Мастер-класс
«Чтение с увлечением»
Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в группах), оценивания для обучения, метод рефлексии.
Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация; карточки разного цвета; рабочие листы
Ход мастер – класса:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Лыкова Дина Романовна, работаю учителем начальных классов МОУ «СОШ № 1» с.Новоселицкого.
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Пусть улыбка поможет нам установить контакт и наладить общение.
К. Д. Ушинский говорил «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Словами великого педагога передана суть читательской грамотности, которая является основой всего обучения и частью функциональной грамотности.
Международное исследование качества чтения и понимания текста четвероклассников PIRLS проводится циклично — один раз в пять лет и позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира.
Министр образования Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.
Вашему вниманию представляется пример задания. В принципе оно не сложное для тех, кто обладает навыком осознанного чтения.
Но, как правило, на практике мы сталкиваемся с проблемами низкой техники чтения, непониманием смысла прочитанного, неумением кратко передать содержание текста. В результате учащийся не успевает по всем предметам.
А сейчас я предлагаю вам разгадать тему моего мастер-класса. Перед вами набор букв. Чтобы сформулировать тему, выберите буквы только русского алфавита.
JЧWTUЕQНSИJЕGСVУNВYЛIЕRЧYЕНRИNЕYМI
Чтение с увлечением!
Совершенно верно! Сегодня я хочу представить вам упражнения направленные на формирование читательской грамотности и развития интереса к чтению у учащихся начальной школы.
В свое работе я опираюсь на методики В.Б. Эдигея, И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко.
Занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете одновременно играть две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов.
Сами, того не подозревая, вы разделились на группы по классам;
Желтый цвет - 1 класс;
Зелёный цвет - 2 класс;
Синий цвет - 3 класс;
Красный цвет - 4 класс.
2 .Мотивация к мастер-классу.
Один из приемов критического мышления, который я использую на этапе мотивации к учебной деятельности «Верите ли вы…».
Приём «Верите ли вы …»
1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
2. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
3. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
4. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
5. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
6. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Я тоже в это не верю.
3.Основная часть.
Работа в группах:
Для отработки навыков чтения в своей работе использую такие приемы как:
Жужжащее чтение, дыхательная гимнастика.
Ежеурочные пятиминутки
Систематический замер и самозамер техники чтения
Работа со скороговорками.
1 задание – работа со скороговорками.
Скороговорки полезны для преодоления вялости артикуляционного аппарата, развивают речевой слух и обогащают словарный запас ребёнка, способствуют лучшей автоматизации и дифференциации звуков. Совершенствуется речевое дыхание, развивается мышление, внимание, память, связная речь.
Перед вами скороговорка, вам нужно будет ее прочитать и ответить на один вопрос: «Почему была выбрана именно данная скороговорка для соответствующего класса обучения».
1 год - скороговорки простые состоят из небольших слов.
Увидим Вадима и удивим.
2 год - при достаточно качественном овладении чтения коротких скороговорок ( безошибочно и в быстром темпе), можно предложить учащимся более длинные и более трудные скороговорки.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
3 год - предполагает продолжить работу над правильностью и быстротой чтения скороговорок, но предлагаю несколько больше внимания уделить обучению детей быть при чтении внимательными. Для этого составляются новые наборы скороговорок. В них могут быть включены как уже известные, встречавшиеся ранее скороговорки, так и новые, но располагать их нужно парами (двойками, тройками – как считаете нужным), чуть меняя слова, порядок слов и т.п.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
4 год используем достаточно сложные и трудные скороговорки. Здесь же можно привлечь и детей к составлению новых наборов для работы, что ученики делают с большим удовольствием, так как читать скороговорки им нравится.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Я считаю, что работа со скороговорками очень важна и полезна, ведь скороговорка – кладезь народной мудрости, раскрывающей удивительный мир, по-хорошему нравоучительных коротеньких историй.
2.Следующий прием активного чтения это анаграммы.
Б.В Эдигей говорил:
«РЕБЕНОК НЕ ЧИТАЕТ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЧИНАМ:
Он обладает малой скоростью мыслительных процессов;
Его заставляют «Читать!»;
Его чтение оценивают отметкой;
Он беспомощен перед проблемой самостоятельного обучения
чтению.
И в его разработках система работы с анаграммами, которые можно использовать не только на уроке чтения.
Для 1 класса предлагаются задания на уровне слова.
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа
пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя
Для 2 класса на уровне предложения (один из таких методов я использовала в начале своего выступления)
Прочитайте предложение с конца.
вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот
икниженс еиконидо тюадап абен огонрумсап с
яьтсил еинделсоп илетселбаз зёреб хяьчус ан имактеном имытолоз
Для 3 и 4 класса, когда дети хорошо научились читать, используют деформированные тексты.
Ольга ДИТСИ дома. Она смотрит в НООК. Во дворе её КИРУЖПОД лепят снежную бабу. Глаза у неё - КИГОЛЬУ. Нос - КАКОВМОР.
маЗи
лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо, ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!
- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, на каких уроках при изучении какой темы мы можем использовать данные упражнения?
Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. Методика развивает у детей грамотность, ощущение речи через углубленное изучение буквенного состава слова и активное конструирование.
3 задание Синквейн
Еще одно задание технологии критического мышления «Синквейн». Не смотря на то, что этот метод не новый и всем хорошо известен, в моей работе пользуется успехом, как на уроках и во внеурочной деятельности, так и при работе с родителями.
Я вам предлагаю составить синквейн, но для того, чтобы узнать, к какому слову соберите рассыпавшиеся буквы на цветных листочках.
5. Итог мастер-класса.
Применяя в своей работе данные приемы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
Применение в работе данных приёмов и упражнений способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
6. Рефлексия.
А сейчас, коллеги, подведем итог, с помощью приема «Мим-театр», который используют на уроке литературного чтения, с целью описания черт характера литературного героя. Вам нужно жестами и мимикой изобразить отношение к проведенному мастер классу.
Если вы почерпнули что-то новое и интересное для себя радость и восхищение.
Если материал для вас не интересен, то покажите безразличие.
- Спасибо большое, коллеги, за Вашу активную работу!
Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. Анализируя педагогическую деятельность, А.В. Мудрик сказал,- немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
Спасибо за внимание!