























Задание 1*

Прочитайте текст. Выпишите 3 утверждения, в которых содержится информация об особенностях добычи, производства и о значении мёда в России.

Мёд и пчеловодство на Руси

Мёд на Руси всегда любили и уважали за его уникальные целебные свойства. Издревле этот сладостный и ароматный дар природы щедро украшал застолье славянина – медовые пряники, медовый квас, пироги медовые, блины с мёдом – список поистине бесконечен. Одно из первых, дошедших до наших дней, упоминаний о мёде в Древней Руси есть в записях греческого историка Геродота, жившего 2500 лет назад. Он писал, что народы, населявшие территорию нашего государства, обширно торговали воском и мёдом. Следующее и более позднее упоминание о русском мёде содержится в торговом договоре 911 года. Он был заключен между киевским князем Олегом и византийским императором, и в нём рассматривалась доставка мёда и воска в Византию.

В начале X века пчеловодство было неотъемлемой частью жизни славянского народа. Обилие пасек и пчёл многократно повышало урожайность всех цветочных растений. Благодаря щедрому сбору мёда, орехов, ягод, плодов, грибов, кореньев и хорошей добыче рыбы и дичи славяне были экономически независимы и жизнеспособны.

Сведения о пчеловодстве на Руси XI–XII вв. можно прочесть в Хронике летописца Мартина Галла, больше известного под псевдонимом Галл Аноним. Вот что он пишет: «Видел в этой земле удивительное множество пчёл, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие мёда и воска».

Сначала пчеловодство на Руси было простым. Славяне селились по берегам рек и водили пчёл в бортевых лесах. Слово «борть» означает дупло дерева, отсюда пошло название одной из первых форм пчеловодства – бортничества. Это когда пчелиные семьи населяют дупла деревьев. Пчёл в этих лесах было очень много, так как славяне помимо естественных дупел деревьев использовали искусственно вырубленные дупла и лёгкие подвесные улья для заселения пчёл. Часто в лесу можно было найти дупла с 240–320 кг (или 15–20 пудами по старым меркам) превосходного сотового мёда.

Обширные лесные угодья (пчёлы не водятся в хвойных лесах) назывались бортным ухожеем. Из записей следует, что самыми крупными были бортные ухожеи в Воронежской, Белгородской и Курской волостях. Они давали очень много воска и мёда.

В XVII веке с ростом населения, числа сел и деревень бортные ухожеи начали заменять пасеками. Это было гораздо удобнее, так как улья переносились поближе к жилью. Началось приручение пчёл и зарождение основ культурного пчеловодства.

К началу XVII века на русских пасечниках содержали примерно 50 миллионов пчелиных семейств.

Каждое из них приносило на круг по пуду мёда. В результате пчеловодство стало крупной независимой отраслью хозяйства. В это время право собственности на пасеки приравнивалось к праву на землевладение, поэтому могло передаваться по наследству из поколения в поколение. Все это способствовало появлению на Руси крупных пасек, некоторые из которых содержали более 1000 ульев.

В России в 1891 году появляется первое общество пчеловодов.

Много пословиц и поговорок создано народом о мёде: «Мёд на губах – сила в теле!», «С мёдом и лапоть съешь», «Мёд есть – в улей лезть» и т. д.

На протяжении многих веков мёд остаётся любимым лакомством русского человека.






Задание 2**

Какая наука была основной сферой деятельности А. М. Бутлерова? Свой ответ обоснуйте информацией из текста.

А. М. Бутлеров – учёный-пчеловод России

Александр Михайлович Бутлеров был сыном дворянина и родился в Чистополе Казан- ской губернии 25 августа 1828 года. Окончил курс Казанской гимназии и Казанский университет в 1849 году. В 1854 году получил степень доктора химии и физики и стал профессором Казанского, а с 1858 года – Петербургского университета.

О таких людях мы мало что знаем, а ведь они являются основоположниками многих направлений в пчеловодстве. В 1870 году на пчеловодном поприще появилось первое выступление известного академика и профессора А. М. Бутлерова, которого справедливо называют «апостолом» рационального пчеловодства в России. Его труд «Пчела, её жизнь и главные правила толкового пчеловодства» был удостоен почётной Золотой медали и выдержал 10 изданий.

Александр Михайлович сыграл большую роль в деле распространения пчеловодных зна- ний. Именно он предложил ввести пчеловодство в число предметов, преподававшихся в учительских семинариях, и договорился о рассылке популярных книг по пчеловодству в духовные семинарии и солдатские школы.

Любовь к пчёлам позволила А. М. Бутлерову создать свою теорию ведения пчеловодства, а его обаяние, мягкость в обращении и особая способность заинтересовать каждого загадочным миром медоносных пчёл приумножили число любителей сереброкрылых сборщиц.

Человек неиссякаемой энергии, Александр Михайлович проводил многочисленные совещания и съезды. Им было организовано издание журнала «Русский пчеловодный листок», создана школа народного пчеловодства. А. Бутлеров считал, что «незнание – главный враг русского пчеловодства». Он полагал, что помочь крестьянам- пчелякам освоить основы рационального пчеловодства можно лишь живым примером.

Знаменательной датой в пчеловодной жизни России было 1 февраля 1877 года. Именно в этот день А. М. Бутлеров сделал доклад на заседании Вольного экономического общества «О пчеловодстве и жизни пчелиной семьи». В докладе он изложил основы правильного рационального ведения доходного пчеловодства. Можно с уверенностью сказать, что с А. Бутлерова в России началась новая эпоха развития пчеловодства.

Пчеловодством Александр Михайлович занимался в своём имении – Бутлеровке (Казан- ская губерния, Спасский уезд). Но там ему приходилось бывать редко, поэтому, чтобы постоянно наблюдать за пчёлами, учёный изготовил себе стеклянный улей. С этим ульем-чемоданчиком великий пчеловод не расставался даже в командировках. Занятие пчеловодством для него было не простым увлечением для отдыха, а такой же страстью, как и химия, физика. Это было второе призвание. А. М. Бутлеров утверждал, что производство мёда, как и пчеловодство, является важным составляющим национальной культуры.

А. Бутлеров в совершенстве освоил технику искусственного вывода пчелиных маток и формирования новых семей, составляющих основу рационального пчеловодства. Он с любовью занимался пчеловождением и был уверен, что эту отрасль сельского хозяйства ожидает большое будущее. Находясь на пасеке, он целыми днями хлопотал возле пчёл, подбирал лучшие способы работы, наблюдал за пчёлами. Пасека была для него живой лабораторией, давала неисчерпаемый фактический материал, помогала делать выводы и теоретические обоснования.

А. М. Бутлеров прославил не только российскую науку, но и внёс значительный вклад в развитие отечественного пчеловодства. Именно так говорил Александр Михайлович о великой роли пчеловодства в России: «Не следует ли всем власть имущим посерьёзнее смотреть на эту «мелкую» отрасль сельского хозяйства и, переставши относиться к ней свысока, добросовестно взяться за её оживление».

Задание 4**

Рассмотрите рекламные плакаты






Последовательно ответьте на следующие вопросы.

1. Какова основная идея этих плакатов?

2. Кому они адресованы?

3. Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов?

Для чего?

4. Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
















Задание 3**

В текстах о меде и пчеловодстве найдите следующую информацию:

1) 3 высказывания, которые являются фактами, отражающими историческую хронологию развития пчеловодства;

2) 3 высказывания, которые являются мнениями, иллюстрирующими отношение народа к меду.


Найденную информацию запишите в таблицу.



Факты

Мнения




































Задание 5***

Вас пригласили стать организатором крупного международного фестиваля мёда. Придумайте рекламное приглашение для участников и гостей фестиваля. Ответ запишите.
















































Список литературы

  1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

  2. Егоркина Н.Г. Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом. [Электронный ресурс] / Н.Г. Егоркина – Режим доступа: https://uo-minusinsk.ru/documents/document1464598070.doc

  3. Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n-o-1/124-razvitie- chitatelskoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov

  4. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.

  5. Тишина Т.А. Формирование читательской грамотности школьников. [Электронный ресурс] / Т.А. Тишина – Режим доступа: https://nsportal.ru/tishina-tatyana- aleksandrovna




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!